Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:46, дипломная работа

Краткое описание

Задачами в данной дипломной работе обозначены следующие пункты:
1. Обоснование средств массовой информации как самостоятельно развивающегося социально-политического института. Для этого необходимо четко обозначить все основные виды СМИ. Считаю оправданным заострить внимание на таком источнике информации как интернет. В этом плане мнения разнятся, т.к. в ряде государств интернет не рассматривается как средство массовой информации на законодательном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО ГОСУБЪЕКТА
1.1Сущность, функции, виды средств массовой информации
1.2Интернет как средство массовой коммуникации
1.3Международное сотрудничество в области использования и регулирования деятельности средств массовой информации
2РОЛЬ СРЕДСТ ВМАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики
2.2Формы и методы политической пропаганды в СМИ
2.3Средства массовой информации Реcпублики Казахстан и иx рoль в формировании общественного coзнания
3ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГО СМИ.docx

— 190.92 Кб (Скачать файл)

Регулирование и контроль за деятельностью СМИ осуществляется через систему законодательства, а также путем разработки специальных правительственных программ содействия СМИ. Европейский суд по правам человека постановил, что свобода СМИ требует особой защиты, дабы обеспечить им возможность играть жизненно важную роль общественного стража и распространять представляющую общественный интерес информацию.

Такие страны как Австрия, Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Франция отличает явно выраженная свобода мнений, закрепленная письменно  в конституциях. В Великобритании и Австралии ситуация иная: законодатели этих стран утверждают, что свобода мнения гарантирована в их неписаных конституциях. В Германии и Испании считается, что представители прессы обладают большими, чем кто-либо, правами собирать и распространять информацию. Эти права являются следствием особой роли СМИ в формировании общественного мнения и служении общественным интересам.

В некоторых странах на правительства возложена обязанность  поддерживать свободу СМИ и плюрализм мнений в соответствии с положениями конституции (Нидерланды, Швеция) или с судебным толкованием (Франция, Германия). Наиболее серьезную защиту свободы СМИ предусматривает законодательство Швеции. В конституциях ряда стран (Нидерланды, Испания, Швеция) четко прописаны права граждан на получение необходимой информации, а суды Франции, Германии, США обращаются к положениям конституции для обеспечения гарантии таких прав. В Нидерландах правительственные органы должны соблюдать право общественности на доступ к информации. Конституция Швеции гарантирует всем гражданам «в их отношениях с государственной службой… свободное получение любой информации или возможность ознакомиться с другими мнениями».

В федеративных государствах (Канада, США, Австралия) основные законы, определяющие деятельность СМИ, Включая законы о клевете и вмешательстве в частную жизнь, принимаются на уровне субъектов федерации. В Австрии федеральное правительство имеет все полномочия по решению вопросов, связанных со СМИ. В Германии вопросы, связанные с клеветой и вмешательством в частную жизнь, регулирует федеральный закон, в то время как другие вопросы, связанные с массовой информацией, решаются на уровне законодательства земель. В Германии бытует мнение, согласно которому все вопросы, касающиеся прессы, должны решаться федеральным правительством, чтобы свести к минимуму сложности, возникающие из-за разделения полномочий. Это мнение в последние годы получает все большее распространение, особенно в связи со всеобщим стремлением к единообразию законов о СМИ в ЕС.

Отдельные законы о печати имеют только Австрия и Швеция. Закон содержит основные положения, касающиеся прессы (в Швеции такой закон обладает конституционным статусом). В то время как в ФРГ существует целый ряд федеральных законов, затрагивающих прессу, каждая земля имеет отдельный закон о печати, и все они построены по одному образцу. Во Франции действует ряд законов о печати. Такие страны, как Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобритания, США, не имеют никакого отдельного закона о печати и мало (или вообще не имеют) законов, которые применяются исключительно к СМИ. Во многих странах реформаторы в последние годы призывают к кодификации и усовершенствованию законов, и во Франции этот процесс уже начался.

Конституции Германии, США  и Швеции предлагают меры конституционной защиты чести и достоинства.

Итак,можносделатьвыводыипредложения:

Прирассмотрениивопросаособственноинформированиинаселенияосоциальнозначимыхсобытияхипропагандетехилииныхвзглядовнеизбежновстаетвопрососхожестииразличияхинформацииипропаганды.Существуетмножествоконцепцийоролисредствмассовойинформациивсовременныхмеждународныхотношениях,нониводноммеждународно-правовомдокументеточнонеопределеныразличиямеждусобственноинформациейипропагандой,нетичеткихкритериевответственностизапропагандуидей,осужденныхмировымсообществом.Вероятно,следуетболеедетальноразработатьмеханизмыосужденияиответственностивмеждународномправе.Помнениюмногихисследователейввопросеустановленияинститутаответственностизамеждународнуюинформационнуюдеятельностьследуетрассматриватьидеологическуюнасыщенностьсообщенийиустановитьответственностьзаущерб,которыйможетбытьнанесензаведомоложнойинформациейиливследствиенедобросовестностиработниковСМИ.

Насегодняшнийденьнедостаткомконвенцииомеждународномправеопроверженияявляетсято,чтоонаненалагаетнагосударстваюридическивыраженнойобязанностиопубликоватьилиинымобразомвыразитьопровержение.ФактическинедействуетмеханизмопроверженияиврамкахООН.Апотомупредставляетсянеобходимымразработатьболееконкретныемерыдляреализацииэтогоправа.

Крометого,сегодняможноговоритьнеомеждународно-правовойответственности,аскорееобэтическомпринципе,согласнокоторомуСМИнесутскорееморальнуюответственностьпередаудиторией,чемюридическую.Апотомуследуетразработатьосновныепринципыимеханизмыправовойответственности(вплотьдоуголовной)работниковСМИзараспространениеложнойизаведомоневернойинформации.

ВсеобщаяДекларацияправчеловека1948годаявляетсярезолюциейГенеральнойАссамблеиООНиноситрекомендательныйхарактер,вотличиеотМеждународногопактаогражданскихиполитическихправах1966года.Следовательно,приопределенииправачеловеканасвободуинформациинеобходимоориентироватьсянаположенияст.19и20Международногопактаогражданскихиполитическихправахчеловека.Показательно,чтопактынебылиратифицированырядомстран,адругиесделалиоговоркиотносительност.19и20оправенаинформацию.Однакоссылкинавнутренниезаконодательства,обеспечивающие«безграничную»свободуинформацииневсегдаоправданны.Всегосударствавтойилиинойстепенирегулируютпорядокраспространенияисодержанияинформации,передаваемойнаихтерритории,однакозадачамеждународногоправаисостоитввыработкеобщихправилиунификациидействующихзаконодательств.

Рассмотрениесотрудничествавобластирадиоителевиденияпозволяетутверждать,чтоонооченьскупооформленовправовомотношениинауровнемеждународногопубличногоправа,апотомувсемгосударствамследуетдолжнымобразомпривестисвоинациональныезаконодательствавсоответствииснормамиипринципамимеждународногоправадлясозданияусловийдальнейшегосотрудничествавэтойсфере.

Такимобразом,можноутверждать,международноесотрудничествовобластииспользованияирегулированиядеятельностисредствмассовойинформацииприобретаетбольшерегулирующуюфункцию,нежелипользовательскую.Этонеудивительно,т.к.любоесуверенноегосударствострогоследуеттолькосвоейполитике.

 

 

2РОЛЬСРЕДСТВМАССОВОЙИНФОРМАЦИИВОВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕИМЕЖДУНАРОДНЫХОТНОШЕНИЯХ

 

2.1Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики

 

Проникновение СМИ в общественно-политическую жизнь многонационального общества чрезвычайно велико и многоаспектно.

Нельзя забывать, что эпоха  кардинальных перемен в Казахстане, переход от тоталитарного общественного  устройства к демократическому, становление новой государственности начинались во многом благодаря средствам массовой информации. Именно они открыли для общества ранее табуизированные темы, отказались от догм и постулатов прежнего времени, взяли на вооружение лозунги свободы, демократии, плюрализма. На современном этапе печать, радио, телевидение стали катализатором общественного обновления и включения в политическую жизнь широких слоев населения. Средства массовой информации способствовали как демонтажу устаревших, так и действующих социальных структур и государственных институтов. Они стали элементом обновления жизни общества и активным участником политического процесса.

Пресса, телевидение, радио, вообще средства массовой информации - это посредник, главным образом, между властью и гражданским  обществом. Закон РК "О средствах  массовой информации" гарантировал СМИ независимость от институтов государственного управления, и это  нужно отнести к важнейшим  демократическим завоеваниям в  Казахстане. В тоже время Закон  декларирует недопустимость злоупотреблений  свободой массовой информации, в частности  разжигания национальной розни. Запрещается  использовать право журналиста на распространение  информации с целью опорочить  гражданина или отдельные категории  граждан, по расовой или национальной принадлежности, языку, отношению к религии, профессии, месту жительства и работе, а также в связи с их политическими убеждениями.

Следует помнить, что в  международных и отечественных  правовых документах говорится не только о свободе средств массовой информации, но и о их ответственности.

От СМИ как социального  института, требуется мобилизация  их ресурсного потенциала для влияния  на формирование толерантного сознания, межэтнического взаимодействия, снижения напряженности, распространения знаний о народах, их истории, духовных ценностях, которые в сумме составляют духовное единство многонационального народа Казахстана. Важное место в этой работе следует отводить региональным средствам массовой информации. Таким образом, средства массовой информации выступает как фактор стабилизации межнациональных отношений в многонациональном и поликонфессиональном Казахстане. В этом процессе важная роль принадлежит региональным средствам массовой информации.

Международныеотношенияносятобъективныйхарактер.Всоответствиисэтимвыделяютследующиевидымеждународныхотношений,каждыйизкоторыхимеетсвоюструктуру,функции,свойпроцессразвития.

Политические–играютглавенствующуюроль,т.к.преломляют,синтезируют,детерминируютвседругиевидыотношений.Политическиеотношениянаходятсвоевыражениевреальнойполитическойдеятельностиэлементовполитическойсистемы,преждевсегогосударства.Онигарантируютбезопасностьисоздаютусловиядляразвитиявсехостальныхотношений,т.к.вконцентрированномвидевыражаютклассовыеинтересы,чтоиопределяетихглавенствующееположение.

Экономическиеинаучно-технические.Всовременныхусловияхэтидвавидамеждународныхотношенийпрактическинеотделимы,и,кромеэтого,немогутсуществоватьвотрывеотполитическихотношений.Внешняяполитиканаправлена,какправило,назащитуэкономическихотношений,которыевлияютнаформированиемировогорынка,международногоразделениятруда.Состояниеэкономическихотношенийвомногомопределяетсяуровнемразвитияпроизводстваипроизводительныхсилгосударств,различнымимоделямиэкономики,наличиемприродныхресурсовидругимисекторами.

Идеологическиеотношения–относительносамостоятельнаячастьполитическихотношений.Рольизначениеидеологическихотношенийизменяетсявзависимостиотизмененияролиидеологивобществе.Нохарактернаобщаятенденция–квозрастаниюролиидеологии,аследовательно,иидеологическихотношений.

Международно-правовыеотношенияпредполагаютрегулированиевзаимоотношенийучастниковмеждународногообщенияправовыминормамииправилами,окоторыхэтиучастникидоговорились.Международно-правовоймеханизмпозволяетучастникамзащититьсвоиинтересы,развиватьвзаимоотношения,предотвращатьконфликты,решатьспорныевопросы,поддерживатьмирибезопасностьвинтересахвсехнародов.Международно-правовыеотношенияносятуниверсальныйхарактериосновываютсянасистемеобщепризнанныхпринципов.Кромеобщепризнанныхнорм,регулирующихвсевидымеждународныхотношений,существуютиспецифическиенормы,которыерегулируютихспециальныенаправления(дипломатическоеправо,морскоеторговоеправо,международныйарбитраж,судит.д.).

Военно-стратегическиеотношения,ккоторымотноситсяобширнаясфераспецифическихобщественных,международныхотношений,такилииначесвязанныхспрямымилиопосредованнымсозданием,наращиванием,перераспределениемвоеннойсилы.

Созданиеядерногооружиярадикальноизменилохарактер,масштабыиинтенсивностьвоенно-политическихотношенийгосударств:союзнические,конфронтационные,кооперационно-конфронтационные.

Культурныеотношения,восновекоторыхлежатпроцессыинтернационализацииобщественнойжизни,взаимопроникновенияиобогащениякультур,системобразования,бурноеразвитиесредствмассовойинформации.Вбольшинствесвоемосновноезначениевихразвитииимеютнеправительственныеорганизации.

Изформмеждународныхотношенийвыделяютполитико-правовые,дипломатические,протокольные,организационные,торгово-экономические,финансовые,кооперативные,информационные,военно-стратегические(союзы,блоки,объединения).Особаярольпринадлежитсоциальнымформаммеждународныхотношений:

а)международныеконтакты,начинаяспростейшихмеждународныхсвязейсубъектовдляудовлетворенияихсоциальныхпотребностей-научныеконференции,симпозиумы,гастролитеатров,отдельныхактеров,выступленияписателей,музыкантов,певцовит.п.

Информация о работе Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях