Особенности и проблемы пребывания России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во всемирную торговую организацию. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Исследование особенностей национальной системы регулирования мировой торговли.
2) Раскрытие структуры и принципов ВТО.
3) Раскрытие необходимости вступления России в ВТО.
4) Анализ положительных и отрицательных сторон для России при вступлении в ВТО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….5
Глава 1. Всемирная Торговая Организация в регулировании мировой торговли…………………………………………………………………………...7
1.1. Необходимость международного регулирования мировой торговли. ………………………………………………………………….7
1.2. ВТО в системе регулирования мировой торговли……………...…9
1.2.1. Возникновение ВТО как правопреемницы ГАТТ.……...…9
1.2.2. Структура ВТО………………………………………….…...10
1.2.3. Принципы функционирования ВТО……………………..…12
Глава 2. Особенности и проблемы пребывания России в ВТО……………...14
2.1. Особенности и условия вступления России в ВТО………………15
2.2. Положительные стороны пребывания России в ВТО……………19
2.3. Негативные стороны пребывания России в ВТО………………....22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список изученной литературы……………………………………………….…24
Приложение………………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….5

Глава 1. Всемирная Торговая Организация в регулировании мировой торговли…………………………………………………………………………...7

1.1. Необходимость международного регулирования мировой торговли. ………………………………………………………………….7

1.2. ВТО в системе регулирования мировой торговли……………...…9

            1.2.1. Возникновение ВТО как правопреемницы ГАТТ.……...…9

            1.2.2. Структура ВТО………………………………………….…...10

1.2.3. Принципы функционирования ВТО……………………..…12

 Глава 2. Особенности и проблемы пребывания России в ВТО……………...14

2.1. Особенности и условия вступления России в ВТО………………15

2.2. Положительные стороны пребывания России в ВТО……………19

2.3. Негативные стороны пребывания России в ВТО………………....22

Заключение……………………………………………………………………….23

Список изученной литературы……………………………………………….…24

Приложение………………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Россию гордо называют “Крупнейшая экономика, не являющаяся членом ВТО”, размер нашего торгового оборота в мировом масштабе не так уж велик. Россия, является по классификации ВТО, развивающейся страной и ей до статуса “промышленно развитой державы” нужно пройти долгий путь, более долгий, чем другим странам, т.к. еще совсем недавно мы были врагом для большей части стран ВТО и в отношении нас вводились торговые санкции и барьеры.

Вступление России в ВТО –  один из наиболее “горячих вопросов”, обсуждаемых в последнее время. Поэтому актуальность этой темы на сегодняшний день неоспорима. Переговоры на эту тему, начавшиеся в июле 1995 года, плавно перетекают в финальную стадию, а вопрос “быть или не быть” России в ВТО, кажется, уже предрешен Президентом России В. Путиным,  утверждающим, что, хотя “еще не известно, кому более выгодно присоединение России к ВТО, - нам либо ведущим промышленно развитым странам…, мы должны это сделать, не зная еще, примут нас в эту организацию или  нет, так как еще ни одной стране-кандидату не выдвигали подобных условий”1

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения  его структуры вызывают необходимость  укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями.

Важность изучения системы  ВТО и ее использования для  России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.

Объектом исследования курсовой работы является Всемирная Торговая Организация.

Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во всемирную торговую организацию. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1) Исследование особенностей  национальной системы регулирования  мировой торговли.

  2) Раскрытие структуры и принципов ВТО.

  3) Раскрытие необходимости  вступления России в ВТО.

  4) Анализ положительных и отрицательных сторон для России при вступлении в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Всемирная Торговая Организация в регулировании мировой торговли

1.1. Необходимость международного регулирования мировой торговли.

После «Великой депрессии» 30-х годов ХХ века многие страны поняли невыгодность односторонних мер защиты внутреннего рынка (например, повышения пошлин), так как другие страны применяли ответные меры, что приводило в свою очередь к снижению взаимной торговли и общему падению производства.

Одностороннее сокращение пошлин ухудшало положение отечественных  производителей. Требовались взаимные уступки. Вначале такие уступки предоставлялись на двусторонней основе. В итоге в 40-е годы значительная часть международной торговли развивалась на основе двусторонних соглашений. В итоге возникло запутанное и хаотичное регулирование внешней торговли. Каждая страна выторговывала себе уступки. Часто выгоды получала сторона, не предлагавшая никаких уступок. В связи с этим возникла необходимость создания многосторонней организации для регулирования внешней торговли.

США были заинтересованы в создании международной торговой организации (40% мировой торговли). Переговоры по созданию организации проходили  в 40- годах в Гаване (Куба). Условия  переговоров -  острые разногласия между США и Европой. Результатом переговоров не стало создание МТО, но было подписано временное соглашение (в Женеве)  по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ).

Организационный механизм ГАТТ заключался в том, что секретариат  в Женеве организовывал конференции-сессии, на которых проходили встречи высокопоставленных чиновников, проводивших переговоры-раунды.

Основная задача в  деятельности ГАТТ состояла в ликвидации и снижение таможенных пошлин. Тарифные переговоры в ГАТТ велись по принципу «связывания» - страна обязуется зафиксировать пошлины на определенном уровне и берет обязательство последовательно снижать пошлины.

В 1945-1947 г.г. средняя величина таможенных пошлин в развитых странах  была на уровне 40-60 %, а по некоторым  товарам (химические товары) – 70-90%. Деятельность ГАТТ позволила снизить тарифы к концу 80-х г.г. до 3-5 %.2

Переговоры-раунды в рамках ГАТТ:

1947г. – Женевская  конференция (23 страны);

1949 г. – Конференция  в Аннеси (Франция, 13 стран);

1950 г. – Конференция  в Торки (Великобритания, 38 стран);

1956 г. - Женевская конференция  1956 (26 стран);

1960-1961 г.г. – Диллон-раунд  (Женева, 26 стран);

1964-1967 г.г- «Кеннеди-раунд», Женева ( 62 страны);

1973-1979 г.г. «Токио-раунд» (102 страны);

1986 – 1994 г.г. Уругвайский  раунд, г. Пунта-дель-Эсте (124 страны).

В 1995 г. в результате преобразования ГАТТ была создана ВТО, которая включает все принятые под руководством ГАТТ соглашения. Сегодня ВТО является единственной правовой и институциональной основой международного регулирования внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ВТО в  системе регулирования мировой торговли

1.2.1. Возникновение ВТО как правопреемницы ГАТТ

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной  торговли на основе пакета соглашений т. н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации  предусматривает создание постоянно  действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля над реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет большие полномочия. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Все страны-члены ВТО  принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС) 3. Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

 

1.2.2. Структура ВТО

         ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. 
         Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. 
          Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.  
         В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью  специализированных комитетов, осуществляющих контроль над соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль над выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля над выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО  и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.  
          Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. 4  На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

 

 

1.2.3. Принципы функционирования ВТО

Ключевые принципы ВТО  были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют  соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

В статье I содержатся несколько исключений из РНБ. Наиболее важное касается исключения в отношении таможенных союзов и  зон свободной торговли. Другое исключение из режима наибольшего благоприятствования, в целом, обеспечивает развивающимся и другим странам с недостаточно развитой экономикой возможность пользоваться преференциальными пошлинами.

Информация о работе Особенности и проблемы пребывания России в ВТО