Роль фирменной символики в формировании имиджа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:21, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования является фирменная символика данного научного института.
Целью работы является проведение всестороннего анализа фирменной символики учреждения, выявление ее соответствия требованиям, предъявляемым в современной специализированной литературе к созданию эффективного и узнаваемого образа организации, а также определение того, является ли данная фирменная символика ресурсом формирования имиджа Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института физиологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук.

Содержание

Содержание 1
Введение 2
Глава 1. Роль фирменной символики в формировании имиджа 8
1.1. Понятие, типология и функции имиджа организации 8
1.2. Основные этапы разработки имиджа фирмы 14
1.3. Фирменная символика как основное средство формирования имиджа 17
1.3.1. Создание имени, одного из атрибутов фирменного стиля, как начальный этап развития бренда 18
1.3.2. Логотип – основная составляющая визуальной идентификации компании 19
1.3.2.1. Понятие «логотип», его идея и структура 19
1.3.2.2.Требования, предъявляемые к логотипам 24
1.3.2.3. Психологические аспекты воздействия формы и цвета 26
Глава 2. Анализ фирменной символики ИФ Коми НЦ УрО РАН и ее роль в формировании имиджа организации 31
2.1. Характеристика ИФ Коми НЦ УрО РАН 31
2.2. Описание логотипа ИФ Коми НЦ УрО РАН и определение его соответствия требованиям, предъявляемым к логотипам в литературе 33
2.3. Оценка логотипа ИФ Коми НЦ УрО РАН на предмет узнавания 37
2.4. Использование фирменной символики в информационном дизайне 43
Заключение 48
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛ-Маргарита-оконч.вар-т.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

В результате анкетирования  были сделаны следующие выводы. К VI курсу количество студентов, которые знали и встречали логотип ИФ Коми НЦ УрО РАН, выросло с 12,8% до 48,1% (рис.1).

Рис.1. Количество студентов II (12,8%) и VI (48,1%) курсов, которым знаком логотип ИФ и которые встречали его где-либо.

 

Из тех студентов, кто  не знал, что логотип принадлежит ИФ Коми НЦ УрО РАН, на втором курсе предположило, что логотип мог бы принадлежать этому научному институту, - 55,9% человек (рис.2, а), а на шестом – 71,4% (рис.2, б).

 а       б

Рис.2. Количество студентов, предположивших, что логотип мог бы принадлежать ИФ: на II курсе (а) – 55,9% человек и на IV курсе (б) – 71,4%.

 

Оставшиеся 44,1% и 28,6% студентов  второго и шестого курса, соответственно, не смогли точно назвать организацию, но предположили, что эта компания работает либо в области здравоохранения, фармакологии и медицины, либо в области науки. Два респондента предположили, что логотип принадлежит организации, связанной с охраной природы, и лишь один решил – что это логотип издательского фонда. При этом у 59% студентов возникли ассоциации с кардиологией (исследованиями в области сердца, помощи людям с больным сердцем) (рис.3).

Рис.3. Количество студентов двух курсов, у которых при взгляде на логотип возникли ассоциации с кардиологией (59%).

 

Таким образом, из диаграмм видно, что возможные будущие представители целевой аудитории – врачи, фармацевты и ученые – в подавляющем большинстве могут идентифицировать организацию посредством восприятия логотипа.

Наряду с  узнаванием и атрибуцией (приписыванием какой-нибудь организации или фирме) большой интерес и важность представляют ассоциации, порождаемые логотипом, и которые могут быть перенесены на научное учреждение. Большое чувство удовлетворения вызвали такие варианты ассоциаций: «Здоровое сердце – здоровое будущее», помощь людям с больным сердцем, здоровый образ жизни, жизнь, естественные науки, компания ценит не только знания, но и творческие способности, уменьшение числа заболеваний инфарктом миокарда. Кроме того в качестве ассоциаций были названы такие общечеловеческие ценности, как серьезность, надежность, доверие, заинтересованность, солидность. Но нужно отметить, что все же 15,2% студентов высказались с неконкретной критикой в адрес логотипа (рис.4). Так, эти студенты высказали мнения, что логотип «содержит слишком много рисунков, не подходит этой организации, не доработан, в нем чего-то не хватает или слишком все просто, не понятно, что нарисовано, только для людей с медицинским образованием».

Рис.4.  Количество студентов  обоих курсов, с положительным  отношением и критическими замечаниями по отношению к логотипу, соответственно.

 

Один из вопросов анкеты, содержащей черно-белое исполнение логотипа, касался цвета, в котором  должен быть выполнен данный логотип. Результаты анкеты представлены в таблице и на диаграммах (рис.5а,5б).

 

II курс

VI курс

Зеленый

16,7% (6)

12% (3)

Красный

52,8 % (19)

24% (6)

Синий

-

16% (4)

Сочетание красного, синего, зеленого, желтого и др.

30,55 (11)

44% (11)

Другие цвета

-

4% (1)


Таблица. Данные  исследования предпочтений выбора цвета логотипа.

 

Рис.5. Предпочтения относительно выбора цвета логотипа у студентов II курса (а), IV курса (б) 

 

Большая часть студентов  - 40% от общего числа (рис.6) – считает, что логотип должен быть выполнен в красном цвете. (При выборе одного цвета – имеется в виду его  сочетания с нейтральными – черным или белым цветами. Там, где указано – сочетание цветов, студенты называли три и более цвета). Свой выбор они, в основном, аргументировали ассоциацией с кровью, сердцем, был интересный вариант – по аналогии с красным крестом). Зеленый цвет выбрали 15% студентов (от общего количества), объяснив свой выбор успокаивающим воздействием зеленого цвета. Варианты использовать синий и голубой цвета были предложены только студентами IV курса (16%).

 

Рис.6. Общие предпочтения относительно выбора цвета логотипа общего количества студентов II и IV курсов.

 

С большинством из данных мнений мы не можем согласиться, и считаем наш выбор наиболее оптимальным. Известно, что красный цвет ассоциируется с агрессивностью, активностью, наступательностью. Учитывая же академичность, традиции, репутацию научных учреждений, принадлежащих Российской академии наук, хотелось бы выдержать нейтральность и надежность. И именно сочетания голубого на синем, синего на белом согласно исследованиям восприятия российским населением сочетания цветов классифицируются как «нейтральные»50. Это же сочетание считается абсолютно неагрессивным. Более того, голубой цвет вызывает «ощущение благополучия, ассоциируется с постоянством, верностью, надежностью и честью»51. Еще один аргумент в пользу голубого цвета – тот факт, что синий цвет и его оттенки – голубой и лазоревый, имели такое же широкое распространение на Руси, как и красный.

2.4. Использование фирменной символики в информационном дизайне

Формирование  имиджа (образа) компании является задачей, которая распространяется на различные  сферы деятельности организации. Поэтому можно утверждать, что привнесение во все виды деятельности организации элементов фирменной символики является необходимым условием успешного развития корпоративного имиджа. Традиционным способом донесения графических образных средств и элементов фирменной символики учреждения являются многочисленные информационные материалы, распространяемые Институтом и его сотрудниками. Применяемые графические, цветовые, пластические приемы, при помощи которых достигается фирменная символика, обеспечивают единство всем рекламным изделиям института. Например, носителями характерных элементов фирменной символики института выступают бейджи, наклейки, приглашения на различные мероприятия (например, ученые советы, корпоративные праздники, конференции и симпозиумы), буклеты, обложки всевозможных издаваемых сборников и другая полиграфическая продукция. Особую группу составляют так называемые представительские изделия, перечень которых неограничен, но имеющих одно назначение – представлять компанию и напоминать о ней при практическом использовании этих предметов (Приложение 3). Примером такого плана также могут являться традиционно изготавливаемые Институтом уже в течение нескольких лет настольные календари, знакомящие с коллективом и с деятельностью Института (Приложение 4). Как правило, такие календари распространяются среди коллег Президиумов Коми научного центра, Уральского отделения (Екатеринбург), Российской академии наук (Москва), участников конференций, симпозиумов, партнеров, вручаются победителям в конкурсах научных докладов, учащимся Малой академии. Практически все отмечают содержательность календарей и выражают желание перенять такой опыт.

Среди комплексных  информационных средств нового поколения, несущих образ компании, следует  назвать сайт. Существенной особенностью такого средства является то, что знакомство с ним, не может быть навязано, как  это происходит с рекламой. Институт создал свой собственный сайт, осуществляя самостоятельно его администрирование, что позволяет обновлять информацию регулярно по мере необходимости (Приложение 5). В дизайне сайта используется фирменный бирюзовый цвет, логотип компании. Однако не только использование элементов фирменной символики играет роль в создании образа: регулярное добавление информации, размещение фотографий с мероприятий, наличие фотографий сотрудников и контактов администрации говорят об открытости и доступности учреждения.

В последние годы осуществляется реформирование науки. Правительство постоянно подчеркивает важность инновационной деятельности. В 2009 году был принят ФЗ № 21752 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», который наделяет бюджетные научные и высшие образовательные учреждения правом создавать хозяйственные общества для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности. Поэтому нельзя обойти стороной и выставочную деятельность Института, ведь участие в работе выставок с представлением своих разработок имеет прямой целью распространение информации о научных инновационных достижениях своих сотрудников. На имидж Института оказывают влияние и последующие публикации  в прессе и Интернете о прошедших выставочных мероприятиях (Приложение 6). При изготовлении рекламных буклетов также используются фирменный бирюзовый цвет, логотип, название Института. Но участие в выставках – совершенно новое дело для ученых. И в процессе создания рекламных буклетов иногда приходится спорить с авторами разработок по вопросам оформления и содержания. Одним из ярчайших примеров таких споров является спор, возникший в результате создания буклета о способе получения пектинов с противовоспалительным действием, авторы которого настаивали на размещении симпатичной фотографии мышей и фотографии с воспаленными участками кишечника мышей. Нашими аргументами против мышей были: во-первых, то, что мыши – являются лишь подопытными лабораторными животными, и, во-вторых, неэстетичность воспаленных участков слизистой кишечников, размещение таких фотографий может вызвать негативные ассоциации, которые будут перенесены на сам Институт. Был найден удовлетворяющий всех компромисс – цветные графики сравнения действия разработанных учеными препаратов без побочных эффектов с действием гормонального преднизолона. (Приложение 7). В итоге, оценкой автора изготовленного буклета стали слова: «Такая разработка нужна самим, ее и продавать жалко».

Полученные в результате анкетирования данные позволяют сделать вывод о том, что за время учебы студенты медицинского ВУЗа, приобретая профессиональные знания и навыки по профилю, «входят в один цех с учеными-физиологами», то есть вливаются в целевую аудиторию, что позволяет им идентифицировать и распознавать логотип Института. В целом, можно заключить, что логотип ИФ Коми НЦ УрО РАН узнаваем, позволяет идентифицировать институт, вызывает положительные ассоциации, соответствующие замыслу создателей логотипа, то есть выполняет основную задачу – несет информацию о принадлежности.

 

 

Выводы по второй главе

Разработке и созданию фирменной символики Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт физиологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук» предшествовал анализ деятельности, целевой аудитории и существующей фирменной символики данной организации.

Было выявлено, что аудитория, контактирующая с данной организацией, является достаточно широкой и включает в себя, с одной стороны, довольно далекие от науки и медицины кампании – например, Деревоперерабатывающий комплекс «Монди Бизнес Пэйпа», с которым был заключен договор на проведение витаминизации сотрудников предприятия с целью укрепить их здоровье и сократить потери рабочего времени. С другой стороны, это – близкие по профилю медицинские, фармакологические, учебные (во-первых, в Институте имеется аспирантура, а, во-вторых, в новых условиях перехода на магистратуру, когда востребованность преподавателей с кандидатскими и докторскими учеными степенями стала актуальной), научные, ветеринарные учреждения.

Анализ графического знака института позволил заключить, что основными его недостатками являются сложность и возможная непонятность для постороннего в научных кругах человека, поскольку логотип насыщен символами и знаками, понятными только специалистам специальных направлений, а именно химикам, биологам, физиологам. Для человека, изучавшего химию и биологию только в пределах школьной программы, эти символы не будут понятны. Хотя при использовании данного логотипа в информационной продукции при проведении научных конференций, симпозиумов, то есть в научной среде – где присутствуют представители многих других научных учреждений нашей страны и иностранных коллег, использование данного знака будет оправдано и хорошо понятно. С другой стороны, логотип ИФ Коми НЦ УрО РАН представляет собой комбинацию графических символов с прописными буквами «И» и «Ф», выполненных рубленным шрифтом Arial, позволяющих, в основном, обычному человеку идентифицировать Институт физиологии (как показали результаты анкетирования студентов, приведенные в исследовании), но для такого человека так и останутся загадкой особенности сферы деятельности данной организации.

 С учетом выявленных недостатков был разработан новый логотип ИФ Коми НЦ Уро РАН, апробация которого позволила заключить, что он узнаваем, позволяет идентифицировать институт, вызывает положительные ассоциации, соответствующие замыслу создателей логотипа, то есть выполняет основную задачу – несет информацию о своей принадлежности.

 

 

 

 

Информация о работе Роль фирменной символики в формировании имиджа