Роль фирменной символики в формировании имиджа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:21, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования является фирменная символика данного научного института.
Целью работы является проведение всестороннего анализа фирменной символики учреждения, выявление ее соответствия требованиям, предъявляемым в современной специализированной литературе к созданию эффективного и узнаваемого образа организации, а также определение того, является ли данная фирменная символика ресурсом формирования имиджа Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института физиологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук.

Содержание

Содержание 1
Введение 2
Глава 1. Роль фирменной символики в формировании имиджа 8
1.1. Понятие, типология и функции имиджа организации 8
1.2. Основные этапы разработки имиджа фирмы 14
1.3. Фирменная символика как основное средство формирования имиджа 17
1.3.1. Создание имени, одного из атрибутов фирменного стиля, как начальный этап развития бренда 18
1.3.2. Логотип – основная составляющая визуальной идентификации компании 19
1.3.2.1. Понятие «логотип», его идея и структура 19
1.3.2.2.Требования, предъявляемые к логотипам 24
1.3.2.3. Психологические аспекты воздействия формы и цвета 26
Глава 2. Анализ фирменной символики ИФ Коми НЦ УрО РАН и ее роль в формировании имиджа организации 31
2.1. Характеристика ИФ Коми НЦ УрО РАН 31
2.2. Описание логотипа ИФ Коми НЦ УрО РАН и определение его соответствия требованиям, предъявляемым к логотипам в литературе 33
2.3. Оценка логотипа ИФ Коми НЦ УрО РАН на предмет узнавания 37
2.4. Использование фирменной символики в информационном дизайне 43
Заключение 48
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛ-Маргарита-оконч.вар-т.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная работа посвящена  роли фирменной символики научного института в создании корпоративного имиджа. Для данного исследования интерес представлял внешний корпоративный имидж, который проявляется преимущественно во внешней среде и ориентирован на коллег – ученых, партнеров, инвесторов – для внедрения инновационных разработок и будущих потребителей.

В соответствии с поставленными задачами было дано понятие имиджа организации, актуальное в рамках данного исследования, определены его функции и типы имиджа организации.

В процессе исследования было установлено, что имидж, прежде всего, является средством коммуникации и инструментом общения носителя имиджа с сознанием общественных групп. Имидж фирмы однозначно связан с субъективным восприятием ее общественностью. Также у общественности формируются свои представления о своеобразии, специфике и уникальности фирмы и ее деятельности, которые выражены символически, которые тоже можно понимать под имиджем организации. При этом устойчивый и непротиворечивый образ организации помогают формировать поведение данной организации, внутреннее и внешнее оформление всей ее исходящей информации. Понятию «имидж» близко понятие «репутация», различия между ними не очень значительны. Однако репутация, по мнению некоторых авторов, воспринимается как явление, более связанное с действительностью и реальностью, в отличие от имиджа, который по сути можно трактовать как «воспринятый образ» и «представление».

В формировании внешнего корпоративного имиджа (который, как было отмечено выше, и представлял  интерес в рамках данного исследования), проявляющегося, в основном, во внешней среде, значительная роль отводится фирменной символике. В соответствии с проблематикой исследования были выделены важнейшие функции имиджа научной организации: коммуникатив-ная функция, состоящая в осуществлении связей между группами потребителей и институтами, функция узнавания организации большими социальными группами и регулятивная функция, суть которой состоит в регуляции взаимоотношений организации с партнерами и конкурентами.

В формировании имиджа научного учреждения значительная роль отводится фирменной символике. Это связано с тем, что наряду с результатами деятельности сотрудников учреждения внутреннее и внешнее оформление всей исходящей от организации информации помогают формировать устойчивый и непротиворечивый образ организации. Необходимость разработки имиджа организации связана с теми функциями, которые он несет. Так, К важнейшим функциям имиджа научной организации, можно отнести коммуникативную функцию, которая способствует осуществлению связей института с коллегами, партнерами и инвесторами, функцию узнавания организации и регулятивную функцию, которая регулирует взаимоотношения организации с большими социальными группами. При этом общественность может воспринимать обладателя имиджа, поведение которого одобряется, как заслуживающего доверие или не воспринимать. Кроме того, у общественности формируются свои представления о своеобразии, специфике и уникальности фирмы и ее деятельности, которые выражены символически, которые тоже можно понимать под имиджем организации.

Технология формирования и продвижения имиджа представляет собой сложный процесс, в котором важную роль играют информационная деятельность, связанная с созданием и распространением информации, доведением ее до конкретных целевых групп, и деятельность по созданию визуального образа организации.

Также в данном исследовании были раскрыты теоретические аспекты создания логотипа, дана характеристика возможных типов структур логотипа, приведены основные требования к логотипам, которые можно разделить на три группы – патентно-правовые, рекламно-психологические и конструктивно-технологические.

Не вызывает сомнения, что качество товаров и услуг является главным фактором, который определяет их успешность внедрения на рынок. Однако на процесс их внедрения существенное влияние оказывает привлекательность символических образов и ассоциаций. При этом логотип является важнейшим элементом большой системы идентификации, которая может включать в себя название и слоган, фирменные цвета и верстку макета, разработку «архитектуры бренда» и последовательное применение корпоративной модели образов. И именно логотип является ключевым фактором восприятия потребителями всей системы идентификации и играет огромную роль в узнаваемости продукции, услуг компании на рынке.

Следует подчеркнуть, что  удачный логотип может значительно повысить эффективность рекламы, поднять имидж компании. Таким образом, логотип выступает как нечто большее, чем просто некий графический образ, нанесённый на товар или упаковку. Он определяет лицо компании, фирмы. Корпоративные логотипы помогают нам отличать одну организацию от другой. Это свойство логотипов возможно благодаря наглядному отображению области деятельности, ценностей и свойств, лучшим образом, по мнению руководителей, характеризующих их организацию. С помощью логотипа и фирменной символики можно составить мнение о предприятии и его услугах, но сами по себе они меняют впечатление, сложившееся после личного контакта с компанией.

Учитывая академичность  учреждения и специфику аудитории, контактирующей с данной организацией, ее разнонаправленность, нужно подчеркнуть, что перед создателями логотипа Института стояла сложная задача. Положительными чертами данного логотипа являются следующие моменты. Использование в проекте комбинации «Знак» + «Символ» помогает восприятию логотипа. Научная символика указывает на принадлежность организации к науке, непосредственно к химии, физиологии, биотехнологии, характеризует многосторонность научных исследований. Данный знак понятен для иностранных коллег, работающих в смежных дисциплинах. Символика имеет четкий адрес, то есть является привлекательной  и направленной на воздействие для целевых групп Института. Шрифтовой логотип усиливает идентификацию. Благодаря технологичности исполнения знака существует возможность его использования на различных носителях. Знак уникален и оригинален. В результате проведенного анализа можно утверждать, что данный знак полностью отражает деятельность организации и соответствует представлениям аудитории.

В качестве «минусов»  логотипа можно отметить следующее. Во-первых, одно из главных замечаний связано с отсутствием регистрации  разработанного логотипа. Помимо этого, научные символы непонятны для обычного, среднестатистического россиянина. Знак характеризуется некоторой перегруженностью элементами, которая может затруднять запоминаемость. Поэтому основной рекомендацией представляется упрощенный характер логотипа, для чего необходимо убрать линию ЭКГ и надпись «Институт физиологии Коми НЦ УрО РАН».

В результате исследования были получены данные, позволяющие  сделать вывод о том, что за время учебы студенты медицинского ВУЗа, приобретая профессиональные знания и навыки по профилю, «входят в один цех с учеными-физиологами», то есть вливаются в целевую аудиторию, что позволяет им идентифицировать и распознавать логотип Института. В целом, можно заключить, что логотип ИФ Коми НЦ Уро РАН узнаваем, позволяет идентифицировать институт, вызывает положительные ассоциации, соответствующие замыслу создателей логотипа, то есть выполняет основную задачу – несет эмоционально окрашенную информацию о принадлежности.

В заключение важно подчеркнуть, что перед Институтами РАН стоит общая задача поддерживать имидж и репутацию как академической науки как в целом, так и каждого отдельного Института. В этих условиях наличие фирменной символики у ИФ Коми НЦ Уро РАН и ее использование помогает созданию, закреплению образа в сознании представителей окружающей внешней среды, его последующему узнаванию и формированию положительного имиджа.

Таким образом, в работе были раскрыты следующие положения:

– формирование положительного имиджа организации представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором информационная деятельность, связанная с созданием и распространением информации, играет важную роль;

– определяющая роль в идентификации организации принадлежит логотипу;

– разработка позитивного и привлекательного образа организации науки, который включает в себя определенную систему характеристик и ценностей, является в настоящее время реформирования науки остро необходимой;

– фирменная символика научного учреждения способствует его идентификации и формированию корпоративного имиджа;

– логотип, разработанный  и созданный с учетом психологических  особенностей восприятия цвета и  функционального назначения, способствует идентификации научного учреждения.

Таким образом, была достигнута цель исследования, а именно был проведен всесторонний анализ фирменной символики учреждения, выявлено ее соответствие требованиям, предъявляемым в современной специализированной литературе к созданию эффективного и узнаваемого образа организации, а также определено, является ли данная фирменная символика ресурсом формирования имиджа Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института физиологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук.

Список использованной литературы

Федеральные законы:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон [принят Гос. думой от 24 ноября 2006; одобрен 8 декабря 2006 (ред. от 08.12.2011)] – режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122998
  2. Федеральный Закон № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 г. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90201

 

Монографии и статьи:

 

  1. Азарова Л.В. Ситуационный анализ в связях с общественностью [Текст] уч. для вузов / Л.В. Азарова, В.А.Ачкасова, К.А.Иванова, А.Д.Кривоносов, О.Г.Филатова. – Спб.: Питер, 2009. – 256 с.
  2. Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров [Электронный ресурс]/ И.В.Алешина. – М.: ЭКМОС. 2002. – 480 с. – режим доступа:  http://www.koob.ru/aleshina/public_relations_for_managers
  3. Аренс, В.Ф. Современная реклама [Текст] уч./ В.Ф.Аренс, М.Ф.Вейголд, К.Аренс / пер. с англ. В.Кузина. – М.: Эксмо, 2011. – 880 с.
  4. Беркутова, Т.А. Маркетинговые коммуникации [Текст]: уч.пос./ Т.А.Беркутова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 254 с.
  5. Бухаркова, О.В.  Имидж лидера: технология создания и продвижения. Тренинговая программа [Текст] /О.В. Бухаркова, Е.Г. Горшкова. – СПб.: Речь, 2007. – 222 с.
  6. Воронин, С.В. Формирование товарных знаков и брендов [Текст]:. справочник / С.В. Воронин. – М.: Копиринг, 2010. – 168 с.
  7. Галумов, Э.А. Основы PR [Электронный ресурс]: уч./ Э.А.Галумов. – М.: «Летопись XXI», 2004. – 408 с. – режим доступа: http://vipbook.info/nauka-i-ucheba/ekonomika/20844-galumov-e.a.-osnovi-pr.html
  8. Годин, А.М. Брендинг [Текст]: уч.пос./ А.М.Годин. – изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 424 с.
  9. Гольман, И.А. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена [Текст]: уч./ И.А.Гольман, Н.С.Добробабенко. – Новосибирский филиал СП «Интербук», 1991. – 142 с.
  10. Душкина, М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология [Текст] / М.Р. Душкина. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.
  11. Зазыкин, В.Г. Психология в рекламе [Текст]: уч./ В.Г.Зазыкин. – М.: Дата-Стром, 1992. – 63 с.
  12. Кибизова, Э.Э. Социальная психология рекламной деятельности  [Текст]: словарь-справочник/ Э.Э.Кибизова. – СПб.: Астерион, 2010. – 574 с.
  13. Клюев, М.   Изображение. Пиктограмма. Иероглиф. Фетиш. Знак. Символ. Логотип. Пути создания товарного знака [Электронный ресурс]/ М.Клюев. – режим доступа : http://www.rosdesign.com/design/logoofdesign.htm
  14. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз. [Электронный ресурс]/ В.Г.Королько. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. – 528 с. – режим доступа: http://enbv.narod.ru/text/Econom/korolko/
  15. Мамлеева, Л. Анатомия бренда [Электронный ресурс]/ Л.Мамлеева, В.Перция. М. – СПб.: Вершина, 2007. – 304 с. – режим доступа: http://www.koob.ru/books/wealth/anatomiya_brenda.zip
  16. Марков, А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность [Текст]/ А.П. Марков. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 400 с.
  17. Маркони, Дж. PR : полное руководство [Текст]  / Джо Маркони. – пер. с англ. Д. Р. Геренава, Ю. П. Леоновой. – М.: Вершина, 2006. – 256 с.
  18. Мещанинов, А.А. Образ компании [Текст]: А.А.Мещанинов. –  М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2001. – 280 с.
  19. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы [Текст]: уч.пос. / Р.И. Мокшанцев. – М. – Новосибирск, ИНФРА-М, 2005. – 230 с.
  20. Перминова, С. Культура фирмы [Текст] / С. Перминова, Г. Тульчинский. – СПб.: Алетейя, 2006. – 292 с.
  21. Пименов, П.А. Основы рекламы [Текст]/ П.А.Пименов. – М.: Гардарики, 2005. – 399 с.
  22. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации [Текст] / А.А. Романов, А.В. Панько. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с.
  23. Репьев, А.П. Рекламодателю о рекламе [Электронный ресурс]/ А.П. Репьев. – режим доступа: http://www.fast-education.ru/biblio/advertising/222.pdf
  24. Рожков, И.Я. От брендинга к брендбилдингу. Создание и продвижение фирменных товаров. Повышение марочного капитала. Российский опыт [Текст]: рекламные технологии/ И.Я.Рожков, В.Г. Кисмережкин. – М.: Гелла-принт, 2004. – 320 с.
  25. Ромат, Е.В. Реклама [Текст]: уч. для вузов/ Е.В.Ромат. – 7-е изд. – СПб: Питер, 2010. – 512 с.
  26. Сальникова, Л.С. Репутация в российском бизнесе: технологии создания и укрепления [Текст]/ Л.С.Сальникова. – М.: Вершина, 2008. – 216 с.
  27. Сироткина, И.В. Как приготовить вкусный бренд? [Текст] / И.В.Сироткина. – М.: Альфа-Пресс, 2005. – 320 с.
  28. Соколова, М.В. «Признание» - 2010  [Текст]/М.В.Соколова // Наука Урала. –  № 5 (1012), март, 2010. – С.3.
  29. Соколова, М.В. Во имя здоровья человека [Текст]/ М.В.Соколова// Регион. – № 9, 2009. – С.36-39.
  30. Соколова, М.В. Суровый северный климат и здоровье, дороже которого ничего нет [Текст]/ М.В.Соколова// Дальневосточный ученый. – 09.02.2011, № 2(1420). – С. 10-11.
  31. Ткаченко Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования. [Текст]: уч.пос. для студентов вузов / Н.В.Ткаченко. - М.:Юнити-Дана, 2009, 335 с.
  32. Томбу, Д.В. Социология рекламной деятельности [Текст]: уч. пос / Д.В.Томбу. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2009. – С. 200.  с.240.
  33. Тульчинский, Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность [Текст]/ Г.Л.Тульчинский. – СПб: Алетейя (СПб ГУКИ), 2001. – 304 с.
  34. Ульяновский, А.В. Корпоративный имидж. Технологии формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса [Электронный ресурс]/ А.В. Ульяновский. – сер. «Профессиональные издания для бизнеса». –М.: Эксмо, 2008. – 400 с. – режим доступа: http://bukvabiz.ru/
  35. Филлипович, А.Ю. Компьютерная лингвистика. Семиотика информа-ционных технологий [Электронный ресурс]: А.Ю. Филлипович – режим доступа: http://www.philippovich.ru/Anna/public/Public_Uchebn/PZ_KL_SIT/PZ_KL_SIT.htm
  36. Ценев, Вит. Психология рекламы. (Реклама, НЛП и 25-й кадр) [Электронный ресурс]/В. Ценев. – М.: Бератор, 2003. – режим доступа: http://evartist.narod.ru/text16/011.htm
  37. Шарков, Ф.И. Константы Гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы [Текст]: уч.пос./ Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К., 2010. – 272 с.
  38. Шарков, Ф.И. Разработка и технологии производства рекламного продукта [Текст]: уч.пос. / Ф.И. Шарков, В.И. Гостенина. – М.: Дашков и К., 2007. – 340 с.
  39. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. [Электронный ресурс]/ В.М.Шепель. – М.: Народное образование, 2002. – режим доступа: http://evartist.narod.ru/text9/22.htm
  40. Эвами, М. Создание логотипов. Самые современные разработки [Текст]/ М.Эвами. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
  41. Эйри, Д. Логотип и фирменный стиль [Текст]: руководство дизайнера / Д. Эйри. – СПб: Питер, 2011. – 208 с.
  42. Эльбрюнн, Б. Логотип [Текст]/ Б. Эльбрюнн. – пер. с франц. под ред. С.Г. Божук. – СПб: Изд.дом «Нева», М.: «Олма-пресс Инвест», 2003. – 127 с.
  43. Яненко, М.Б. Торговые марки в товарной политике фирмы [Текст]/ М.Б.Яненко, сер. «Маркетинг для профессионалов». – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

 

 

 

1 Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. [Электронный ресурс] В.М.Шепель. - М.: Народное образование, 2002. – режим доступа: http://evartist.narod.ru/text9/22.htm

2 Фролов, С.С. Связи с общественностью в работе фирмы: Стратегия, коммуникация, имидж, брендинг. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – С. 178.

3 Цит. по Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз. [Электронный ресурс]/ В.Г.Королько. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер. - 2000. - 528 с. – режим доступа: http://enbv.narod.ru/text/Econom/korolko/

4 Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров [Электронный ресурс]/ И.В.Алешина. М.: ЭКМОС. 2002. – 480с. режим достпуа -  http://www.koob.ru/aleshina/public_relations_for_managers

5 Шарков, Ф.И. Константы Гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы [Текст]: уч.пос./ Ф.И. Шарков // М.: Дашков и К., 2010. – С.215.

6 Сальникова, Л.С. Репутация в российском бизнесе: технологии создания и укрепления [Текст]: Л.С.Сальникова. – М.: Вершина, 2008. – С.16.

7 Ульяновский, А. Корпоративный имидж. Технологии формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса [Электронный ресурс]/ А.Ульяновсикй // сер. «Профессиональные издания для бизнеса». М.: Эксмо. – 2008. – 400 с. – режим доступа: http://bukvabiz.ru/

8 Яненко, М.Б. Торговые марки в товарной политике фирмы [Текст] М.Б.Яненко, сер. «Маркетинг для профессионалов» // СПб.: Питер, 2005. – С.57.

9 Галумов, Э.А. Основы PR [Электронный ресурс]: уч./ Э.А.Галумов // М.: «Летопись XXI», 2004. – 408 с. – режим доступа: http://vipbook.info/nauka-i-ucheba/ekonomika/20844-galumov-e.a.-osnovi-pr.html

10 Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. -М.: Эксмо, 2006. - 432 с. Стр. 56.

11 Галумов, Э.А. Основы PR [Электронный ресурс]: уч./ Э.А.Галумов // М.: «Летопись XXI», 2004. – 408 с. – режим доступа: http://vipbook.info/nauka-i-ucheba/ekonomika/20844-galumov-e.a.-osnovi-pr.html

12 Тульчинский, Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность [Текст]/ Г.Л.Тульчинский. - СПб: Алетейя (СПб ГУКИ), 2001. – 304 с.; Перминова, С., Тульчинский, Г. Культура фирмы/ С. Перминова, Г. Тульчинский. – СПб.: Алетейя, 2006. – С. 213 – 214.

13 Шарков, Ф.И. Константы Гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы [Текст]: уч.пос./ Ф.И. Шарков // М.: Дашков и К., 2010. – С.228.

14 Гольман, И.А. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена [Текст]/ уч.// И.А.Гольман, Н.С.Добробабенко.- Новосибирский филиал СП «Интербук», 1991. – С.17.

15 Шарков, Ф.И. Константы Гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы [Текст]: уч.пос./ Ф.И. Шарков // М.: Дашков и К., 2010. – С.220.

16 Кибизова, Э.Э. Социальная психология рекламной деятельности  [Текст]: словарь-справочник/ Э.Э.Кибизова. – Спб.: Астерион, 2010. – С.140.

Информация о работе Роль фирменной символики в формировании имиджа