Конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной проблематики состоит в том, что, во-первых, вступив в Совет Европы, Российская Федерация на практике повседневно реализует положение ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, согласно которому "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Поэтому определение роли, значения и структурной организации Совета Европы является достаточно важным и интересным.
После ратификации Российской Федерацией в мае 1998 года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) десятки тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по права человека для защиты своих прав.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. совет европы: особенности влияния на право россии…6
1.1. Европейская система защиты прав человека……………………………...6
1.2. Значение и последствия участия России в Совете Федерации………….15
2. конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы………………..…………………………………………...29
2.1. Основные международные акты Совета Европы по правам человека…29
2.2. Европейский суд по правам человека……………………………….......39
Заключение……………………………………………………………………...52
Список используемых источников ………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач мп новый (Автосохраненный).doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1. совет европы: особенности влияния на право россии…6

1.1. Европейская  система защиты прав человека……………………………...6

1.2. Значение  и последствия участия России в Совете Федерации………….15

2. конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы………………..…………………………………………...29

2.1. Основные  международные акты Совета Европы  по правам человека…29

2.2.  Европейский  суд по правам человека……………………………….......39

Заключение……………………………………………………………………...52

Список используемых источников ……………………………………………56

Приложение……………………………………………………………………..60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В 2013 году исполнился 21 год сотрудничеству между Россией и Советом Европы в области соблюдения прав и свобод человека. В январе 1992 года решением Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы Верховному Совету РСФСР (Российской Федерации) был предоставлен статус специально приглашенного, а 7 мая 1992 года Российская Федерация подала заявку на вступление в Совет Европы в качестве полноправного члена. Спустя четыре года, 28 февраля 1996 года, выполнив ряд условий-рекомендаций, Россия стала полноправным членом Совета Европы, продолжив работу по приведению своего законодательства и правоприменительной практики в соответствие со стандартами этой авторитетной региональной международной организации.

Актуальность  выбранной проблематики состоит  в том, что, во-первых, вступив в  Совет Европы, Российская Федерация  на практике повседневно реализует  положение ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, согласно которому "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Поэтому определение роли, значения и  структурной организации Совета Европы является достаточно важным и интересным.

После ратификации  Российской Федерацией в мае 1998 года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) десятки тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по права человека для защиты своих прав.

Европейская защита прав человека включает в себя как  правовые нормы конвенций и соглашений, принятых странами в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, других европейских организаций по защите прав человека и нашедших отражение в национальных законодательствах, так и непосредственно судебную защиту, осуществляемую Европейским судом по правам человека. Правовые нормы конвенций и сформировавшееся на основе решений Европейского суда и Комиссии по правам человека прецедентное право отражают европейские стандарты в области прав человека, на которые опирается правовая система европейских государств.

Европейские стандарты  в области прав человека несут  в себе идеи, которые, зародившись  еще в древности, находились в  центре процесса становления и развития единой естественно-правовой теории, суть которой в том, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. Хотя конкретное содержание прав человека претерпело эволюцию и расширилось в соответствии с изменениями в общественной жизни стран, а в последнее столетие и в связи с развитием международного сотрудничества, стержень самой идеи - естественность и неотъемлемость прав человека - оставался неизменным.

Анализ действующего законодательства и правоприменительной  практики позволяет выделить в области  взаимоотношений Российской Федерации  и Европейского суда по правам человека следующие основные проблемы: проблема юридического статуса, проблема применения, проблемы доступности, исполнения, унификации и т.д.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе функционирования Совета Европы и применения европейских стандартов в области прав человека.

Предметом исследования является Совет Европы.

Цель работы состоит в теоретико-правовом исследовании международного статуса Совета Европы, а также в выявлении и обозначении проблем, возникающих в процессе обеспечения и защиты прав граждан.

Поставленная  цель обусловила постановку следующих  задач:

-    изучить особенности европейской системы защиты прав человека;

- определить значение и последствия участия России в Совете Федерации;

  • произвести анализ основных международных актов Совета Европы по правам человека;
  • определить особенности правового статуса Европейского суда по правам человека.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: диалектический метод; дескриптивный метод, заключающийся в описании объекта изучения; метод анализа и синтеза; логический метод; формально-юридический метод, позволяющий раскрыть содержание норм (законов).

Теоретическая основа исследования представлена трудами Апостоловой Н.Н., Буяновой К.А., Валеева Р.М., Даффи Л., Горшкова С.А., Григорьева А.И., Дорониной О.Н., Ежевского Д.О., Жданкина М.В., Красикова Д.В., Лисицкой Л., Опариной О.Н., Ординой О.Н., Паненкова А.А., Рехтиной И.В., Севастьянова А.М., Узелац А., Шайдуллина М.Ш. и других авторов.

Поставленные  цель и задачи определили структуру  работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. совет европы: особенности влияния на право россии

    1. Европейская система защиты прав человека

Совет Европы был  учрежден в 1949 г. 10 западноевропейскими  государствами, на сегодняшний день в нем состоит большинство  европейских стран. Основной его  задачей является создание единого  европейского сообщества, которое будет основываться на свободе, демократии, признании прав человека и верховенства права. Для этих целей Совет вырабатывает общие нормы для государств-участников, создавая единую правоприменительную практику. Деятельность Совета Европы в области прав человека направлена на расширение и укрепление гарантий, включенных в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод1, усовершенствование содержащегося в ней перечня прав, ускорение судебной процедуры и т.д.

Основными органами Совета Европы являются Комитет министров, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей, Конференция международных НПО, Европейский суд по правам человека, институт Комиссара по правам человека, глава Совета Европы и Генеральный секретарь.

Комитет министров – орган Совета Европы ответственный за принятие решений, в него входят министры иностранных дел всех входящих в Совет государств или их представители в Страсбурге. Решения Комитета министров ложатся в основу европейских конвенций, соглашений и рекомендаций в адрес стран-членов.

Комитет одновременно и правительственный орган, в  рамках которого на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества, и коллективный форум, где в процессе совместного обсуждения формулируются общеевропейские подходы к их решению. Вместе с Парламентской ассамблеей Комитет министров стоит на страже фундаментальных ценностей Совета и контролирует соблюдение государствами-членами своих обязательств.

Комитет министров  выполняет три функции:

- является правительственным  органом, где на равноправной  основе обсуждаются национальные  подходы к решению проблем  европейского общества;

- служит коллективным  форумом, в рамках которого  в ходе совместного обсуждения  формулируются общие подходы  к решению европейских проблем; 

- вместе с  Парламентской ассамблеей стоит  на страже фундаментальных ценностей  Совета Европы.

Деятельность Комитета министров включает в себя:

-  ведение  политического диалога между  правительствами; 

- осуществление  связей с Парламентской ассамблеей;

- взаимодействие  с Конгрессом местных и региональных  властей Совета Европы;

- принятие государств в члены Совета Европы. Так в полномочия Комитета министров входит приглашение европейских стран вступить в Совет Европы (статьи 4, 5 и 6 Устава2). Он также может приостановить членство государства или принять решение о его исключении из числа членов организации. Процесс принятия в Совет Европы начинается, когда Комитет министров, получив официальное заявление от государства на членство в организации, консультируется с Парламентской ассамблеей (согласно резолюции Устава (51)30). Ассамблея принимает и публикует соответствующие заключения.  Если Комитет решает, что государство может быть принято в Совет Европы, он принимает резолюцию, в которой приглашает его стать членом организации. В приглашении указывается количество мест, которое государство сможет занять в Ассамблее и размер взноса в бюджет организации (статья 6 Устава). Недавние приглашения также содержали условия, касающиеся проведения демократических реформ в стране-заявителе.  Любое приглашенное государство становится членом организации с момента вручения — обычно министром иностранных дел — Генеральному секретарю документа о присоединении;

Парламентская ассамблея является одним из двух главных уставных органов Совета Европы и представляет интересы основных политических партий, существующих в  государствах-членах Организации. В рамках Ассамблеи осуществляют сотрудничество представители парламентских структур 47 демократических государств нашего континента, входящих в Совет Европы.

Она стала первым европейским парламентским форумом в истории нашего континента. Имея в своем составе делегации 47 национальных парламентов, она является одним из самых представительных парламентских форумов Европы.

Будучи свободной в  определении своей повестки дня, Ассамблея рассматривает актуальные и перспективные вопросы, которые касаются проблем современного общества и различных аспектов международной политики.

Совет Европы всегда придавал первостепенное значение роли демократии на местном и региональном уровне. Местные органы власти всегда должны отвечать чаяниям всех европейцев, проживающих в городах и сельской местности, в центральных и периферийных регионах. Активно занимаясь проблемами местного самоуправления, Совет Европы создал особый орган, занимающийся исключительно развитием местного самоуправления в европейских государствах. Важную роль в том, чтобы принятые документы воплощались в жизнь, играет Конгресс местных и региональных властей Европы. Этот консультативный орган, созданный в 1994 году, заменил Постоянную конференцию местных и региональных властей Европы. В нем представлены местные и региональные органы государств-членов Совета Европы. Конгресс состоит из того же числа представителей (286), что и Парламентская Ассамблея. Делегатов сюда направляют местные и региональные власти со всего континента. Конгресс осуществляет свою работу в двух палатах: палате местных властей и палате регионов. Наряду с прочими в палатах Конгресса работают 18 российских представителей, 12 из которых направляются в Страсбург Государственной Думой Российской Федерации, а 6 - Советом Федерации.

Текущей работой  конгресса руководит Постоянный комитет, в который входят представители  всех стран - членов Совета Европы. Пленарные  заседания Конгресса проводятся ежегодно во Дворце Европы в Страсбурге. Для большей гибкости и эффективности  работы Конгрессом предусмотрено создание небольших рабочих групп по изучению конкретных вопросов.

В то время как  Совет Европы рассматривает основные задачи в целом, Конгресс местных  и региональных властей занимается лишь одним направлением - правом на местное самоуправление. Его главной целью является обеспечение участия местных и региональных властей в процессе объединения Европы и в работе Совета Европы. К приоритетным задачам Конгресса наряду с этим относится содействие развитию демократии на региональном и местном уровнях, укрепление межрегионального сотрудничества, помощь новым демократическим государствам в формировании эффективных административных структур на местах3.

Перейдем к  рассмотрению Комиссара Совета Европы по правам человека, который играет важную роль в деле обеспечения прав человека, в том числе лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Комиссар действует  на основе Резолюции (99)50 "О Комиссаре  Совета Европы по правам человека", которая была принята Комитетом  министров в мае 1999 года. Комиссара избирают сроком на шесть лет без права последующего переизбрания.

Главными целями деятельности Комиссара по правам человека являются содействие воспитанию в духе соблюдения прав человека и популяризации этих прав в государствах-членах; обнаружение  возможных пробелов в законодательстве и юридической практике государств-членов на предмет их соответствия общепризнанным стандартам в области прав человека; оказание содействия по эффективному контролю за полным соблюдением прав человека.

Согласно статье 2 Резолюции (99)50 Комиссар СЕ по правам человека выполняет свои функции независимо и беспристрастно. В рамках своей компетенции он не может отвечать на индивидуальные жалобы в сфере соблюдения прав человека. Однако в его компетенцию входит рассмотрение любой информации, касающейся общей ситуации в области прав человека в государствах - членах Совета Европы. Такая информация может быть адресована Комиссару СЕ по правам человека правительствами, национальными парламентами, национальными омбудсменами, негосударственными организациями по правам человека.

В соответствии со статьей 8 Резолюции (99)50 Комиссар СЕ по правам человека может представлять рекомендации, резолюции-рекомендации, заключения и доклады.

Следует отметить, что Комиссар СЕ по правам человека не является судьей, он не может выносить оправдательный или обвинительный приговор. Если в его адрес поступила жалоба на действия национальных властей, то он лишь рекомендует автору петиции обратиться в Европейский суд по правам человека. Такое положение не запрещено Резолюцией (99)50.

Информация о работе Конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы