Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, сущность и характерные черты современного международного публичного права
Международное публичное право – сложный комплекс юридических наук, представляющий собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой выступают международные отношения

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по международному праву.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН

Совет также уполномочен  решать, какие меры, не связанные  с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления  его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или  оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы

При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права  каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в  случае вооруженного нападения на члена  ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности

Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь  одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.

Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются  принятыми, если за них поданы голоса 9 членов Совета. По другим вопросам решения  считаются принятыми, когда за них  поданы голоса 9 членов Совета, включая  совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето)

 

28. Международный суд ООН: юрисдикция, состав и структура

Международный Суд –  главный судебный орган ООН. Действует  на основе Устава ООН и Статута  Международного Суда ООН. Государства, не члены ООН, также могут участвовать  в Статуте Международного Суда, на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности

Суд состоит из 15 независимых  судей, избранных из числа лиц  высоких моральных качеств, удовлетворяющих  требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области МП. В составе Суда не может быть 2 граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами

Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной  Ассамблеей ООН и Советом Безопасности. Срок полномочий – 9 лет, при этом каждые 3 года переизбираются 5 судей. Кворум образует присутствие 9 судей

Стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не могут

К ведению Суда относятся  все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или конвенциями

По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна, т.е. Суд вправе рассматривать конкретные споры  с участием того или иного государства  только с его согласия. Но государства  могут делать заявления о признании  юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся толкования договора, любого вопроса МП, наличии факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушений международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон

Дела возбуждаются в  Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон

Судопроизводство в  Суде состоит из 2 этапов: письменного  и устного. Письменное - сообщении  Суду и сторонам меморандумов (Дипломатический документ, излагающий фактическую или юридическую сторону какого-либо вопроса), контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору

Разбирательство дела в  Суде производится публично, если стороны  не просят о проведении закрытых заседаний.

После окончания выступлений  сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

По итогам судебного  разбирательства выносится решение. В решении указываются имена  судей, соображения, на которых оно основано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение

Следует учитывать, что  решение Суда не имеет характера  прецедента и обязательно лишь для  участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжаловнию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств.

Суд вправе давать консультативные  заключения по любому юридическому вопросу. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.

Суд решает споры на основании  МП и применяет международные  конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами; международные обычаи; общие принципы права.

В настоящее время  заявления о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН сделали около пятидесяти государств. СССР долгое время отрицательно относился к обязательной юрисдикции Суда. Российская Федерация пересматривает позицию

Официальными языками  Суда являются французский и английский Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользоваться и другим языком, однако решения Суда выносятся на французском и английском языках

Местопребывание Суда —  Гаага (Нидерланды). Это, однако, не препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным. Председатель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда

 

29. Специализированные  учреждения ООН: понятие, виды

Специализированные учреждения – постоянно действующие международные организации, работающие на основании учредительных документов и соглашений ООН

В настоящее время  существует 16 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ. По сфере деятельности их можно разделить:

  1. В сфере экономики – Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация
  2. В гуманитарной сфере – ЮНЕСКО, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения

Международный валютный фонд

Задачи – координация валютно-кредитной политики государств-членов, предоставление им кредитов для урегулирования балансов и поддержания валютных курсов, льготное кредитование наименее развитых государств

Высший орган - Совет  управляющих, в который входят по два представителя от

Международный банк реконструкции и развития

Задачи - предоставление кредитов правительствам главным образом  развивающихся государств или частным  организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.

Международная финансовая корпорация

Задачи - помощь в управлении экономикой, а также финансирование инвестиций частного и смешанного секторов экономики, прежде всего в развивающихся  странах, путем предоставления кредитов (на срок до 25 лет).

Международная ассоциация развития (МАР)

для предоставления займов на более льготных условиях, чем  МБРР

Международная морская организация (ИМО)

Задачи - обеспечение  сотрудничества по вопросам судоходства  и безопасности плавания, разработка рекомендаций и проектов конвенций по морскому праву

Международная организация гражданской авиации

Исследует проблемы международной  гражданской авиации, воздушных  трасс, аэропортов и аэронавигационных  средств, разрабатывает международные  стандарты для конструирования и эксплуатации воздушных судов, правила по использования оборудования, средств связи и контроля над полетами, содействует унификации таможенных, иммиграционных и санитарных правил

Международная организация труда (МОТ)

Целями и задачами МОТ являются: содействие установлению социальной справедливости; улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся; разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам заработной платы, рабочего времени, охраны труда, признания прав на объединение в профсоюзы

Международный союз электросвязи

Задачи МСЭ: регулирование  и координация сотрудничества в  области электросвязи, включая космическую  радиосвязь; совершенствование технических  средств радиосвязи; принятие мер  по обеспечению безопасности связи

Всемирный почтовый союз (ВПС)

В задачи ВПС входит образование  почтовой территории во всех странах  и совершенствование национальных почтовых систем.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Цели ЮНЕСКО: содействовать сотрудничеству посредством образования, науки и культуры, чтобы поощрять соблюдение и поощрение прав человека, использование средств массовой информации.

Главным органом ЮНЕСКО является Генеральная конфереция, в которой участвуют все члены Организации.

Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ)

Целями ВОЗ являются:

  1. укрепление национальных служб здравоохранения;
  2. содействие подготовке специалистов в области здравоохранения;
  3. борьба с опасными болезнями;
  4. охрана здоровья матери и ребенка;
  5. улучшение состояния окружающей среды.

Всемирная организация  интеллектуальной собственности (ВОИС)

В задачи ВОИС входят: содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире, обеспечение административного сотрудничества 18 межправительственных организаций (союзов), занимающихся разными аспектами оказания помощи в охране интеллектуальной собственности и авторского права

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Задачи

  1. обеспечение использования атомной энергии в мирных целях;
  2. содействие научно-исследовательским работам в области мирного использования атомной энергии и обмену научными сведениями;
  3. помощь государствам в снабжении материалами, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для осуществления мирной атомной деятельности;
  4. осуществление т.н. «гарантий МАГАТЭ» (системы мероприятий, препятствующих использованию в военных целях ядерных материалов, оборудования и документации);
  5. определение норм безопасности ядерной деятельности и контроль за их соблюдением;
  6. приобретение, создание установок и оборудования, необходимых для ведения мирной атомной деятельности;
 

30. Региональные международные  организации: понятие, виды

Членами региональных организаций  являются государства определенного  географического района. Объект деятельности – вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы

Лига арабских государств

Начало созданию ЛАГ положило принятие 7 октября 1944 г. Александрийского протокола, который  подписали представители Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака, Египта, Саудовской Аравии, Йемена и арабского народа. В настоящее время более 20 государств

Целями Лиги являются: обеспечение более тесных отношений  между государствами - членами Лиги; координация их политических действий; обеспечение их независимости и суверенитета

Сотрудничество членами  ЛАГ осуществляется в следующих  сферах:

экономические и финансовые проблемы;

транспорт и связь;

вопросы культуры, здравоохранения;

гуманитарные проблемы.

Высшим органом ЛАГ  является Совет ЛАГ. Решения, принятые Советом единогласно, обязательны для всех членов ЛАГ, решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются.

В случае агрессии или  угрозы агрессии против государства - члена ЛАГ это государство может потребовать немедленного созыва Совета ЛАГ, который намечает меры для устранения агрессии, в том числе принудительными мерами

Организация африканского единства

Организация африканского единства (ОАЕ) создана на основе Хартии африканского единства 1963 г. в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества. Членом организации может быть любое независимое и суверенное африканское государство. Число членов в настоящее время - около 50.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"