История развития законодательства по социальному обеспечению в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся правового регулирования социального обеспечения граждан в условиях перехода российского государства к рыночной экономике. Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво. К числу вопросов, наиболее остро выдвинувшихся в последнее время в России, относится вопрос о социальном обеспечении наименее защищенных слоев населения при наступлении различных факторов социального риска. Для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо создание такого механизма правового регулирования, который мог бы реально обеспечить социальную защищенность самых широких слоев населения России

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_Kazakov_06_06_14_na_korrektiro (Автосохраненный).docx

— 153.67 Кб (Скачать файл)

В первой половине ХII века черниговский князь Николай Давыдович построил в Киеве «больничный» монастырь, ставший первой в России богадельней за церковной оградой. Князь Андрей Боголюбский, как и Владимир, приказывал развозить по улицам еду и кормить бедных, а князь Роман Мстиславич вообще все свое имущество раздал неимущим и сам умер в нищете. Удельный Владимирский князь Всеволод Юрьевич, после страшного пожара, случившегося в 1185 году, и уничтожившего все деревянные постройки во Владимире, выделил горожанам средства на строительство новых домов. Следовательно, можно выделить, можно выделить три основных формы княжеского обеспечения:

  • Раздача милостыни
  • Кормление на княжеском дворе
  • Развоз продовольствия по городу для убогих

Таким образом, складывающаяся система помощи и поддержки в этот период испытывает на себе влияние таких факторов, как принятие христианства, изменение геополитического пространства славянских племен, разрушение родового общества, изменение положений в княжьем праве, оформление новой общественной стратификации, создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др.

Разумеется, княжеское нищепитательство - явление достаточно сложное и противоречивое. Например, в летописях практически не зафиксировано его проявления в некоторые кризисные периоды. В 1034 г. в Ярославле вспыхнул голод, но князь Ярослав не предпринимает никаких действий по его ликвидации. Как передает Лаврентьевская летопись, он только философски констатирует: «Бог наводит по грехом на каюждо землю гладо или моръ ли ведромь ли иною казнью, а члвк не весь ничтоже».6

Помимо княжеской благотворительности существовали и иные формы: монастырская, приходская, общественная, боярская и купеческая.

«Русская Правда» Князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался и Владимир Мономах.7

П.И. Нещеретний отмечает, что по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления.

  1. Продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других нуждающихся.
  2. Усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви».

  В качестве доказательства второго направления в становлении системы общественного призрения можно привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.

По Указу Царя Федора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпиталя; те из числа нищенствующих и убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».

Петр I приказал Святейшему Синоду, Камер Конторе, Главному магистрату и воеводам «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающих и им подобных». В то же время Петр I запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а Указом от 3 мая 1720 г. повелел всех офицеров и нижних чинов, признанных по удостоверению Военной коллегии неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание.8

Екатерина II в Манифесте от 1 сентября 1763 г. «Об учреждении Воспитательных домов» указала, что призрение бедных - главное для Верховной власти. В принятом ею в 1775 г. «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке была установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. С этой целью в каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома (в которых бедные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание), смирительные дома (для исправления людей). Соответствующие средства для организации и содержания этих учреждений выделялись в качестве первоначального капитала из государственной казны, а изданное в 1785 г. «Городовое Положение» узаконило требование к городам об отчислении из своих средств части доходов в пользу Приказов общественного призрения. При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом, однако по существу это была богадельня для призрения раненых, больных и престарелых воинов и их семейств.

Инвалидные дома, для значительного числа призреваемых, появились при Николае I. К инвалидам в этот период относили полностью нетрудоспособных граждан, которые не могли обходиться без посторонней помощи.

Сеть благотворительных учреждений, находящихся под покровительством Императрицы Марии Федоровны (жены Павла I), в 1854 г., т. е. после ее смерти, была объединена под общим названием «Ведомство учреждений Императрицы Марии». Благотворительностью, предоставляемой этими учреждениями, в течение 1898 г. воспользовалось более 7 млн. человек, не считая 20 млн. случаев разовых обращений к благотворительной помощи. В благотворительных заведениях постоянно проживало около 500 тыс. человек.

Российское законодательство XIX в. делило нищих на четыре категории:

  1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
  2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако может работать;
  3. те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;
  4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.9

Очевидно, такая «классификация» нуждающихся была необходима для определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

23 июня 1912 года в России был издан закон о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев. Этот закон, был составлен на основе законов Германии, однако в отличие  от них он предусматривал меньший объем полномочий застрахованных. Так, в законе России не содержалось нормы, аналогичной норме германского закона 1883 г., в силу которой по истечении 26 недель болезни начиналась пенсия по инвалидности.

Проанализировав динамику развитие социального обеспечения в царской России, можно сделать вывод о том, что практика социального обеспечения до XVI века, является применением руководителями государства христианских моральных канонов и фактически зарождение и существование в русском государстве государственного обеспечения обязано своим рождением именно православной церкви и князю Владимиру Святославовичу. Однако данное обеспечение нельзя назвать социальным в полном объеме, поскольку оно не носило регулярный характер, не охватывало большую часть населения, а так же не обладало необходимым механизмом регулирования.

Со сменной в России правящей династии и приходом к власти Петра Великого придерживающегося более протестантского подхода, часть обязанностей по социальному обеспечению переходит от церкви (Священного синода), к Камер конторе, воеводам и Главному магистрату. Позднее можно отметить учреждение Екатериной II в каждой губернии Приказов ведающих государственным призрением, финансируемых из государственной казны.

Итак, институт социального обеспечения в Российской империи существовал и функционировал, с подачи государства создавались инвалидные дома, больным и нищенствующим предоставлялась материальная и медицинская помощь, но фактически он начал формироваться в полном объеме, только к началу XX в., поскольку с появлением в Российской империи предприятий тяжелой промышленности, законодатель становится заинтересован в социальном страховании работников.

 

1.2. Общая характеристика  законодательства по социальному  обеспечению в России (XVI-XX вв.)

Первым нормативно-правовым актом-источником права социального обеспечения, в России, ученые-правоведы считают Судебник Ивана IV Грозного. Данный акт закрепляет, что «бездетная вдова после смерти мужа имеет право на получение обратно приданного и пенсии («полетное»), в размере 2 гривны в год.

Следующим по хронологии источником права социального обеспечения считается Соборное уложение 1649 года, которое содержит на порядок больше статей, относящихся к вопросу социального обеспечения.

В данном источнике закреплено право вдовы, детей и престарелых родителей на содержание в форме «прожитка», то есть части поместья умершего кормильца. Величина данной компенсации зависела от размера должностного оклада умершего и причины его смерти. Представители дворянского сословия в случае отставки, увечья и при отсутствии прямых наследников, имели право на получение «прожитка» в размере полного оклада.10

Данная форма социального обеспечения распространялась только на представителей высших сословий и не охватывала большую часть населения Российской империи, то есть представителей крестьянства. В период царствования Елизаветы Петровны с подданных начинает взиматься, так называемый налог в пользу бедных, за счет которого создаются «приходы», осуществляющие попечение детей-сирот, пожилых и инвалидов.

С развитием промышленности в России формируется рабочий класс, и вместе с ним возникает «цеховое страхование», назначение которого состояло во вспомоществовании работникам мануфактур, в случаи их болезни, старости, производственного увечья или смерти кормильца. Однако данное вспомоществование нельзя отнести к социальному обеспечению, поскольку оно осуществлялось за счет средств самих работников, плативших взносы. Его можно охарактеризовать как форму материальной взаимопомощи трудящихся в рамках конкретных предприятий.

С развитием капиталистических отношений и произошедших в Европе буржуазных революций, возрастает количество предприятий промышленности и возрастает процент населения относящихся к рабочему классу. В России буржуазия старается, как и раньше, сократить затраты на содержание рабочих  на случай старости, инвалидности, производственных травм. С этой целью на предприятиях начинают создаваться кассы взаимопомощи, формируемые из средств работников. В других европейских государствах средства этих касс пополнялись не только за счёт взносов работников, но и средств работодателей, хоть и не столь значительных11.

Так же в России создаются обязательные кассы для служащих государственных учреждений. Средства этих касс состояли из обязательных отчислений из жалования чиновников. С помощью данных касс государство осуществляло пенсионное обеспечение, уволенных в отставку, чиновников и производило выплату пособий их вдовам и сиротам, ранее находившимся на их иждивении.

Для служащих низших чинов, так же создавались отдельные кассы обеспечивающие вспомоществование полных инвалидов уволенных со службы и не имеющих возможности самостоятельно себя обеспечивать, членам их семей в случаи смерти чиновников выплачивалась пенсия в размере 3 рубля в месяц.

На горных казенных заводах, в связи с особо тяжелыми условиями труда, согласно Закону Российской империи от 8 марта 1861 года, создавались горнозаводские товарищества обеспечения, обеспечивающие работников, получивших увечье на производстве и членов семьи погибших на производстве.12

В связи с возросшим количеством промышленных предприятий, во многих европейских государствах, в том числе в Российской империи, возрастает количество травма опасного  производства и работников, ставших инвалидами вследствие получения увечий на предприятии. Из-за этого законодатели многих государств начинают разрабатывать законопроекты, посвященные обеспечению социальной защиты инвалидов труда. В Германии Отто фон Бисмарк создает законы «О страховании при несчастных случаях» и «Об ответственности предпринимателей», согласно которым работникам, получившим производственную травму, назначалась пенсия на период утраты трудоспособности, а также из средств предприятия взималась денежная плата на лечение работника.13

В Российской империи, законодатель тоже принимает попытки создания нормативной базы социальной защиты рабочих предприятий. Свод законов Российской империи содержит нормы об ответственности работодателей, за увечье работников полученные в процессе производства, но в данном правовом акте и в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев» идет речь не о социальном страховании, как в Бисмаркских Законах, а о материальной ответственности работодателей за увечье работников.14

Позднее в 1912 году принимаются такие Законы, как Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев» и «Об обеспечении рабочих на случай болезни» от 23 июня 1912 года. И с принятием этих законов, создаётся такое контролирующие ведомство, как Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В ряде губерний открываются страховые присутствия, получившие широкий круг полномочий по надзору за страхованием в пределах своих местностей, а на крупных предприятиях создаются страховые товарищества и больничные кассы, за счет которых работники получают возможность получать квалифицированную медицинскую помощь и по необходимости медикаментозное лечение.

По итогам данного анализа можно сделать вывод, что в России на начало XX века осуществлялись следующие виды социального обеспечения:

  • пособие по беременности и родам
  • пособие по временной нетрудоспособности
  • пенсия по инвалидности, вследствие производственной травмы
  • пенсия по случаю потери кормильца
  • пенсии военнослужащим и госслужащим в случаи выхода в отставку

Информация о работе История развития законодательства по социальному обеспечению в Российской федерации