Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, сущность и характерные черты современного международного публичного права
Международное публичное право – сложный комплекс юридических наук, представляющий собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой выступают международные отношения

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по международному праву.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

Особенности Российского  сектора. В 1920 Нота МИД РСФСР Норвегия закрепляла права ССС на Белое море, Декретом СНК РСФСР 1921 – на Баренцево, Карское, Лаптевых и Восточно-сибирское – это моря заливного типа и внутренние национальные морские пути Росссии. Это основано на ряде причин:

  1. Большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север
  2. Русское государство в течение 3 веков владело Карским морем (царские указы)
  3. Они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана многочисленными островами и архипелагами

В целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 закрепило право государств принимать меры по предотвращения загрязнения морских вод Арктики

В целях исследования Арктики и охраны ее природной  среды развивается широкое международное  сотрудничество: действуют многостороннее соглашение о сохранении белых медведей, советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике, советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях. Финляндия, Швеция, Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона

Антарктика – южная  полярная область, охватывающая материк  Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60 параллели южной широты

Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. В системе Договоры об Антарктике – стороны отказали от любой основы для претензий на территориальный суверенитет. Правовую основу составляет международное право, на территориях судов или полярных баз действует право их флага

Международно-правовой режим  Антарктики регулируется Договором  об Антарктике 1959. Согласно Договору, Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Антарктика объявлена безъядерной зоной.

В Антарктике не применяется  секторальное деление (по типу Арктики). Но подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых  государств. Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили, Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией

В настоящий момент эти  претензии заморожены, т.е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике

В рамках договора была подписана  Конвенция о сохранении антарктических тюленей.  Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики предоставляет право добычи морских  живых ресурсов Антарктики всем государством. В 1991 году Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет. Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года. Оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике

 

52. Понятие, принципы  и источники международного морского  права

Международное морское  право – совокупность норм МП, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов

ММП является частью общего МП: оно руководствуется предписаниями  последнего об субъектах, источниках, принципах, праве международных  договоров, ответственности и другие, а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное права, космическое право).субъекты МП при осуществлении своей деятельности в Мировом океан должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами ММП, но также с нормами и принципами МП в целом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания

Принципы:

  1. Принцип свободы открытого моря. Открытым морем могут на равной основе пользоваться все государств. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований, а также свободу воздушного полета над открытым морем
  2. Принцип мирного использования моря – неприменения силы
  3. Принцип общего наследия человечества
  4. Принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов
  5. Принцип охраны морской среды

Кодификация ММП впервые  была осуществлена в 1958 в Женеве I Конференции ООН по морскому праву, которая одобрила 4 Конвенции:

  1. О территориальном море и прилежащей зоне
  2. Об открытом море
  3. О континентальном шельфе
  4. О рыболовстве и охране живых ресурсов море

Эти конвенции и в  настоящее время имеют силу для  участвующих в них государствах. Положения этих конвенций в той  степени, в которой они декларируют  общепризнанные нормы МП, должны уважаться  и другими государствами. Но вскоре после принятия Женевских конвенций новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60 большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создание нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения нашли отражения в Конвенции ОО по морскому праву 1982 года, которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря (ранее 3-12). Новая конвенция закрепило право государств, не обладающих морским побережьем на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье

Также вопросы ММП  отражены в Конвенции по охране человеческой жизни на море, Конвенции о международных  правилах по предупреждению столкновения судов, Международной конвенции о предупреждении загрязнения мор, Конвенции о грузовой марке

 

53. Понятие и виды  территорий в международном публичном  праве

Под территорией в  МП понимается пространство с определенным правовым режимом – часть земного  шара (сухопутная, водная территория, недра, воздушное пространство). А также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и МП

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом

Государственные территории являются материальной базой существования  соответствующего государства и  находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных  территорий составляют нормы национального права

Территории со смешанным  режимом (континентальный шельф  и экономическая зона) не входят в состав государственных территории, но прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные  национальным законодательством и международными договорами

Территории с международным  режимом (открытое море за пределами  территориальных вод, международный  район морского дна, некоторые международные  проливы, реки, каналы, Антарктика, космическое  пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется международными договорами

 

54. Международно-правовой  режим открытого моря

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях

Согласна Конвенции 1982 все государства имеют в открытом море право на:

  1. Свободу судоходства
  2. Свободу полетов
  3. Свободы прокладывать подводные кабели и трубопроводы
  4. Свободу рыболовства
  5. Свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые МП
  6. Свободу научных исследований

Никакое государство  не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету

В открытом море судно  подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Но согласно Конвенции об открытом море 1958 года, определено, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

  1. Судно занимается пиратством или работорговлей
  2. Судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль

Каждое государство  определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов и права судна плавать под его флагом. Каждое государство:

  1. Ведет регистр судов
  2. Принимает юрисдикцию над каждым судом и его экипажем
  3. Обеспечивает контроль годности судов
  4. Обеспечивает безопасность мореплавания

Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования, кроме властей государства флага судна

Существует право преследования  «по горячим следам». Преследование  иностранного судна может предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря, при условии, что оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только судно входит в территориальное море своей страны или другого государства

Преследование должно быть начато после подачи зрительного  или светового сигнала. Может  осуществляться только военными кораблями  или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, судов, состоящих на государственной службе

 

55. Понятие и принципы  международного воздушного права.  Режим воздушного пространства

МВП – совокупность правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства

3 этапа развития МВП:

  1. Начало XX века – начало Первой мировой войны – появление разнообразного количества теорий и взглядов, обосновывающих правовое отношение государства к воздушному пространству. В те годы была распространена теория свободы воздуха, государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство. Но с 1911 года начинают применять теорию государственного суверенитета над воздушным пространством
  2. Период между мировыми войнами – юридическое закрепление полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством, превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных отношений. В 1919 Парижская конвенция о воздушных передвижениях – закрепила принцип суверенитета государств над воздушным пространством
  3. Разработка унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила и способствовать безопасности полетов. 1944 Чикагская конвенция о гражданской авиации установила принципы МВП, учредила Международную организацию гражданской авиации

Также в систему источников МВП включаются различные двусторонние и многосторонние международные договоры

В российской доктрине МП преобладающим является подход к  оценке юридического статуса МВП, согласно которому оно базируется на основных общепризнанных принципах МП:

  1. Территориальная целостность государств и нерушимость их границ
  2. Неприменения силы или угрозы силой
  3. Мирное разрешение международных споров

Но МВП содержит и  специальные отраслевые принципы:

  1. Принцип государственного суверенитета над воздушным пространством
  2. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытым море
  3. Принцип соблюдения безопасности международных полетов

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"