Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, сущность и характерные черты современного международного публичного права
Международное публичное право – сложный комплекс юридических наук, представляющий собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой выступают международные отношения

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по международному праву.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

Производные субъекты МП:

  1. Международные организации
    1. Международные межправительственные организации – основаны на межправительственных соглашениях. Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, ЕС, Совет Европы)
    2. Международные неправительственные организации основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами – Международный союз велосипедиство
  2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме) – в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с определенным государствами о ненападении на вольные города, которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией

Кроме того, существуют участники  отдельных видов международно-правовых отношений. К ним относятся правительства  в изгнании, восставшая сторона, воюющая  сторона. Но вопрос о международной  правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена

Одним из самых дискуссионных  в науке МП является вопрос о международной  правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь широк: от полного  отрицания международной правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.

 

10. Государство – основной  субъект международного публичного  права

Государство в МП –  страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом МП (колония)

Существуют различные  способы образования новых государств – субъектов МП:

  1. В результате социальных революций и национально-освободительных движений
  2. Слияние 2 или нескольких государств в 1 государство
  3. Распад 1 государства на 2 и более
  4. Отделение части территории и провозглашение на ней самостоятельного государства
  5. Решением международных организаций

Наиболее важные признаки государства – суверенитет, территория, населения, власть

Суверенитет – верховенство государства в пределах собственных  границ и его самостоятельность  в международных делах. Абсолютного  суверенитета нет

Признаки суверенитета:

  1. Территориальное верховенство – на территории данного государство действуют законы только этого государства
  2. Территориальная целостность
  3. Формальная независимость государства от каких-либо субъектов – в том числе организаций, физических лиц, международных организаций

Как субъект МП государство  обладает следующими правами:

  1. Право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных МП иммунитетов
  2. Равноправие с другими государствами
  3. Право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения

Обязанности:

  1. Воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств
  2. Воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства
  3. Уважать права человека
  4. Устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру
  5. Решать споры с субъектами МП мирными средствами
  6. воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости
  7. воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения
  8. воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы
  9. добросовестно выполнять свои обязательства
 

11. Международные организации  и государствоподобные образования  как производные субъекты международного  публичного права

  1. Международные организации
    1. Международные межправительственные организации
    2. Международные неправительственные организации основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами – Международный союз велосипедистов. Уставы этих организация не являются международными договорами. Но неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях (в ООН). Но неправительственные организации не вправе создавать нормы МП и следовательно, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектоности

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей  территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах. В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969

В уставе определяются цели ее образования, структура, компетенция. Наличие постоянных органов обеспечивает автономность ее воли, международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов

Правосубъектность носит  функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных – быть совместима с принципами и целями ООН

Права международных  организаций:

  1. право участвовать в создании международно-правовых норм
  2. право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения
  3. право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленной как организации, так и ее сотрудникам
  4. право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами

Государствоподобные образования  – в основе их создания лежит  договор. Как правило, договор с  определенным государствами о ненападении на вольные города, которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета

Ватикан - государство-город, расположенный в пределах столицы  Италии - Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви - Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом в 1929 г.. В соответствии с этим документом Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Ватикан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства, участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование с административным центром в  Риме. Мальтийский орден активно  участвует в международных отношениях, заключает договоры, обменивается представительствами с государствами, имеет миссии наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО

 

12. Признание в современном  международном праве: понятие,  сущность

Признание – международно-правовое действие субъекта МП, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта МП

Признание в частности, констатирует выход на международную  арену нового государства или  правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания

Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских и иных отношений. Признание  является базой для всех последующих  отношений

Существует 2 теории признания:

  1. Конституционная – без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом МП (западные государства)
  2. Декларативная - признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами

Институт признания  не кодифицирован, его образует группа международно-правовых норм (главным  образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств

Институт признания носит комплексный  характер. Основной массив его норм содержится в праве международной  правосубъектности, но отдельные нормы  зафиксированы в праве международных договоров, праве международных организаций

Акт признания – юридический  факт, с которым международное  право связывает возникновение, изменение или прекращения международных  правоотношений

Формы признания:

  1. Де-факте – признание официальное, но не полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Республики. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко
  2. Де-юре – признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами МП международных отношений в полном объеме и сопровождается заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений

Специфический вид признания ad hoc (признание на данный случай) – когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то разовые отношения (защита своих граждан, находящихся в данном государстве) при политики официального непризнания. Это не рассматривается как признание

Виды признание:

  1. Признание государств - когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств. Основной критерий признания - независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти
  2. Признание правительства - происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Но возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем. Основной критерий для признания нового правительства - это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях

Особым видом признания  правительств является признание эмигрантских. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Ноэмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях

В середине XX в. получило широкое распространение признание  органов сопротивления и национально-освободительных  движений. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления  создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"