Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 00:08, шпаргалка

Краткое описание

В данной работе рассматриваются все основные вопросы по курсу "Международное частное право" .

Вложенные файлы: 1 файл

1 Понятие и предмет международного частного права.docx

— 165.16 Кб (Скачать файл)

22   Классификация физических лиц в международном частном праве. 
Все физ.лица, находящиеся в пределах юрисдикции какого-либо государства подразделяются на 3 категории: 
1)граждане этого государства  
2)иностранные граждане 
3)лица без гражданства  
В отношении каждой из названных групп государство устанавливает определенный правовой режим. Иностранный гражданин – лицо, которое не является гражданином РБ и имеет доказательство свой принадлежности к гражданству другого государства. Лицо без гражданства – лицо, которое не состоит в гражданстве РБ и не имеет доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Безгражданство может возникнуть в случаях, когда: 
1)лицо утратило гражданство, но не приобрело нового гражданства 
2)женщина при вступлении в брак с иностранцем утратила свое гражданство, но не приобрела по законам государства мужа его гражданства  
3)ребенок родился от лица без гражданства в государстве, где не предоставляется ему гражданство  
Каждое государство само устанавливает правовой статус для иностранных граждан, находящихся на его территории. Условно его можно разделить на 2 части: 
1)правовой статус гражданина своего государства  
2)правовой статус гражданина страны пребывания  
Лица без гражданства подчиняются лишь правопорядку страны пребывания, которое полностью определяет правовое положение. Основными принципами правового положения иностранных граждан в РБ являются: 
1)национальный режим – иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РБ гражданской правоспособностью наравне с гражданами РБ  
2)равенство перед законом – каждый, кто находится на территории РБ обязан соблюдать ее конституцию, законы, уважать национальные традиции 
3)возможность реторсии – правительством РБ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан тех государств, в которых имеются ограничения прав граждан РБ  
4)возможность предоставления специального правового статуса при наличии международного договора  
Гражданство – юридическая принадлежность граждан к государству. Данное лицо имеет права и несет по отношению к своему государству определенные обязанности. В свою очередь государство обеспечивает защиту прав и законных интересов этого лица как на своей территории, так и за ее пределами. В основе приобретения гражданства лежат 2 принципа: 
1)территориальный – право почвы, согласно которому гражданства ребенка определяется местом его рождения и не зависит от гражданства родителей  
2)национальный – право крови, согласно которому гражданство ребенка устанавливается по гражданству его родителей  
Согласно закону О гражданстве РБ, гражданство РБ приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в порядке регистрации и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.  
РБ является участницей международной конвенции 1957г. О гражданстве замужней женщины, предусматривающей, что вступление женщины в брак с гражданином иностранного государства, а также расторжение с ним брака автоматически не влекут за собой изменение гражданства этой женщины. В предусмотренных законом случаях одно и то же лицо может иметь гражданство в 2 или нескольких государств. В международных соглашениях по вопросам устранения двойного гражданства предусматриваются следующие правила: 
1)родители, которые являются гражданами различных государств могут по обоюдному соглашению избрать для ребенка гражданство любой из сторон  
2)если родители не подали заявление о выборе гражданства, ребенок считается гражданином того государства, на территории которого он родился  
3)если ребенок родился на территории третьего государства и его родители не подали заявление о выборе гражданства, ребенок считается гражданином того государства, на территории которого родители имели постоянное место жительства до выезда в третье государство

23  Общая характеристика правового положения иностранцев в Республике Беларусь 
Иностранные граждане не территории других стран обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Поэтому во время своего пребывания на территории другого государства они не могут ссылаться на объем правомочий, которыми они пользуются в своем государстве. В то же время объем прав, которыми наделены иностранные граждане в стране пребывания могут быть большими по сравнению с теми, которые они имеют в своем государстве. Общий принцип МЧП о том, что правоспособность иностранных граждан определяется законом места пребывания дополняется указанием о национальном режиме пользования гражданской правоспособностью. Все иностранцы на территории РБ подразделяются на: 
1)постоянно проживающих  
2)временно проживающих  
Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в РБ, если они имеют выданное ОВД разрешение на постоянное жительство в РБ. Разрешение на постоянное жительство в РБ иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они: 
1)находятся в близком родстве с гражданами РБ  
2)заключили брак с гражданином РБ  
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в РБ по другим основаниям считаются временно проживающими в РБ. К другим основаниям относятся: приезд иностранцев в РБ на учебу, в качестве туристов, по личным делам. Они должны выбыть из РБ по истечении определенного им срока пребывания.

24  Правоспособность иностранных граждан. 
Гражданская правоспособность физического лица - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности. 
Иностранные граждане на территории других стран обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Поэтому во время своего пребывания на территории другого государства они не могут ссылаться на объем правомочий, которыми они пользуются в своем государстве. В то же время объем прав, которыми наделены иностранные граждане в государстве пребывания, может быть большим по сравнению с тем, который они имеют в своем государстве. 
Общий принцип международного частного права о том, что правоспособность иностранных граждан определяется законом местопребывания, дополняется указанием о национальном режиме пользования гражданской правоспособностью (п.2 ст.1104 ГК Республики Беларусь). 
В связи с этим совершенно непонятен ход рассуждений законодателя, установившего в п.1 ст.1104 ГК Республики Беларусь: правоспособность: физического лица определяются его личным законом. 
Все иностранцы на территории Республики Беларусь подразделяются на: 
1) постоянно проживающих; 
2) временно проживающих. 
Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь. 
Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они: 
•находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь; 
•заключили брак с гражданином Республики Беларусь (ст.7 Закона Республики Беларусь <О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства>). 
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. К иным основаниям относится приезд иностранцев в наше государство на учебу, в качестве туристов, по личным делам. Они должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания. 
Объем прав и обязанностей иностранцев: 
•зависит от категории, к которой они относятся; 
•несколько уже объема прав и обязанностей отечественных граждан, так как практически во всех странах существуют изъятия из принципа национального режима. Иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, патентными поверенными

25  Дееспособность иностранных граждан. 
Дееспособность иностранных граждан в МЧП определяется по личным законам, однако гражданская дееспособность физ.лица в отношении сделок, совершаемых на территории РБ и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РБ определяется по законодательству РБ. Нормы об ограничении или о лишении дееспособности иностранцев характеризуются большим разнообразием в материальном праве различных государств, различны основания для ограничения дееспособности, различен порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным. В РБ признание физ.лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется праву страны суда. Большим разнообразием норм характеризуется и институт объявления лица безвестно отсутствующим и признания его умершим. Материальные нормы значительно расходятся в том, что касается условий и сроков объявления без вести пропавшими, юридических последствий безвестно отсутствия и объявления умершим. Право ряда государств не признает принцип объявления лица отсутствующим или умершим. В этих государствах возможно лишь в рамках судебного производства по конкретному делу вынести судебное определение о безвестном отсутствии лица, которое будет иметь значение для данного дела, но не для других отношений. В РБ признание физ.лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим подчиняется праву страны суда. Признать безвестно отсутствующим или объявить умершим можно только постоянно проживающего в РБ иностранного гражданина.

26  Правовой статус граждан Республики Беларусь за рубежом. 
Правовое положение граждан Республики Беларусь за рубежом определяется законодательством страны пребывания, законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь. 
Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима направлено на предотвращение дискриминации и изменения их правового положения в одностороннем порядке. 
Граждане Республики Беларусь за рубежом могут проживать постоянно или находиться там временно. 
В ст.12 Пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что <каждый человек имеет право покидать любую страну, включая собственную>. 
Гражданская правоспособность гражданина Республики Беларусь за рубежом определяется, как правило, законом Республики Беларусь. 
Граждане Республики Беларусь за рубежом могут пользоваться всеми имущественными и личными неимущественными правами, предусмотренными иностранными законами, хотя эти права и неизвестны нашему законодательству. Следовательно, они могут в случае необходимости пользоваться защитой этих прав со стороны органов страны пребывания. 
Вместе с тем в отношении белорусских граждан в других странах действуют ограничения, аналогичные тем, которые действуют у нас в отношении иностранцев. Граждане Республики Беларусь за рубежом не участвуют в выборах, не могут быть избранными в выборные государственные органы, не могут занимать определенные должности в стране пребывания:

27   Национальность юридических лиц в международном частном праве. 
Основными характеристиками, определяющими правовое положение юридических лиц в международном частном праве, являются: <национальность> юридического лица, личный статут юридического лица. 
Национальность юридического лица - это принадлежность юридического лица к определенному государству. 
В настоящее время существует несколько способов определения <национальности> юридического лица: 
•по месту учреждения (регистрации, инкорпорации) юридического лица. Юридическое лицо принадлежит правопорядку страны, в которой оно учреждено в соответствии с ее законодательством (США, Великобритания, Индия, Австралия, Китай, Российская Федерация, Республика Беларусь); 
•по месту нахождения центрального органа управления. Юридическое лицо принадлежит правопорядку страны, в которой находится его центр управления (Франция, Испания, Бельгия, Германия, Украина, Польша) (теория <оседлости>, теория <эффективного местопребывания>); 
•по месту осуществления основной хозяйственной деятельности. Юридическое лицо принадлежит правопорядку страны, в которой оно осуществляет хозяйственную деятельность (развивающиеся страны, Италия) (теория центра эксплуатации); 
•по принадлежности капитала. Юридическое лицо принадлежит к правопорядку страны, представители которой внесли больший вклад в уставный фонд этого юридического лица. 
Начало использования этой теории в науке международного частного права связано с первой и второй мировыми войнами. Во время вооруженных конфликтов проблема иностранных юридических лиц приобретает характер <враждебных иностранцев>. Воюющие государства заинтересованы в том, чтобы экономические контакты с <враждебными иностранцами> прекратились. Но формальные признаки определения фактической связи юридического лица с тем или иным правопорядком оказываются недостаточными. 
Так, в Англии в 1916 году рассматривалось дело Даймлера. В этой стране была учреждена акционерная компания по продаже шин. Ее капитал состоял из 25 тыс. акций, из которых одна принадлежала англичанину, а остальные - немцам. Компания была зарегистрирована по английским законами и по ним считалась английским юридическим лицом. Однако суд признал, что в данном случае нужно установить, кто контролирует юридическое лицо, и в соответствии с этим решить вопрос о его фактической принадлежности. Суд признал на основании выясненных обстоятельств данное юридическое лицо <вражеским>, т.е. принадлежащим Германии. 
Национальность юридического лица устанавливает личный закон (статут) юридического лица. 
Личный статут юридического лица определяет: 
•является ли какое-то образование юридическим лицом; 
•порядок возникновения, осуществления деятельности и ликвидации юридического лица; 
•возможные способы и формы преобразования; 
•объем правоспособности юридического лица и ее пределы; 
•формы и порядок выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте.

28  Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике Беларусь. 
Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике Беларусь основывается на принципе национального режима деятельности. 
Ст.1113 ГК Республики Беларусь устанавливает, что иностранные юридические лица осуществляют в Республике Беларусь предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц в Республике Беларусь, если законодательством Республики Беларусь для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное. 
Анализ норм законодательства Республики Беларусь позволяет сделать вывод, что иностранными юридическими лицами в Республике Беларусь признаются юридические лица организованные в соответствии с иностранным законодательством и имеющие свое местонахождение на территории иностранного государства. 
Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (п.1 ст. 1112 ГК). 
Иностранные юридические лица на территории Республики Беларусь могут: 
• заключать сделки; 
•создавать юридические лица в формах, допускаемых белорусским законодательством; 
•открывать представительства и учреждать филиалы; 
•совершать расчетные, страховые, транспортные, кредитно-финансовые операции. 
При совершении сделки на территории Республики Беларусь иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное праву Республики Беларусь (п.2 ст.1112 ГК). 
С формальной точки зрения, хозяйственная деятельность иностранного юридического лица на территории Республики Беларусь осуществляется без каких-либо специальных разрешений. 
Иностранные юридические лица могут открывать в Республике Беларусь свои представительства. Порядок открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций предусмотрен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 г. 
Представительством организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов организации и иные не противоречащие законодательству функции. 
Представительство организации не является юридическим лицом. 
Деятельность иностранных организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства запрещена. 
Иностранные организации открывают свои представительства на территории Республики Беларусь с разрешения Министерства иностранных дел Республики Беларусь. 
Аккредитация представительств областей, земель, иных административных единиц учреждений и ведомств иностранных государств, заинтересованных в представлении своих интересов на территории Республики Беларусь, производится Министерством иностранных дел Республики Беларусь. 
Представительства организаций открываются на срок до трех лет с возможностью последующего продления деятельности на такой же срок при условии обращения в Министерство иностранных дел не позднее одного месяца до истечения срока действия разрешения на открытие представительства. 
Срок аккредитации представительств областей, земель, иных административных единиц, учреждений и организаций иностранных государств, открытых на основании международных договоров Республики Беларусь, не ограничивается.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"