История развития законодательства по социальному обеспечению в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся правового регулирования социального обеспечения граждан в условиях перехода российского государства к рыночной экономике. Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво. К числу вопросов, наиболее остро выдвинувшихся в последнее время в России, относится вопрос о социальном обеспечении наименее защищенных слоев населения при наступлении различных факторов социального риска. Для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо создание такого механизма правового регулирования, который мог бы реально обеспечить социальную защищенность самых широких слоев населения России

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_Kazakov_06_06_14_na_korrektiro (Автосохраненный).docx

— 153.67 Кб (Скачать файл)

Однако, первым актом отраслевой кодификации, по мнению ученых, явилась Сводка правил «О выдаче пособий и пенсий трудящимся под отделами социального обеспечения и охраны труда отделов труда», утвержденная Наркомом труда 15 августа 1919 г. Она, как и другие подобные правовые акты, изданные позднее, содержала акты, ранее принятые государственными органами, а также ведомственные нормы, в которых уточнялись и развивались некоторые положения этих актов. Позднее 27 июля 1920 г. был издан второй кодифицированный акт, этого же типа, а именно Сводка правил «По выдаче пенсий и пособий», утвержденная Наркомсобесом. Два этих акта стали прообразом и других сводок принятых в последующие годы, когда практика такого типа видовой кодификации стала довольно распространенной.23

Это свидетельствует о том, что кодификационная работа, уже в эти годы, достигла значительного уровня, и ее логическим завершением должен был стать Кодекс законов о социальном обеспечении. Проект данного акта был разработан и рассмотрен на межведомственном совещании, а впоследствии внесен на рассмотрение в СНК РСФСР. Но данный проект не был утвержден, поскольку уже в 1921 году социальное обеспечение было преобразовано в социальное страхование.

Не смотря на активную деятельностью государства по формированию нормативной базы социального обеспечения, эта отрасль народного хозяйства переживала тяжелые времена. Современниками было отмечено, что инновационные реформы законодательства о социальном обеспечении, просто напросто опережали свое время, и не были сопоставимы с упадочным экономическим состоянием новообразованного советского государства. Так же система социального обеспечения не осуществляла заявленной программы по всеобщему обеспечению трудящегося населения. Социально не защищенными остались огромное количество общественных групп, включая:

  • Подмастерья
  • Домашнюю прислугу
  • Работников крестьянских хозяйств
  • Самостоятельных производителей

В том числе оказались вне системы социального обеспечения неработающие жены трудящихся, которым было предписано страховаться за счет супруга, но этого не происходило. Население России в период до 1921 года, было социально уязвимо, как некогда до этого. Потеря рабочего места для людей была равноценна смерти. Людям приходилось выживать самостоятельно, поскольку государство не обеспечивало условий для нормального социального существования, продиктованных буквой закона. Система социального обеспечения показала свою несостоятельность, связанную с недостижимо идеалистической и утопичной нормативной базой, а также отсутствием нормально функционирующего аппарата практического осуществления программ законодательства. Объяснить данную ситуацию можно рядом исторических причин, а именно послевоенной разрухой, условиями гражданской войны, слабой экономикой и не до конца сформировавшимся механизмом государства, который просто не в состоянии был выполнять сложнейшие социальные функции.

 

2.2.Законодательство по социальному  обеспечению в период новой  экономической политики (1922-1929 гг.).

Важную роль в истории института социального обеспечения, сыграл переход к новой экономической политике, который провозгласил возрождение социального страхования для лиц наемного труда, начало формирования системы социального обеспечения крестьянства и создание новых учреждений социального обеспечения. Возрождение социального страхования было обусловлено, наличием не национализированной частной промышленности, бремя обеспечения работников которой, не должно лежать на плечах государства.

Декрет СНК "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом" от 15 ноября 1921 г. установил, что система социального страхования распространяется на наемных работников по случаю временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы, а также на случай смерти. Страховое вспомоществование должно осуществляться за счет предприятий, организаций и частных лиц, использующих наемный труд. Декрет СНК "О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнству" от 9 декабря 1921 г. установил, что выплаты страховых пособий временно нетрудоспособным работникам должны производиться, в размере фактического заработка рабочего до наступления обстоятельств, повлекших нетрудоспособность.

Также был установлен ряд льгот для беременных женщин и матерей. За 2 месяца до родов и на 2 месяца после родов женщинам предоставлялось, освобождение от трудовой повинности. Работницам, кормящим младенца грудью, устанавливался перерыв в работе через каждые 3 часа производственного процесса. Размер данного перерыва не должен был быть менее 30 минут.

Кодекс Законов о Труде РСФСР 1922 года, содержал целую главу о регулировании труда женщин и несовершеннолетних. В эту главу были включены некоторые положения прошлых декретов: беременным женщинам занятым физическим трудом предоставлялся отпуск 8 недель до и 8 недель после родов, а занятым умственным трудом 6 недель до и 6 недель после родов. За кормящими матерями сохранялся дополнительный перерыв, который регулировался правилами ВТР и составлял не менее получаса в промежутке, через каждые 3 с половиной часа рабочего времени. 

В этом Кодексе были сохранены нормы об освобождении беременных женщин от трудовой повинности, как и женщин, кормящих грудью, а также имеющих детей до 8 лет, при отсутствии лиц, ухаживающих за ними (ст. 13). Социальное страхование охватывало выдачу пособия по беременности и родам, а также по уходу за больным членом семьи (ст. 176). Воспрещался труд беременных женщин и детей в ночное время, а так же в особо вредных условиях труда.

Декрет «О страховании на случай болезни» от 19 декабря 1919 года, установил обязанность государственных, частных, кооперативных и общественных организаций платить страховые взносы, средства от которых поступали в медицинские организации и шли на нужды лечения застрахованных. Тем самым здравоохранение стало финансироваться не только за счет средств государственного бюджета, но и за счет средств социального страхования, что расширило возможности лечебных учреждений по предоставлению медицинских услуг застрахованным.

К началу 1922 года средства социального страхования, распределялись в соответствии с четкой градацией социальных нужд. Обособленно друг от друга взимались средства на социальное страхование от безработицы, временной нетрудоспособности, болезни, и на социальные пособия.

После образования СССР в 1922 г. социальное обеспечение осталось в ведении союзных республик, а всесоюзного органа управления создано не было. Социальным обеспечением сначала ведали Народные комиссариаты республик. В 1926-1927 гг. в некоторых Закавказских республиках Народные комиссариаты социального обеспечения были объединены с республиканскими комиссариатами внутренних дел и комиссариатами труда. Похожие объединения происходили и в РСФСР.24

Конституция СССР, принятая в 1924 году, закрепила компетенцию, в области социального обеспечения, Союза ССР и союзных республик. Установление основных законов о труде и здравоохранению было отнесено ведению Союза ССР. Республиканские органы государственного управления социальным обеспечением остались Народные комиссариаты социального обеспечения союзных республик. В начале 1925 года, при НКТ СССР был создан межведомственный орган, именуемый, как Союзный Совет социального страхования, и впоследствии, были созданы республиканские советы социального страхования.

СССС  СССР являлся центральным управлением социального страхования и рассматривал все проекты нормативных актов о социальном страховании, разработанные государственными ведомствами, и подлежащие внесению на рассмотрение в законодательные органы СССР. Рассматривая проекты, СССС давал заключение по ним, а так же разрабатывал и утверждал общие правила и инструкции, по привлечению к страхованию отдельных категорий работающих по найму, давал толкование по действующему законодательству СССР о социальном страховании.

Таким образом, с 1925 года, нормативные акты по применению законов СССР и постановлений Правительства СССР по вопросам пенсионного обеспечения рабочих, служащих и их семей стали издаваться СССС. Акты СССС, стали значительной составляющей пенсионного законодательства.25

Народным комиссариатом социального обеспечения РСФСР была избрана стратегия привлечения рабочих к управлению социальным обеспечением, благодаря чему начали проводиться выборы в собесы на местах. СНК РСФСР был принят ряд постановлений о социальном обеспечении при инвалидности лиц, занятых наемным трудом и о социальном обеспечении членов семейств трудящихся в случае смерти кормильца.

По страховому законодательству этого периода достижение престарелого возраста само по себе еще не являлось основанием для пенсионного обеспечения. Старость принималась во внимание лишь как одна из возможных причин инвалидности. По экономическим причинам "старческие пенсии" в тот период так и не стали всеобщими. Впрочем, лица старше 50 лет, утратившие трудоспособность и имеющие восьмилетний стаж наемного труда, имели право на пенсию в порядке социального страхования.26

30 августа 1923 г. было принято Постановление СНК РСФСР "О порядке передачи учреждений социального воспитания, содержащихся за счет культурных фондов профессиональных союзов и хозяйственных органов, органам Народного Комиссариата Просвещения". Эти постановлением все учреждения социального воспитания, обслуживающие детей рабочих и служащих, школы, детские дома, учреждения дошкольного воспитания и т.п., были переданы Народному комиссариату просвещения РСФСР и содержались за счет выделяемых государством средств.

Также были определены основные направления политики социального обеспечения:

  1. Создать специализированные учреждения, занимающиеся обучением и переобучением инвалидов труда, а так же учреждения для последующего применения труда инвалидов;
  2. Обеспечить специальными продовольственными карточками нетрудоспособные слои населения, наравне с трудоспособными работающими гражданами (имелись в виду нетрудоспособные по определённым государством причинам);
  3. Охватить всю массу нетрудоспособных, сирот, вдов, которая не может быть обеспечена ни в учреждениях вследствие недостаточности последних, ни путем зачисления их на общее снабжение.

В отношении крестьянства политика социального обеспечения была иной. Декретом СНК от 14 мая 1921 г. "Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев" предписывалось образовывать при сельсоветах и волостных исполкомах крестьянские комитеты взаимопомощи. Эти комитеты должны были осуществлять внутреннее самообложение для помощи нуждающимся, распределять государственные денежные средства, организовывать общественную трудовую помощь и др.27

Таким образом, в период 1921-1928 гг. сложились три основные формы социального обеспечения:

  • Социальное страхование лиц наемного труда
  • Государственно-обязательная взаимопомощь крестьянства
  • Государственное обеспечение в учреждениях социального обеспечения, учебно-профессиональных и производственных мастерских

Основной характеристикой данного периода, считается восстановление обязательного социального страхования наемных работников. Однако, нельзя оставить без внимания кодификационную работу, проведенную в этот период. 28 августа 1925 года ЦИК и СНК СССР утвердили союзный закон о пенсиях по социальному страхованию. Данное Положение получило название «Об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств умерших или безвестно отсутствующих застрахованных и инвалидов труда». Это положение стало первым всесоюзным актом о пенсиях по социальному страхованию. Им было заменено два ранее принятых постановления:

  1. Постановление РСФСР «О социальном обеспечении инвалидов» от 8 декабря 1921 г.
  2. Постановление ВЦИК СНК РСФСР «Об обеспечении дефектных членов семей рабочих и служащих» от 9 марта 1925 г.

Позднее, 14 марта 1928 г. Положение «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю потери кормильца», утвержденное ЦИК и СНК СССР, отменило ещё три нормативных акта, включая и Положение от 28 августа 1925 г. Последующим кодификационным актом стала Сводка «Правил обеспечения в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца» принятая СССС, на основе Положения от 14 марта 1925 г. Данная Сводка отменила около 40 нормативных актов НКТ СССР и СССС. Сводка 1928 г. охватывала сразу несколько видов и форм социального обеспечения, в том числе:

  • Пенсия по инвалидности;
  • Пенсия по случаю потери кормильца
  • Пенсия по старости
  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Пособие по случаю рождения ребенка
  • Пособие на погребение
  • Пособие на погребение

А также в ней был разработан порядок назначения, выдачи и лишения пенсий и пособий. Законодательная деятельность по кодификации нормативных актов о социальном обеспечении и страховании, проведенная на период с 1921-1925 гг. отменила и систематизировала большое количество правовых актов.

Вывод сверху

 

2.3. Законодательство по социальному обеспечению в период форсированной экономики(1929-1936 гг.).

В период с 1929 года государство сформировало новый ряд глобальных задач:

  1. Провести индустриализацию (постройка новых предприятий, увеличение числа квалифицированных рабочих);
  2. Провести коллективизацию сельского хозяйства («раскулачивание», объединение крестьян в колхозах);
  3. Задача культурной революции.

Исходя из этих задач, подвергся реформированию и институт социального обеспечения, было решено систематизировать и привести его к единой форме, путем её централизации и унификации. Первостепенной задачей, конечно же, ставилось проведение индустриализации, так как именно пролетариат признавался основной опорой социалистического государства.  В этой связи особое внимание уделяется социальному обеспечению рабочих. В данный период вводится социальное страхование по старости трудящихся отдельных отраслей промышленности (прежде всего для рабочих предприятий текстильной промышленности - с 1928 г.). 28

Информация о работе История развития законодательства по социальному обеспечению в Российской федерации