Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение процесса вступления РФ в ВТО, последствия и анализ правовых проблем такого вступления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю создания, а также дать общую характеристику Всемирной Торговой Организации; обозначить проблемы вступления РФ в ВТО, а также последствия вступления, рассмотреть правовые проблемы реализации обязательств на примере сфер государственных закупок и сельского хозяйства.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию.
Предметом исследования является механизм вступления России во Всемирную торговую организацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Сивачева итог(1).docx

— 143.68 Кб (Скачать файл)

Что касается Украины, ставшей полноправным членом ВТО в феврале 2008 г., здесь полярность мнений более отчетлива. При вступлении в ВТО в стране существовало мощное движение противников этому процессу, но «оранжевое» правительство на волне эйфории видело в этом шаге один из основных приоритетов развития страны. Все делалось в спешке. В результате Украина попала в ВТО также на весьма невыгодных условиях. Как и ожидали некоторые эксперты и промышленники, реальные потери спустя годы членства ощутимо превзошли преимущества. В настоящий момент, когда «выжившие» отрасли производства считают убытки, власти пытаются пересмотреть принятые на себя обязательства нахождения в ВТО. Однако у экс-министра экономики Украины Богдана Данилишина позитивное мнение на этот счет: «Первый год пребывания в организации оказался успешным. По объемам торговли Украина заняла 33 место среди остальных 152 стран-членов. Наладить более тесные торговые связи с другими участниками ВТО помогло прекращение квотирования экспорта украинской металлопродукции. Так, объемы поставки металлопродукции в Болгарию выросли более чем в три раза, в Румынию - в 1,7 раза. Утешительные торговые результаты прослеживались с африканскими странами и США, с которыми украинский внешнеторговый оборот вырос соответственно на 61 и 85%»11.

На сегодняшний день в рамках Всемирной торговой организации развитые западные страны применяют замаскированные торговые барьеры: различные санитарные нормы, требования сертификации продукции, специфические технические стандарты и условия. Тем самым они защищают национальный бизнес и пытаются оградить проблемные места внутреннего рынка от свободной конкуренции со стороны других членов организации.

1.2. Понятие, цели и принципы  Всемирной торговой организации

 

В качестве основных функций ВТО можно выделить следующие.

Во-первых, ВТО контролирует национальную торговую политику стран-членов, а также выполнение странами-членами ВТО требований, определенных соглашений, а также применяет меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли.

Во-вторых, ВТО является организатором многосторонних переговоров для устранения препятствий для роста международной торговли и упорядочения последней.

В-третьих, ВТО разрешает споры, касающиеся нарушения «правил игры» на мировом рынке.

В-четвертых, ВТО активно сотрудничает с другими международными экономическими учреждениям, участвуя так в формировании глобальной экономической политики. Это объясняет многие соглашения о сотрудничестве, заключаемые ВТО с международными организациями в смежных областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе12.

Такие особенности характеризуют ВТО многосторонней торговой системой. Такая система создает условия стабильности и предсказуемости для производства и предпринимательства, что выступает необходимым условием для развития международной торговли с учетом справедливой конкуренции. Действующая международная торговая система позволяет увеличить объем торговли и инвестиций, что предполагает создание новых мест для рабочих и экономическим развитием стран, которые участвуют в ВТО.

ВТО не предполагает создание наднациональных международных органов. В этом заключается основное отличие от интеграционных организаций типа, например, Европейский Союз. Все государства-участники разрабатывают и принимают нормы правового регулирования отношений внешнеэкономического характера совместно, которые действуют на территории таких государств с учетом своего суверенитета. Нормы Соглашений ГАТТ/ВТО действуют на территории таких государств в таком же порядке, в каком действуют нормы международных договоров.

В Соглашении о создании ВТО зафиксировано, что ВТО принимает решение путем консенсуса. Консенсус является достигнутым, если при принятии решения ни одна страна-член не выступает против предлагаемого решения. Принцип консенсуса предполагает защиту от «тирании большинства», особенно тогда, когда большая часть принимающих участие в голосовании выступает против принятия решения13. Однако принцип консенсуса, который является сильной стороной организации, иногда становится слабостью. Питер Сазерленд предлагает установить альтернативный подход к переговорам. В случае блокировки консенсуса одним членом большинство может обязать его предоставить доказательства того, что его позиция отвечает национальным интересам страны. В том случае, когда доводы будут являться неубедительными, то решение принимается без учета консенсуса14.

Действие международных соглашений базируется на признании государствами-участниками шести основных принципов регулирования международной торговли: защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов; обязательство государства-участника не повышать пошлины (связывание тарифов); предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ) и предоставление национального режима, гласность в регулировании внешней торговли, предоставление льгот в пользу развивающихся стран.

Принцип защиты внутреннего рынка, используя таможенные тарифы, был закреплен в ст. 11 ГАТТ 1994 г. Данный принцип предполагает запрет применения количественных ограничений при регулировании внешней торговли, исключая отдельные случаи. Так, страны, которые испытывают сложности с платежным балансом, могут вводить количественные ограничения, с целью сохранения своих финансовых позиций на мировом рынке (меры таможенно-тарифного регулирования).

Принцип не повышения пошлины (связывания тарифов) был определен в Преамбуле и в ст. 28-бис ГАТТ 1994 г. и лежит в основе проведения политики снижения таможенных тарифов. Сниженные ставок тарифов «связываются» для избежания дальнейшего их повышения. Переговоры по присоединению к ВТО направлены на фиксирование определенного уровня таможенных тарифов по конкретным товарам на момент вступления государства в ВТО.

Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы связываются во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Ставки тарифов, которые приняты странами на переговорах, вносятся в перечень уступок. Любая страна, которая участвует в ВТО, имеет свой конкретный перечень уступок, являющийся обязательной частью юридической системы ГАТТ/ВТО.

Снять тарифные ограничения и увеличить тарифы больше нормы, закрепленной в перечне уступок, можно в результате проведения переговоров с определенным государством и предоставления государству в качестве компенсации, с которым уступка согласовывалась, тарифных уступок на иные товары. Исключения из такого принципа закрепляются в соглашениях по продукции сельского хозяйства, текстилю, а также в ст. 36(б) ГАТТ 1994 г., которая касается применения правила взаимности развивающимися государствами.

Принцип наибольшего благоприятствования в торговле закреплен в ст. 1 п. 1 ГАТТ 1994 г. Это важнейшее положение ГАТТ/ВТО. Согласно данному принципу нужно, чтобы тарифы и иные меры регулирования подлежали применению к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации по странам. Принцип наибольшего благоприятствования, или принцип недискриминации, являющийся основой ГАТТ, реализуется в нормах торговых договоров и соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Они не разрешают устанавливать для отдельного государства импортные таможенные пошлины выше или ниже тех, которые подлежат применению к импорту таких товаров из другого государства. Предоставляя режим наибольшего благоприятствования, страна не применяет дискриминационный подход при выборе торговых партнеров. Исключение из данного принципа, закрепленного в ГАТТ, используется для стран, которые участвуют в региональных соглашениях. Такие страны не обязаны распространять на все страны пониженные тарифы или беспошлинную торговлю, которые действуют между ними (ст. 24 ГАТТ 1994 г.).

Принцип национального режима закреплен в ст. 3 ГАТТ 1994 г. В соответствии с ним импортированный товар, который пересек после оплаты таможенных пошлин и других сборов границу, должен иметь не менее благоприятные условия на рынке, чем такие же товары отечественного производства. В то время как режим наибольшего благоприятствования устанавливает запрет на применение дискриминационных мер к товарам, которые произведены в разных странах, правило национального режима будет препятствовать дискриминации относительно импортируемых товаров по сравнению с аналогами, которые произведены в стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства15.

ВТО предполагает механизм обзоров торговой политики, обеспечивающий транспарентность торговой политики государств - членов ВТО. По мнению иностранных специалистов, в связи с взаимозависимостью экономики разных государств появилась угроза для проведения ими самостоятельной экономической политики. Меры регулирования, которые приняты в одном государстве, могут быть бесполезными в другом государстве из-за действия мер регулирования. Ставки налогов, защита прав потребителей, технические стандарты на изготавливаемую продукцию, меры по защите окружающей среды - такие инструменты национальной политики могут влиять на состояние экономических связей между государствами и не исключают возможности ухудшения экономическое положения другого государства.

ВТО реализует административные функции Механизма обзора торговой политики (п. 4 ст. 3 Соглашения об учреждении ВТО). Соглашения ВТО не содержат норм, направленных на регулирование гражданско-правовых отношений. ВТО не касается макроэкономической, структурной, антимонопольной политики, политики валютного курса, бюджетных отношений, режим инвестиций; не вмешивается в вопросы обороны и безопасности. Итак, ВТО не устанавливает свою политику ее членам. Участники ВТО определяют политику Организации, а торговые переговоры определяют возможность стране-претенденту заслужить принятие в ВТО на условиях, выгодных ей.

Процедура обзора торговой политики направлена на предотвращение конфликтных ситуаций. Она объединяет в себе элементы взаимодействия органов государства с частным сектором. Предпринимателям, коммерческим организациям предоставляют возможность защищать свои интересы от ограничительных мер, которые применяются к ним на иностранном рынке.

Доводя информацию об ограничениях на зарубежном рынке до уполномоченных органов своего государства, они инициируют действия последнего по своей защите от таких ограничительных мер и дискриминации при участии ВТО.

ВТО первоначально была создана как организация, чья деятельность была направлена на недопущения торговых войн и других межгосударственных конфликтов в сфере международной торговли. Главенствование экономических связей в международных отношениях в качестве следствия влекло к тому, что в системе ВТО отказались от дипломатического способа разрешения конфликтов, которые основывались на признании силы, и перешли к беспристрастному арбитражному способу разрешения конфликтов, которые ориентированы на правовую норму.

Функцией ВТО выступает реализация Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, которые обязательны для членов ВТО. Таким образом, ВТО является форумом для переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений, в которых переговоры ведутся по вопросам соглашений, являющихся частью ВТО, и по вопросам будущих соглашений.

Данные особенности характеризуют ВТО многосторонней торговой системой. Эта система создает для производства и предпринимательства атмосферу стабильности и предсказуемости, являющейся обязательным условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объемов торговли и инвестиций, что связано с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих в ВТО стран.

ВТО не предполагает создание наднациональных международных органов. В этом ее принципиальное отличие от организаций интеграционного типа, таких, например, как Европейский Союз. Все государства-участники с учетом своего суверенитета, разрабатывают и принимают нормы правового регулирования внешнеэкономических отношений, которые действуют на территории данных государств. Нормы соглашений ГАТТ/ВТО устанавливаются на территории таких государств в том же порядке, в каком вводятся нормы международных договоров.

Особенностью международных организаций, которые обладают наднациональной функцией, является их наделение исключительной компетенцией, которая как в предметном, так и в регулирующем аспектах вторгается в сферы, относимые международным правом к внутренней компетенции государств-членов.

Соглашение о создании ВТО предполагает, что эта организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это действовало в ГАТТ. Предполагается, что консенсус достигнут, когда в момент принятия решения ни одна страна-член не высказывается против предложенного решения. Если консенсус невозможен, допускается принятие решения большинством голосов, при этом каждое государство-член имеет один голос. Принцип консенсуса предполагает защиту от мнения большинства, особенно когда большая часть голосующих членов категорично выступает против принятия решения.

В отличие от иных международных организаций, ВТО не пользуется системой взвешенного голосования, разрешающая некоторым странам иметь больше голосов, чем другим.

Таким образом, среди принципов ВТО следует отметить такие как режим наибольшего благоприятствования; национальный режим; справедливая конкуренция; либерализация торговли; предсказуемость и транспарентность (прозрачность) торгового режима; специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран.

 

 

1.3. Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и Всемирной торговой организации.

До момента вступления России в ВТО существовал ряд взаимоисключающих позиций, которые были сформированы, исходя в основном из анализа конкурентоспособности производителей товаров и услуг, возможного их места в глобальной экономической системе в связи с анализом новых требований и правил, применимых к товарам и услугам, а также организации их оборота и т.п.

Информация о работе Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО