Конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной проблематики состоит в том, что, во-первых, вступив в Совет Европы, Российская Федерация на практике повседневно реализует положение ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, согласно которому "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Поэтому определение роли, значения и структурной организации Совета Европы является достаточно важным и интересным.
После ратификации Российской Федерацией в мае 1998 года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) десятки тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по права человека для защиты своих прав.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. совет европы: особенности влияния на право россии…6
1.1. Европейская система защиты прав человека……………………………...6
1.2. Значение и последствия участия России в Совете Федерации………….15
2. конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы………………..…………………………………………...29
2.1. Основные международные акты Совета Европы по правам человека…29
2.2. Европейский суд по правам человека……………………………….......39
Заключение……………………………………………………………………...52
Список используемых источников ………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач мп новый (Автосохраненный).doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем эффективность  деятельности Комиссара СЕ по правам человека зависит от готовности сотрудничать с ним государств, от политической воли этих государств и их решимости  улучшать ситуацию с соблюдением  прав человека. Комиссар СЕ по правам человека может лишь помочь странам в достижении этой благородной цели4.

С начала 1990-х  гг. Совет Европы начинает большую  деятельность, инициированную решениями  первого саммита глав государств и правительств стран - участниц СЕ, направленную на формирование диалога на многокультурном европейском пространстве с целью достижения консенсусных решений и предотвращения конфликтов на уровне местных сообществ и государств, "разрабатывая модель управления культурным многообразием, нацеленную в будущее", которая основана на взаимопонимании, способности защищать и развивать права человека, зафиксированные в Европейской конвенции по правам человека, демократии и верховенстве закона. "В современном мире, который становится все более многообразным и незащищенным, нам необходимо общаться поверх этнических, религиозных, языковых и национальных разделительных линий, чтобы обеспечить социальную сплоченность и предотвратить конфликты... Выводы и рекомендации необходимо претворять в жизнь, а также отслеживать их выполнение посредством диалога со всеми заинтересованными сторонами. Межкультурный диалог, являясь непрерывным процессом, представляет собой еще один шаг на пути создания новой социальной модели, адаптированной к быстро меняющейся Европе и не менее быстро меняющемуся миру"5.

Первый саммит стран - участниц СЕ достиг консенсуса в том, что культурное многообразие является отличительной  чертой богатого наследия Европы и  что толерантность гарантирует  построение открытого общества.

Европейский консенсус в  отношении ценностей достигается путем конвенций и соглашений, налагающих обязательства, а также рекомендаций, деклараций и заключений, закрепляющих стандарты и предлагающих инструменты достижения этих стандартов. Среди них: Европейская конвенция по правам человека, Европейская социальная хартия, Декларация о равенстве женщин и мужчин, Европейская конвенция о правовом положении рабочих-мигрантов, Европейская культурная конвенция. В качестве инструментария используются механизм мониторинга и план действий.

В стратегии диалога есть свои сложности и по крайней мере две ключевые проблемы: как привлечь к диалогу тех, кто его избегает, и как вести диалог с позиций  различающихся ценностей.

Необходимо разобраться, какие страхи стоят за тактикой избегания диалога и какова иерархия или, точнее, каково многообразие ценностей с тем, чтобы найти зоны возможного общения, каковы ментальные модели и как они формируют миры привычек, гражданских организаций и властных институтов.

Совет Европы выдвигает пять политических принципов межкультурного диалога6. Это: 1) демократическое управление культурным многообразием; 2) демократическая гражданственность и участие в процессах управления; 3) изучение и преподавание навыков межкультурного диалога; 4) создание пространства диалога; 5) перенос межкультурного диалога в международные отношения.

Именно в этих пяти направлениях формируются планы действий, разрабатывается  инструментарий, ведется мониторинг и фиксируются изменения. Реализация этих планов, и на это нацелены усилия СЕ, должна привести к формированию общего ядра договоренности об общих базовых ценностях и естественного, внутренне формируемого желания действовать на их основе, снижению конфликтогенности общества и преодолению насилия и несправедливости. Работа над созданием такого общего культурного ядра - это работа всего общества, образованного, критически мыслящего, инновационного7.

Сложность подхода межкультурного диалога в том, чтобы обеспечить своевременные изменения параметров измерения. Для этого необходимо следовать результатам продолжающегося обучения навыкам межкультурного диалога, а также осуществлению своих функций в поликультурных сообществах среди различных социальных групп: сотрудников правоохранительных органов, политиков, учителей, представителей других профессий, а также лидеров общественных объединений.

СЕ признает в качестве барьеров межкультурного диалога расизм, ксенофобию, нетерпимость, дискриминацию, бедность и эксплуатацию, которые  существуют во многих европейских странах, а также пропаганду ненависти, ставшую особенно значимой в последние годы8.

И еще один барьер - лингвистический, казалось бы, несложный для преодоления, но значительно ограничивающий возможности  и горизонт человеческого развития и коммуникаций.

После создания Совета Европы и в результате функционирования его основных контрольных механизмов - Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека (а с ноября 1998 г. - единого Европейского суда по правам человека), утверждения основных норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других конвенций Совета Европы в национальных законодательствах европейских стран, а также деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, других европейских организаций по защите прав человека можно говорить о возникновении понятий "европейские стандарты по защите прав человека" и "европейская система защиты прав человека".

Горшков С.А. отмечает, что  под "европейскими стандартами по защите прав человека" следует понимать признанные Европейским сообществом  и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все  жизненно необходимые права человека, а также механизмы их гарантии, защиты и обеспечения на практике. Признание и соблюдение прав человека и его основных свобод в соответствии с принятыми европейскими стандартами стали критерием определения степени верховенства права и уровня развития демократии в отдельных европейских странах. Происходит расширение и углубление содержания европейских стандартов в области прав и свобод человека, приобретающих силу норм международной морали и международного права9.

Термин "европейские  стандарты по защите прав человека" представляет более широкое понятие и включает как составную часть понятие "стандарты Совета Европы по правам человека", которое объединяет нормы документов, принятых этой европейской организацией: Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартии, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Европейской хартии местного самоуправления, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и др. В понятие "стандарты Совета Европы по правам человека" входит, в свою очередь, понятие "стандарты Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод", которое, помимо правовых норм Конвенции и дополняющих ее протоколов, содержит прецедентное право единого Европейского суда по правам человека и его предшественников: Комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека10.

В западноевропейских странах такие стандарты в  области защиты прав человека действуют уже несколько десятилетий.

 

1.2. Значение  и последствия участия России  в Совете Европы

В 2013 году исполнился 21 год сотрудничеству между Россией и Советом Европы в области соблюдения прав и свобод человека. В январе 1992 года решением Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы Верховному Совету РСФСР (Российской Федерации) был предоставлен статус специально приглашенного, а 7 мая 1992 года Российская Федерация подала заявку на вступление в Совет Европы в качестве полноправного члена. Спустя четыре года, 28 февраля 1996 года, выполнив ряд условий-рекомендаций, Россия стала полноправным членом Совета Европы, продолжив работу по приведению своего законодательства и правоприменительной практики в соответствие со стандартами этой авторитетной региональной международной организации11.

Сотрудничество Российской Федерации с Советом Европы ознаменовалось изменением представления о правах человека в российской правовой идеологии  и правовой системе в целом. В  законодательных актах, а также  научной юридической литературе начали употреблять общепризнанный термин "права человека", под которым понимается комплекс политических, экономических, социальных, культурных, гражданских и других прав и свобод, характеризующих правовой статус личности в государстве и общественных отношениях. В настоящее время в это понятие включены правовые нормы европейского права и принципы, отражающие жизненно необходимые права и основные свободы человека, их юридические гарантии. В официальные документы, в специальную юридическую литературу и законодательные акты России вошли понятия "европейские стандарты по защите прав человека", "стандарты Совета Европы по правам человека" и "стандарты Конвенции о защите прав человека и основных свобод"12.

Переломным моментом в  процессе утверждения в российской правовой системе международных и европейских стандартов в области прав человека стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. , основные положения главы 2 которой ("Права и свободы человека и гражданина") опираются на базовые принципы и нормы международных пактов 1966 г. и Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конституция РФ13 закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15), а также то, что в Российской Федерации "признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией" (ч. 1 ст. 17). Это соотносится как с Уставом Совета Европы, так и с положениями Европейской конвенции, особенно ее преамбулы и ст. 1 "Обязательство соблюдать права человека".

Понятие общепризнанных принципов и норм международного права получило официальное определение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8. Пленум предложил определять общепризнанные принципы и нормы международного права как положения, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека и гражданина, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), международных договорах Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы14.

При вступлении в Совет Европы Россия обязалась выполнить более трех десятков требований Европейского сообщества. Так, например, 5 мая 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, кроме Протокола N 6 о запрете смертной казни. Вместе с тем Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы"15 был объявлен, а с 4 августа 1996 г. в Российской Федерации был введен мораторий на смертную казнь. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. "пока на всей территории Российской Федерации полностью не будут введены в соответствии с законом суды присяжных, наказание в виде смертной казни назначаться не может". В 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Протоколы N 1, 2 к ней.

В 1998 г. Российская Федерация  ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, включающую европейские требования о предоставлении права гражданам демократическим путем создавать органы местного самоуправления, действующие в рамках национального законодательства в интересах населения. Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"16, вступивший в силу 1 января 2006 г., учел выявленные в предыдущих нормативных актах недостатки и полностью соответствует требованиям Совета Европы. В 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств.

В соответствии с Европейской  конвенцией по предупреждению пыток  и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания  от 26 ноября 1987 г., которая вступила в силу 1 сентября 1998 г., были внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ. После экспертизы Совета Европы с 1 июля 2002 г. вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В нем были закреплены такие принципы, как презумпция невиновности, состязательность сторон, оценка доказательств по внутреннему убеждению, свобода обжалования процессуальных действий и решений. Определен максимальный срок содержания под стражей до суда - 12 месяцев, по истечении которого мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть продлена, а обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению (в исключительных случаях этот срок может быть продлен до 18 месяцев); отменено временное ограничение для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами оконченного производством уголовного дела; введено новое понятие - стороны в суде: "сторона обвинения" (прокурор, потерпевший, его законный представитель, гражданский истец, его законный представитель и представитель) и "сторона защиты" (подсудимый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель)17.

Важной вехой внедрения  европейских стандартов в области  прав человека стал Федеральный закон от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод"18. Вступление в Совет Европы, ратификация его договорно-правовых актов потребовали от России усовершенствовать национальное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство и привести его в соответствие с европейскими принципами и стандартами.

В Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах, отражающих политику государства  в сфере борьбы с преступностью  на современном этапе, воплощены  наиболее значимые общесоциальные идеи справедливости, равенства и гуманизма, защиты прав и свобод человека и гражданина. Сочетание жесткого, но основанного на принципе справедливости, отношения к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, с гуманным подходом к иным категориям осужденных отвечает происходящим в жизни общества и государства изменениям, тенденции и динамике преступности. В УК и УИК РФ появились новые виды наказаний, не связанные с лишением свободы. Применение таких наказаний, как обязательные работы, ограничение свободы, арест, имеет большое социальное значение. По предварительным прогнозам Министерства юстиции РФ, такие наказания будут назначаться судами в год в отношении 110 - 120 тыс. человек, которые "не попадут в места лишения свободы и тем самым будут защищены от негативного влияния тюрьмы, сохранят социально полезные связи и жизненную перспективу"19.

Информация о работе Конвенционный и Судебный правозащитные механизмы Совета Европы