Идея правового государства и ее реализация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение правового государства как правовой категории и комплексного общественно-правового явления. Для достижения поставленной цели в рамках данной курсовой работы предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность и значение правового государства;
2) выделить и изучить основные аспекты обеспечения режима правового государства;

Содержание

Введение 4
1 Основные черты правового государства 6
1.1 Изучение идей правового государства в работах мыслителей 6
1.2 Исторические очерки правового государства в мире 14
2 Реализация идеи правового государства в России 17
2.1 Изучение работ русских мыслителей о проблемах реализации правового государства в России 17
2.2 Рассмотрение исторического опыта России в построении правового государства 23
Заключение 33
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Ideya_pravovogo_gosudarstva_i_eyo_realizatsia_v_ro.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                   4

1 Основные черты правового государства                                                            6

1.1 Изучение идей правового государства в работах мыслителей           6

1.2 Исторические очерки правового  государства в мире                        14

2 Реализация идеи правового государства в России                                          17

2.1 Изучение работ русских  мыслителей о проблемах реализации правового государства в России                                                                          17

2.2 Рассмотрение исторического  опыта России в построении правового государства                                                                                                             23

Заключение                                                                                                             33

Список использованных источников                                                                   36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность работы. Становление правового государства, как философско-правовой теории и  практики организации конструктивной политической власти, а также обеспечения  прав и свобод человека, является одним из решающих этапов в развитии общечеловеческой цивилизации. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Эти призывы появлялись, как правило, на гребне либерализации общества, т.е. тогда, когда оно стремилось освободиться от тормозивших его развитие оков. Именно поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и весьма эффективный практический институт обеспечения защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия. Курс на формирование правового государства в реалиях пост коммунистической, постготалитарной эпохи есть выражение движения к сильному государству, где торжество закона является не альтернативой, а необходимым условием свободного развития личности.  На основании вышеизложенного заключаем, что данное исследование имеет особое практическое значение. 

Объектом исследования является правовое государство как  правовая категория и общественно–правовое явление.

Предмет изучения представлен комплексом социально–правовых явлений, научных воззрений и правовых позиций, отражающих идею правового государства. Целью настоящей работы является рассмотрение правового государства как правовой категории и комплексного общественно-правового явления. Для достижения поставленной цели в рамках данной курсовой работы предполагается решить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие,  сущность и значение правового  государства;

2) выделить и изучить  основные аспекты обеспечения  режима правового государства;

3) изучить проблемы  формирования правового государства  в России.

В основу теоретической части данной работы положены идеи философских концепций Платона, Аристотеля, Цицерона, а также труды выдающихся современников: Комарова С.А., Малько А.В., Котляревского С.А., Рейснера М.А., Марченко М.Н., Лазарева В.В., и других ученых. Структура работы. Содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные  черты правового государства

 

1.1 Изучение  идей правового государства в работах мыслителей

 

 

Формально термин «Правовое государство» появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей–философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

Так, к примеру, в знаменитых диалогах древнегреческого философа–идеалиста Платона под названием «Государство», «Политика», «Законы» и других проводилась мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей–то властью, неизбежна близкая гибель государства. Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях. Также, по мнению Платона, тирания, неизбежно приходящая, на смену демократии, опьяненной свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «Где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»1.

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права. Там, где отсутствует власть закона, делал вывод Аристотель, там нет места и (какой–либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем2. Так забегая вперед можно провести параллель между идеями Аристотеля и сложившейся политической ситуацией в России. Политическая верхушка осознает, что «Закон должен властвовать над всем» и готова с этим мириться, например одно из заявлений В.В. Путина высказавшегося против продления президентского срока: «Я отношусь к этому отрицательно. Мы должны сделать все, чтобы отстоять неприкосновенность Конституции. Конституция является гарантом стабильности развития» это заявление свидетельствует об его отношении к главенству закона. Но все складывается не совсем гладко.

Продолжая тему, следует отметить, что с идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Что такое государство? Чьим достоянием оно является? – спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а как соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как «Общий правопорядок». В основу права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум и справедливость3.

Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем–либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «Истинного закона», Цицерон рассматривал его как разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им.4

Важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и  составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане. Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами5. Им выдвигались призывы к человеколюбию, законосообразности, к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам. Опираясь на его высказывания можно предположить, что Цицерон смог найти тонкую грань, которая отделяет анархию и демократию.

Но не только Цицерон  пропагандировал гуманистические  мотивы. Идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и другие.

Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно–правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что в государстве должен царить порядок, основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а управление страной должно соответствовать спокойствию, быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо страна управляется справедливостью6.

Эти данные и перекликающиеся  с ними мысли и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и  идей, формирующих современную концепцию правового государства. Это тем более невозможно, что им не всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности.

Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя  гуманистическая мысль, государственно–правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Разумеется, до полного  завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII – XX вв.

Философские основы теории правового государства создавались  и развивались великим немецким философом Эммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

В продолжении темы следовало  бы отметить, что в основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 – 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 – 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.–Ж. Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами7. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового  государства у И. Канта сводится к следующим тезисам:

Источником нравственных и правовых законов выступает  свободная воля людей;

Человек становится моральной  личностью, если возвысился до понимания  своей ответственности перед  человечеством в целом;

В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству и поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»;

Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы  поведения людей с целью, чтобы  свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;

Информация о работе Идея правового государства и ее реализация в России