Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение процесса вступления РФ в ВТО, последствия и анализ правовых проблем такого вступления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю создания, а также дать общую характеристику Всемирной Торговой Организации; обозначить проблемы вступления РФ в ВТО, а также последствия вступления, рассмотреть правовые проблемы реализации обязательств на примере сфер государственных закупок и сельского хозяйства.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию.
Предметом исследования является механизм вступления России во Всемирную торговую организацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Сивачева итог(1).docx

— 143.68 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Международно-правовой факультет

Дневное отделение

 

 

Кафедра международного права

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка Сивачева Е.В.

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО

 

 

 

 

 

 

 

 

Допускается к защите                                                 Научный руководитель

Зав. Кафедрой:

д.ю.н., профессор                                                        к.ю.н, доцент кафедры

____________Шумилов В.М.                                     ___________Акчурин Т.Ф.

«___»_____________2013г.                                       «___»_____________2013г.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

                                                               Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимость экономического сотрудничества, а именно, в сфере торговли, на межгосударственном уровне существовала давно. Уже в XIX веке индустриальные страны охотно подержали ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин на международном уровне. После попыток преодоления экономического кризиса 1929 года, стало ясно,  при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках. Деятельность Всемирной Торговой Организации(ВТО) касалась непосредственно правового регулирования внешней торговли, но, также не могла не затронуть регулирование деятельности производителей экспортных и импортных товаров, а также их инвестиционную деятельность. История создания ВТО – самобытна и невероятно интересна, всвязи с этим, краткое изложение данного процесса необходимо для составления понимания связи между соглашениями, заключенными в рамках Организации.

Разработка методов регулирования международного оборота товаров, услуг и капиталов(инвестиций), берет свое начало в попытке создания универсальной международной организации под эгидой ООН. Данная организация должна была служить инструментом регулирования торговой политики государств, составляющих единое мировое сообщество, обеспечить развитие сотрудничества между странами и свести к минимуму возможность возникновения торговых конфликтов.

За годы существования ВТО претерпела много изменений. В 1993  году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ, два года спустя начались переговоры о вступлении во Всемирную Торговую Организацию. Так, по прошествии почти двух десятков лет, Российсккая Федерация вступила во Всемирную Торговую Организацию.

 

 

Целью работы является рассмотрение процесса вступления РФ в ВТО, последствия и анализ правовых проблем такого вступления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю создания, а также дать общую характеристику Всемирной Торговой Организации; обозначить проблемы вступления РФ в ВТО, а также последствия вступления, рассмотреть правовые проблемы реализации обязательств на примере сфер государственных закупок и сельского хозяйства.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе вступления России  во Всемирную торговую организацию.

Предметом исследования является механизм вступления России  во Всемирную торговую организацию.

В ходе исследования были проанализированы разнообразные источники. К ним можно отнести нормативно-правовые акты, определяющие структуру, принципы, организацию деятельности Всемирной торговой организации; специальная литература, раскрывающая аспекты деятельности Всемирной торговой организации. Были проанализированы выступления, комментарии и интервью официальных лиц, которые являются непосредственными участниками переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (В.В.Путин, Д.А.Медведев, М.Ю. Медведков, Г.О. Греф), а также экспертов, политологов, экономистов относительно вступления России во Всемирную торговую организацию. Были проанализированы статьи из периодических изданий.

Методологической основой работы являются исторический, системный, структурный и сравнительный анализ, а также метод прогнозирования.

Структура работы предопределена целями, задачами работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Общая характеристика Всемирной торговой организации

1.1. История создания Всемирной  торговой организации

 

По мере того как мировая торговля набирала обороты, необходимость создания некоего наднационального органа, призванного регулировать вопросы в этой сфере, нарастала. Так или иначе он не появиться не мог. Катализаторами к его созданию служили природные катаклизмы, войны, экономические кризисы. Одним из мощнейших кризисов, постигших индустриальные страны, стал кризис 20-х гг. прошлого века. Попытки отдельных стран выйти из него часто сводились к установлению односторонних заградительных барьеров в виде высоких пошлин на поступающий импорт с целью помочь собственному производителю. Эти факторы побудили развитые страны заняться вопросами создания международных финансовых институтов.

В 1944 г. были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции. Еще одной опорой должна была стать международная торговая организация.

Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, а также предложить заинтересованным странам Устав этой организации.

СССР не участвовал в Гаванской Конференции, так как отказался от участия МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях и начало противостояния между идеологическими блоками не позволит в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций1.

Организация должна была взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну, а в 1947 г. подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)2. В последующие годы это Соглашение оказалось достаточно эффективным инструментом. В рамках ГАТТ стали регулярно проводиться раунды переговоров между странами-участницами. Все участники приняли обязательства по неукоснительному исполнению основных соглашений и юридических норм организации.

Заявка на присоединение России к ГАТТ была подана в 1994 г.

В 1995 г. ГАТТ была преобразована в Всемирную торговую организацию (далее – ВТО). Особенность данной организации заключается в отсутствии устава, а его роль выполняет Соглашение об учреждении ВТО3 и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров4.

К 2003 году было проведено девять раундов Многосторонних торговых переговоров (МТП), успешно решивших задачу сокращения таможенных тарифов, устанавливаемых государством, с целью воспрепятствовать нежелательному импорту товаров (тарифное регулирование и до настоящего времени является основным правовым инструментом, используемым для регулирования внешней торговли). С усилением протекционистских тенденций в торговой политике государств потребовались дополнительные правовые средства регулирования внешней торговли. В результате в соглашениях, заключаемых после многосторонних торговых переговоров, появились нормы, обеспечивающие влияние на законодательную политику государств.

Создание ВТО, по словам проф. И.И. Дюмулена, означало создание недостающего третьего звена в так называемой Бреттон-Вудской системе учреждений (МВФ, Мировой банк и Международная торговая организация). Создание ВТО явилось также логическим продолжением мировой торговой системы ГАТТ5. Благодаря пакету соглашений, входящих в качестве приложения в Соглашение о создании Всемирной торговой организации, созданная мировая торговая система охватывала все аспекты международного оборота имущественных ценностей в материальном и нематериальном виде путем передачи товаров или оказания услуг, обеспечивая также и регулирование инвестиций в той мере, в какой инвестиции связаны с торговлей.

На сегодняшний день Всемирной торговой организацией регулируется более 90% всего мирового оборота товаров и услуг. Такая организация должна была быть именно наднациональной, чтобы ее решения, в том числе по исковым обращениям государств на противоправные действия других стран-участниц, были обязательны для исполнения на национальном уровне любым членом организации. Здесь, вроде бы, просматривается некая угроза суверенитету, но в противном случае смысла бы в ней просто не было.

Сейчас организация насчитывает более 500 сотрудников, имеет бюджет около 200 млн. долл. США. Штаб-квартира Всемирной торговой организации расположена в Швейцарии, в Женеве. Глава ВТО (генеральный директор) - Паскаль Лами. Сегодня во Всемирную торговую организацию входят 1596 стран и еще десятки ожидают приема.

Государство - член ВТО не участвует в соглашениях, являющихся частью пакета документов, которые были приняты на Уругвайском раунде.

ВТО (в отличие от ГАТТ) контролирует более широкий круг торговых соглашений (например, о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, соглашения о торговле услугами и т.д.). ВТО обладает большими полномочиями с помощью совершенствования процедуры принятия решений и разрешения споров между государствами в пределах ВТО.

ВТО является системой международных соглашений по вопросам международной торговли; она создает общие рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включенным в Приложения к настоящему Соглашению.

ВТО открыто не занимается экономическими и политическими вопросами, а только регламентирует международную торговлю. Основной целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран - членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ВТО, на первый взгляд, могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах7:

- принцип наибольшего благоприятствования: предоставление иностранным товарам и поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

- принцип национального режима: странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг;

- принцип транспарентности. Ключевой принцип в юридической системе ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют такие правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны - члены ВТО могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира8.

Мировая практика свидетельствует, что вступление в ВТО государств с недостаточным уровнем развития экономики, с одной стороны, не влияет положительно на развитие их экономики - эти страны скорее крупно проигрывают, нежели получают какие-либо выгоды (защищать свои внутренние рынки от экспансии им крайне сложно), с другой - открывая свой рынок и становясь частью огромного международного торгового пространства, развивающиеся страны, возможно, ожидают приток иностранного капитала в свою экономику.

Ярким примером такой ситуации может служит Кыргызстан, вступивший в ВТО в декабре 1998 г. Процесс вступления от момента подачи заявки до регистрации членства прошел в рекордные сроки - чуть больше двух лет. Надо отметить, что в процессе переговоров и консультаций Кыргызстан подписал ряд необязательных соглашений как с самой организацией ВТО, так и с некоторыми странами-участницами. Соглашения коснулись госзакупок, металлургии, сельского хозяйства, текстильной и химической промышленности, информационных технологий и других отраслей. В интервью ежемесячнику «Мосты» представитель администрации президента Кыргызстана, первый заместитель руководителя Муктар Джумалиев пишет: «Безусловно, Кыргызстан уже получает преимущества от членства в ВТО и может продолжать получать их в дальнейшем. Страна уже не сталкивается с несправедливой торговой практикой со стороны членов ВТО: большинство спорных вопросов разрешается в процессе неформальных двусторонних консультаций»9. Однако, эксперты отмечают, что страна вошла в ВТО на очень невыгодных для себя условиях.

Молдова вступила в ВТО в 2001 г. Заместитель министра экономики Республики Молдова Октавиан Калмык отметил: «Нельзя отрицать, что при вступлении в ВТО по некоторым позициям переговоры были проведены не на должном уровне, и таможенные пошлины на импортные товары, аналогичные тем, что изготавливаются на местном рынке, не так высоки, как бы хотелось некоторым нашим производителям. Пункт, касающийся таможенной политики, является основным как в процессе вступления в ВТО, так и после. Другие аспекты, связанные с торговлей и услугами, интеллектуальной собственностью, воспринимаются менее животрепещуще. Несомненно, положительные моменты превосходят отрицательные»10.

Информация о работе Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО