Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 00:08, шпаргалка

Краткое описание

В данной работе рассматриваются все основные вопросы по курсу "Международное частное право" .

Вложенные файлы: 1 файл

1 Понятие и предмет международного частного права.docx

— 165.16 Кб (Скачать файл)

52 Смежные права - это авторские права артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. 
Необходимость охраны смежных прав сразу приобрела международный характер потому, что технический уровень фиксации и передачи произведений в настоящее время не знает границ. Республика Беларусь участвует в основных международных договорах по смежным правам. 
В 1961 году была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Ее участниками являются около 40 государств-членов Бернской конвенции или Всемирной конвенции по авторскому праву. Конвенция основана на принципе национального режима, который предоставляется законами страны, где испрашивается охрана и содержит минимальный уровень охраны смежных прав. Минимальный срок охраны составляет 20 лет, при этом государства-участники, установившие более длительные сроки охраны, не обязаны распространять их целиком на субъектов тех стран, где этот срок меньше. 
Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка, должны иметь символ R с указанием даты первой публикации. Он должен быть легко различим. Если на экземпляре или упаковке нет имени, товарного знака и других соответствующих символов, то знак R должен включать имя владельца права на изготовление фонограмм. 
В 1971 году была принята Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Государства-участники Конвенции взяли на себя обязательства охранять интересы производителей фонограмм от незаконного производства, ввоза и распространения копий фонограмм. 
Применимым правом является право государства гражданства изготовителя фонограмм. 
Сроки охраны устанавливаются национальным законодательством, но не менее 20-ти лет, начиная с года, в котором сделана первая запись фонограммы.

 

53  Промышленная собственность является составной частью интеллектуальной собственности и включает в себя научные открытия, изобретения во всех областях человеческой деятельности, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и коммерческие обозначения, защиту против недобросовестной конкуренции, все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной сфере, полезные модели, наименования мест происхождения товаров, торговые и производственные секреты. 
Предметом охраны права промышленной собственности являются идея, замысел изобретения, полезной модели независимо от формы воплощения такой идеи, замысла. 
Основное место среди международных соглашений по вопросам охраны прав на изобретения и промышленные образцы занимает Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Участники конвенции учредили Международный союз по охране промышленной собственности, куда входят более ста государств, в том числе и Беларусь. 
Конвенция создает правовые условия для охраны исключительных прав в сфере промышленной собственности, устанавливая национальный режим в качестве принципа охраны. 
Лицо, подавшее заявку на изобретение в одной из стран союза, в течение года со дня подачи первой заявки пользуется для подачи заявки в других государствах союза правом конвенционного приоритета. 
Конвенционный приоритет при патентовании промышленных образцов и товарных знаков предоставляется в течение 6 месяцев. 
Республика Беларусь участвует также в Договоре о патентной кооперации 1970 г. 
Участники конвенции образовали Международный союз патентной кооперации. 
Конвенция предусматривает создание <международных поисковых органов>, которые производят документальный поиск по материалам заявок и организуют проведение экспертиз в национальных ведомствах стран, в которые подается заявка на патентование. 
В 1994 году была принята Евразийская патентная конвенция, участниками которой являются 11 стран СНГ, в том числе и Беларусь. 
Конвенция учредила Евразийскую патентную организацию и Евразийское патентное ведомство. 
Евразийский патент на изобретение выдается с учетом требований конвенционного приоритета. Срок действия патента установлен в 20 лет, и он имеет юридическую силу на территории всех стран - участников Конвенции с даты его публикации. 
Евразийская патентная конвенция открыта для любого государства - члена ООН, участвующего в Парижской конвенции 1883 г. и в Договоре о патентной кооперации 1970 г. 
Особое место среди объектов промышленной собственности занимают товарные знаки. Правовые вопросы использования товарных знаков рассматриваются в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., Мадридском соглашении о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891 г., в Протоколе к нему 1989 г., Ниццком соглашении о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г. 
Правила Парижской конвенции в равной степени относятся как к изобретениям, так и к товарным знакам. Мадридское соглашение 1891 г. ввело международную регистрацию товарных знаков в Международном бюро интеллектуальной собственности. Товарный знак регистрируется в Беларуси, затем через государственное учреждение <Национальный центр интеллектуальной собственности> Комитета по науке при Совете Министров Республики Беларусь в Международное бюро направляется заявка о регистрации. 
С момента регистрации в Международном бюро товарный знак охраняется во всех государствах - участниках Мадридского соглашения. Срок действия международной регистрации составляет 20 лет и может быть продлен на неопределенный срок. В случае прекращения действия национальной регистрации в стране происхождения аннулируется международная регистрация.

54

55

56 Правовую основу регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства составляет прежде всего Конституция Республики Беларусь, содержащая основополагающее положения, которые имеют прямое отношение к регулированию семейных отношений. Здесь и обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, их охрана; и признание прав и свобод человека и гражданина; и признание приоритета международного договора; и проч.

Конституция Республики Беларусь предоставляет  иностранным гражданам и лицам  без гражданства те же права и  обязанности, которыми пользуются и  граждане Республики Беларусь [3, ст. 11].

Этот принцип отражается и в  других законах государства, предоставляя иностранным гражданам и лицам  без гражданства равные права  и возможности для жизни и  деятельности в Республике Беларусь. Так, например, в статье 4 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Республике Беларусь» №105-3 от 4 января 2010 года говорится, что иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют  обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь [4]

Обращаясь к Закону Республики Беларусь «О правовом положении иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Республике Беларусь» где указано, что иностранцам в Республике Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права  и свободы [4, ст.7], а так как  право на брак, предусмотренное Конституцией Республики Беларусь, относится к  категории личных прав, то из этого  следует, что иностранцы в Республике Беларусь имеют полное право быть субъектами брачно-семейных отношений.

Рассмотрим, как этот принцип закреплен  в других Законах Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь о браке  и семье (далее - КоБС), принятый 9 июля 1999 года, в отношении иностранных  граждан и лиц без гражданства  развивает далее принципы, изложенные в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Республике Беларусь», и регламентирует семейные отношения с участием иностранных  граждан и лиц без гражданства.

Так, в статье 228 КоБСа вновь подтверждается применение общих правовых норм в  отношении иностранных граждан  и лиц без гражданства, касательно семейных правоотношений, а именно то, что иностранные граждане пользуются в Республике Беларусь правами и  несут обязанности в брачных  и семейных отношениях наравне с  гражданами Республики Беларусь. Лица без гражданства, проживающие в  Республике Молдова, пользуются теми же правами и несут те же обязанности  в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь [5].

Это означает, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют  право вступать в брак и создавать  семьи в соответствии с законами Республики Беларусь, рожать и усыновлять детей, и пользоваться другими правами, установленными в Республике Беларусь. Это также означает и то, что  в Комментарии к Кодексу вышеуказанной  статье сказано «иностранные граждане и лица без гражданства несут  ответственность и должны исполнять  обязанности, предусмотренные законодательством  Республики Беларусь, включая обязанности  по отношению к супругам и детям. А также и то, что в Республике Беларусь иностранные граждане пользуются такой же правоспособностью и  дееспособностью в области брачных  и семейных отношений, как и белорусские  граждане, то есть пользуются национальным режимом. При этом права им предоставляются  независимо от того, имеют ли такие  же права в их странах белорусские  граждане. Лишь в отдельных случаях  могут быть установлены ответные ограничения (так называемые реторсионные меры) в отношении граждан тех  стран, в которых имеются специальные  ограничения прав белорусских граждан  и то, что в Республике Беларусь иностранные граждане не вправе претендовать на предоставление им прав, которыми не пользуются белорусские граждане, хотя бы эти права и предусмотрены  законодательством государства, гражданами которого они являются [6, с. 279].

Лица без гражданства, как и  иностранные граждане, полностью  приравниваются в своих правах и  обязанностях в брачных и семейных отношениях к белорусским гражданам  при условии, что они проживают  на территории Республики Беларусь [6, с. 279].

Брак и семья в Республике Беларусь с иностранным элементом  создаются и основываются на основе КоБСа.

Браки с участием иностранных граждан  и лиц без гражданства могут  быть зарегистрированы как на территории Республики Беларусь в органах записи актов гражданского состояния, так  и за ее пределами в дипломатических  представительствах или консульских  учреждениях Республики Беларусь. При  регистрации браков форма и порядок  заключения браков с участием иностранных  граждан и лиц без гражданства  на территории Республики Беларусь определяются законодательством Республики Беларусь.

Что же касается, условий заключения брака на территории Республики Беларусь, то они определяются для каждого  из лиц, вступающих в брак, законодательством  государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, если иное не предусмотрено международным  договором, с соблюдением требований соответствующих норм КоБСа в  отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Условия заключения брака лицом без гражданства  на территории Республики Беларусь определяются законодательством государства, в  котором это лицо имеет постоянное место жительства [5, ст. 229 ].

При применении семейного законодательства учитывается законодательство не только белорусское, но и другого иностранного государства, если участником семейных отношений становится гражданин  другой страны (или лицо без гражданства), например, при заключении брака в  дипломатических представительствах и консульских учреждениях действует  ч. 3 ст. 229 КоБСа, где сказано: Браки  между иностранными гражданами, заключенные  в Республике Беларусь в посольствах  и консульских учреждениях иностранных  государств, признаются на условиях взаимности действительными в Республике Беларусь, если эти лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула  в Республику Беларусь [5].

Семейное законодательство применяется  к семейным отношениям, с участием иностранных граждан и лиц  без гражданства, если отсутствуют  предусмотренные белорусским законодательством  препятствия, например, к заключению брака.

Другими словами, Республика Беларусь не признает брака, заключенного при  наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака (между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит  в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками по прямей восходящей и нисходящей линии; полнородными и  не полнородными братьями и сестрами; усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно признано недееспособным вследствие психического расстройства).

Аналогичны по существу требования относительно признания браков, заключенных  за пределами территории Республики Беларусь.

В результате применения законодательства иностранного государства не должны нарушаться интересы обладателя несущественных и имущественных прав, являющегося  белорусским гражданином.

Особенности применения семейного  законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан  и лиц без гражданства заключается  и в том, что реализуют его  разные органы. Но в любом случае это - государственные органы (записи актов гражданского состояния,). То же можно сказать об уполномоченных на соответствующие действия государственных  органах иностранного государства. К тому же, как в Республике Беларусь, так и в ином государстве, например, заключение брака осуществляют при  определенных условиях дипломатическое  представительство и консульское  учреждение иностранного государства, назначившего посла или консула  в Беларусь. Всякий раз в КоБСе  делается на этот счет специальная  оговорка [7, с. 325].

Таким образом, имеющиеся в КоБСе  предписания, предназначенные для  применения к отношениям, осложненным  участием в них иностранных граждан  и лиц без гражданства, имеют  непростое содержание. В них сочетаются требования общего принципиального  характера с вопросами, имеющими конкретное содержание. Но в любом  случае имеет место стремление следовать  общепризнанным нормам международного права.

Таким образом, нужно отметить, что  иностранные граждане и лица без  гражданства являются полноценными сторонами в брачно-семейных отношениях. Они никаким образом не ущемляются в правах, закреплённых брачно-семейным законодательством, а наравне с  гражданами Республики Беларусь обладают такими правами и несут ответственность  за невыполнение норм, предусмотренных  нормативно-правовыми актами, которые  образуют основу брачно-семейного законодательства Республики Беларусь.

 

57          Расширение внешнеэкономических связей, усиление миграционных процессов в настоящее время обусловили возрастание количества браков, заключенных гражданами разных государств. 
С другой стороны, материально-правовые нормы семейного права различных государств чрезвычайно разнообразны, так как испытывают на себе влияние национальных, бытовых, религиозных традиций. Этими факторами и обусловлено возникновение сложных коллизий в области брачно-семейных отношений. 
Каждое государство само устанавливает условия вступления в брак и порядок его оформления, поэтому в случае заключения брака гражданами различных государств проблемой является выбор закона, определяющего юридические условия, при которых брак может быть заключен и признан действительным в государствах обоих супругов. Для решения этого вопроса используют несколько коллизионных привязок: 
·           личный закон (Италия, Испания, Австрия); 
·           закон местожительства (Австралия, Англия); 
·           смешанная форма привязок, когда объединяются закон гражданства и закон домицилия (Болгария, Франция); 
·           закон места заключения брака (США). 
Брак порождает юридические последствия только в том случае, если он надлежащим образом оформлен. А оформлен компетентными органами, в свою очередь, он может быть только при соблюдении условий, предшествющих заключению брака. 
Если попытаться обобщить все предпосылки действительности заключения брака, то можно сказать, что они делятся на 2 группы: 
·           предпосылки, относящиеся к форме брака (условия формы); 
·           предпосылки, относящиеся к брачной право- и дееспособности (материальные условия).

 
Что касается формы заключения брака, то в мировой практике известны страны, где: 
·           официально признается только брак, зарегистрированный в государственных органах (Франция, Швейцария); 
·           официально признаются и гражданские, и церковные браки (Англия, Швеция); 
·           официально признается только церковный брак (Кипр, Греция).

 
Обычно брак регистрируется через  некоторое время после подачи заявления. Ему может предшествовать <оглашение>, т.е. объявление о предстоящей  регистрации брака определенными лицами.  
При регистрации обычно требуется личное присутствие вступающих в брак и двух свидетелей, но в некоторых странах возможно заключение брака по доверенности. 
К материальным условиям заключения действительного брака в семейном праве государств относятся: 
·           отсутствие состояния кого-либо из будущих супругов в другом браке (за исключением мусульманских государств); 
·           достижение лицами, вступающими в брак, определенного возраста; 
·           взаимное согласие будущих супругов; 
·           принадлежность супругов к разному полу; 
·           условие о траурном сроке, т.е. времени, в течение которого женщине нельзя выйти замуж после развода или смерти супруга (встречается не повсеместно); 
·           наличие определенных болезней. 
Основной коллизионной нормой в отношении формы брака является привязка к праву того государства, на территории которого он заключается. Так, ст.229 КоБС Республики Беларусь устанавливает: <Браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также браки иностранных граждан между собой заключаются в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами заключаются государственными органами, регистрирующими акты гражданского состояния, при условии обязательного представления последними документа компетентного органа государства, гражданами которого они являются, об отсутствии зарегистрированного брака с другим лицом>. 
В отношении материальных условий определяющим является личный закон, но более современным подходом считается кумуляция (объединение) коллизионных привязок с целью обеспечения действительности брака. 
Таким образом решен вопрос в Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22.01.1993 г. Она устанавливает, что условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого он является, а для лиц без гражданства - законодательством государства, являющегося их постоянным местом жительства. В отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства государства, на территории которого заключается брак. 
Законодательство Республики Беларусь допускает заключение на территории нашего государства консульских браков, т.е. браков, регистрируемых в иностранных дипломатических или консульских представительствах. 
Браки между иностранными гражданами, заключенные в Республике Беларусь в посольствах или консульских учреждениях иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в Республике Беларусь, если эти лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в Республике Беларусь. 
В консульских учреждениях Республики Беларусь заключаются браки между гражданами Республики Беларусь, проживающими вне пределов Республики Беларусь (ст. 230 КоБС Республики Беларусь).  
В отношении признания браков, заключенных вне пределов Республики Беларусь, наше семейное законодательство устанавливает следующие правила: 
1.  Браки между гражданами Республики Беларусь и браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные вне пределов Республики Беларусь с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, признаются действительными в Республике Беларусь при условии, что они не противоречат материальным условиям к заключению брака, предусмотренным нашим КоБС. 
2.  Браки между иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь без каких-либо дополнительных условий.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"