История развития законодательства по социальному обеспечению в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся правового регулирования социального обеспечения граждан в условиях перехода российского государства к рыночной экономике. Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво. К числу вопросов, наиболее остро выдвинувшихся в последнее время в России, относится вопрос о социальном обеспечении наименее защищенных слоев населения при наступлении различных факторов социального риска. Для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо создание такого механизма правового регулирования, который мог бы реально обеспечить социальную защищенность самых широких слоев населения России

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_Kazakov_06_06_14_na_korrektiro (Автосохраненный).docx

— 153.67 Кб (Скачать файл)

Также происходит реформирование пенсионного обеспечения по старости. Если до 1928 года старость признавалась разновидностью инвалидности и данные виды пенсий были равны, то с 1928 г. старость становится самостоятельным основанием для назначения пенсии. Пенсионное обеспечение по старости стало осуществляться "вне зависимости от состояния трудоспособности (но при наличии определенного трудового стажа)". 29

Еще одним преобразованием в сфере социального обеспечения граждан, стало создание в 1929 году, единого государственного бюджета социального страхования. Также была дополнена нормативная база социального обеспечения, 13 февраля 1930 г. ВЦИК и СНК СССР утвердили Положение «О пенсиях и пособиях по социальному страхованию», которое стало ещё одним кодификационным актом о социальном обеспечении. А 23 июня 1931 г. было принято постановление ВЦИК и СНК СССР "О социальном страховании", которое поставило размеры пособий по временной нетрудоспособности в зависимость от принадлежности к социальной группе (рабочие или служащие), членства в профсоюзе, общего трудового стажа, что индивидуализировало и персонифицировало данный вид обеспечения.

В связи с решением задач культурной революции вводится пенсионное обеспечение за выслугу лет народным учителям, работающим в сельской местности (1925 г.), а затем и в городах (1929 г.). Позднее в 30-е гг., также вводятся пенсии за выслугу лет медицинским, ветеринарным работникам, агрономам, писателям и работникам изобразительных искусств. В 1932 г. пенсионное обеспечение по старости было распространено на всех рабочих и на часть служащих, были повышены нормы пенсий, введены надбавки за продолжительный срок работы, легализован новый вид пенсии за выслугу лет.

С увеличением числа колхозов, достигнутым проведением коллективизации сельского хозяйства, повсеместно возникли кассы взаимопомощи колхозников, которые пришли на смену крестьянским обществам взаимопомощи. 13 марта 1931 года, ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение «О кассах взаимопомощи колхозников и колхозниц», возложившее на кассы функции по оказанию помощи тем колхозникам, которые в силу различных причин потеряли трудоспособность и не могли своим личным трудом принимать участие в работе колхоза, содержание яслей, детских площадок, домов престарелых.

В 30-х годах, отмечены признаки возрождения государственного социального обеспечения и замещения им социального страхования. Предпосылкой этому стало увеличение государственных промышленных предприятий и впоследствии рост числа рабочих.

Важнейшим моментом в истории государственного социального обеспечения, стала передача в 1933 году функций по управлению и организации социального страхования от НКТ СССР в профсоюзы. Соответственно управление социальным страхованием было передано от Наркомата труда СССР к ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов). На ВЦСПС был возложен ряд полномочий, включая:

  • Полномочия по контролю и руководству всеми профсоюзными и межсоюзными органами социального страхования;
  • Планирование и предоставление в СНК СССР сводного бюджета социального страхования СССР;
  • Разработка и предоставление на утверждение в СНК СССР законов о социальном страховании и тарифов страховых взносов;
  • Издание инструкций, правил и разъяснений законов о социальном страховании.

Всё это означало огосударствление системы социального страхования и утраты профсоюзами статуса общественной организации.

Важнейшим нормативным правовым актом, в истории СССР стала Конституция 1936 года, закрепившая, кроме победы социализма так же широкий круг социальных прав, включая право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. К этому моменту существенно изменилось и законодательство о социальном обеспечении. Были отменены ограничения в пенсионном обеспечении, существовавшие для граждан, которые ранее лишались избирательных прав в связи с социальным происхождением или прошлой деятельностью. Назначение пенсий по старости на общих основаниях с рабочими было распространено и на служащих. Социальное обеспечение сформировалось как государственная система мероприятий по удовлетворению потребностей для рабочих и служащих, которые еще или уже не могли принимать участие в общественно-полезном труде ввиду своей нетрудоспособности. Как отмечалось в юридической литературе, к принятию Конституции СССР 1936 г. в нашей стране в основном сложилась система социального обеспечения, охватывающая всех трудящихся. 30

До 1936 г. наряду с обеспечением всех трудящихся бесплатной медицинской помощью оказание такой квалифицированной медицинской помощи рассматривалось как вид обеспечения по социальному страхованию рабочих и служащих. Рабочим и служащим, а также иным застрахованным лицам предоставлялся ряд преимуществ в медицинском обслуживании и лечении за счет средств социального страхования. В соответствии с постановлением СНК СССР от 23 мая 1937 г. бюджет государственного социального страхования был освобожден от расходов на медицинскую помощь. С 1937 г. все органы социального обеспечения и здравоохранения финансировались только за счет бюджета, а медицинское обслуживание предоставлялось всем гражданам независимо от того, застрахованы они или нет. Аналогичное явление имело место и в отношении расходов на содержание детских яслей и садов. Формирование государственной системы здравоохранения было закреплено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, вступивших в силу с 1 января 1970 г.

 

2.4.Законодательство по социальному  обеспечению в период стабильного  экономического развития (1937-1989 гг.).

С 1937 года начинают выплачиваться новые виды пособий, такие как: пособия при карантине, по уходу за заболевшим членом семьи, по случаю рождения ребенка, при переводе на другую работу в связи с заболеванием. Также вводится такая категория, как "непрерывный трудовой стаж", которая способствовала прикреплению работника к месту работы и затрудняла увольнение по собственному желанию. Приоритет экономической целесообразности привел к тому, что вместо конституционного равенства социально-обеспечительных прав преобладала их дифференциация. Работники были поделены на ряд социальных групп и категорий, а размер пособий стал зависеть также от важности отрасли народного хозяйства, степени занятости партийно-хозяйственной деятельностью и др.31

Чрезвычайно тяжелое экономическое положение государства, в период Великой Отечественной войны, не изменило условий и норм обеспечения в худшую сторону. Наоборот, размер некоторых пособий был увеличен (возможно, в связи с инфляцией). Характерной чертой военного периода, является централизованность правотворческого процесса, в том числе и в сфере социального обеспечения.

В 50-е годы, фактически закончила формироваться система социального обеспечения всех рабочих и служащих. Произошло это благодаря принятию ряда важнейших нормативно-правовых актов:

  • Утвержденного Президиум ВЦСПС Положения «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию» от 5 февраля 1955 г.
  • Закона «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 г.

Два этих правовых акта стали результатом внутриотраслевой кодификационной работы общесоюзного значения. Колоссальное значение Закона «О государственных пенсиях» и его отличие от других актов кодификации, принятых ранее, заключается в его комплексности и доступности. Закон 1956 года включил в себя и систематизировал все виды пенсий, предоставляемые трудящимся, а так же чётко определил единый порядок их назначения и выплаты. С его принятие пенсионное законодательство стало более полным, чётким и доступным для всех граждан СССР. Эти нормативные акты распространялись на рабочих и служащих, был значительно расширен круг лиц, имеющих право на пенсию, повышены размеры пенсий. В Законе о государственных пенсиях 1956 г. произошел отказ от чрезмерной, часто необоснованной дифференциации в пенсионном обеспечении трудящихся по ведомственному признаку и была закреплена общая для всех рабочих и служащих пенсионная система. Однако эта система еще не охватывала колхозное крестьянство и нетрудоспособных лиц, не имеющих необходимого стажа для назначения пенсии.32

В 1955 г. при Совете министров СССР был образован Государственный комитет по труду и заработной плате. Обязанностью и функцией этого ведомства стало издание постановлений по вопросам социального обеспечения, а также толкование и разъяснение законодательства по данному вопросу. Постановления и разъяснения, издаваемые этим органом, совместно с ВЦСПС и другими ведомствами, заняли значительное место в системе источников права социального обеспечения.

С 1957 г. отменяется требование трехмесячного стажа для получения пособия по беременности и родам. Это право возникало с первого дня работы, но размер пособия зависел от трудового стажа. Для не членов профсоюзов его размер был повышен с 1/2 до 2/3 заработка. Был установлен ряд льгот для женщин по Закону о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. Пенсионный возраст и трудовой стаж для выхода на пенсию по старости для женщин были установлены на 5 лет меньше, чем для мужчин. Многодетным матерям представлялись дополнительные льготы по возрасту и по трудовому стажу.

Законом СССР от 15 июля 1964 г. для работающих в колхозах впервые были установлены оплачиваемый отпуск по беременности родам и пенсии по старости и по инвалидности, а для членов их семей - пенсии по случаю потери кормильца. Государственное социальное страхование предусматривало предоставление за счет государства следующих видов материального обеспечения матери и ребенка:

  1. Пособие по беременности и родам;
  2. Пособие на рождение и кормление ребенка;
  3. Путевки в пионерские лагеря, детские санатории;
  4. Внешкольное обслуживание детей.

Положение о порядке назначения выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям было утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. При этом в зависимости от общего и непрерывного стажа в целях определения размера пособия по беременности и родам все женщины делились на четыре категории (общий стаж работы свыше 3 лет (из них не менее двух непрерывно; не менее 2 лет; от 1 до 2 лет; менее 1 года). Для первой категории на весь период отпуска (56 дней до и 56 дней после родов) пособие выплачивалось в размере заработка, а для последней категории - в размере 2/3 заработка. Эта явно надуманная градация была в 1975 г. отменена, и размер пособия перестал зависеть от трудового стажа. КЗоТ РСФСР 1971 г. включал специальную гл. XI "Труд женщин", где устанавливались гарантии работающим женщинам, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей.33

 До 1965 г. социального обеспечения  членов колхозов практически  не существовало. Сами колхозы  определяли размеры и периодичность  выплат в соответствии с Примерным  уставом сельскохозяйственной артели  от 17 февраля 1935 г. В соответствии  с уставом каждый колхоз создавал  фонд помощи престарелым колхозникам, на содержание детей-сирот, яслей  и т.д.

Однако, данное обеспечение не носило гарантированный характер, поскольку средства данных фондов распределялись, исключительно из побуждений внутреннего управления конкретного колхоза.

В СССР функционировала особая система социального страхования кооперированных кустарей и ремесленников, названная вначале взаимным, а позже - кооперативным страхованием. Социальное обеспечение колхозников было введено позднее Законом 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Этим законом устанавливались пенсии колхозникам по старости и инвалидности, их семьям по случаю потери кормильцев, пособия по беременности и родам за счет централизованного фонда социального обеспечения в масштабе всей страны. Для реализации этого Закона был создан специальный фонд - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников. Тем самым, завершилось создание единой системы пенсионного обеспечения, утвердились общие и единые принципы права на пенсию всех граждан СССР.

Только к началу 70-х гг. были решены проблемы обеспечения колхозников пособиями по временной нетрудоспособности. В 1969 г. III Всесоюзный съезд колхозников утверждает Примерный устав колхоза, в котором впервые в советском государстве предусматривается социальное страхование колхозников за счет создания уже упомянутого фонда - централизованного союзного фонда социального страхования колхозников. Этот фонд образовывался за счет отчислений колхозов и выплачивал пособия по временной нетрудоспособности, предоставлял путевки в санатории, дома отдыха и другие виды социального страхования.

Затем в каждой следующей пятилетке совершенствуется, по официальной терминологии, социальное обеспечение советских трудящихся по нескольким направлениям: увеличение размеров пенсий; сближение размеров пенсий и пособий между рабочими, служащими и колхозниками; улучшение социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых, усиление государственной помощи семьям, имеющим детей. В 1974 г. были введены пособия на детей малообеспеченным семьям.

С середины 70-х гг. начинает развиваться система социального обслуживания. Наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания появился и такой новый вид, как социально-бытовое обслуживание нетрудоспособных на дому. При районных отделах социального обеспечения местных органов исполнительной власти были организованы специальные отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Получила дальнейшее расширение и система социальной реабилитации инвалидов (от домов-интернатов до их трудоустройства, обеспечения транспортными средствами, протезирования, а также профессиональной подготовки, переподготовки).34

 К моменту принятия  Конституции СССР 1977 г. была сформирована  государственная система социального  обеспечения, включавшая две организационно-правовые  формы: государственное социальное  обеспечение рабочих и служащих и социальное обеспечение членов колхозов, а также государственная система здравоохранения.

Информация о работе История развития законодательства по социальному обеспечению в Российской федерации