Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:46, дипломная работа

Краткое описание

Задачами в данной дипломной работе обозначены следующие пункты:
1. Обоснование средств массовой информации как самостоятельно развивающегося социально-политического института. Для этого необходимо четко обозначить все основные виды СМИ. Считаю оправданным заострить внимание на таком источнике информации как интернет. В этом плане мнения разнятся, т.к. в ряде государств интернет не рассматривается как средство массовой информации на законодательном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО ГОСУБЪЕКТА
1.1Сущность, функции, виды средств массовой информации
1.2Интернет как средство массовой коммуникации
1.3Международное сотрудничество в области использования и регулирования деятельности средств массовой информации
2РОЛЬ СРЕДСТ ВМАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики
2.2Формы и методы политической пропаганды в СМИ
2.3Средства массовой информации Реcпублики Казахстан и иx рoль в формировании общественного coзнания
3ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГО СМИ.docx

— 190.92 Кб (Скачать файл)

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную  компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют всю подаваемую информацию, т.е. особым образом "подводят" ее под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа, думая что это единственный возможный верный путь восприятия реальности.

Стереотипы, как правило, формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. При помощи стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки "героев", созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.[12]

Таким образом, с помощью  различных методов влияние СМИ  крайне важно и велико. Можно сделать вывод что умело манипулируя общественным сознанием при помощи различных СМИ возможно не только создать направлять развитие культуры, сознания и поведения общества, но и прививать определенную роль каждому социальному классу и даже каждому человеку в отдельности.

В последнее время все  чаще слышатся разговоры о возрастании  влияния СМИ не только на поведение, но и на сознание, на психику. Для  многих людей подрастающего, развивающегося поколения, детей интернета, выросших на мультиках и компьютерных играх  происходит подмена реально существующей действительности на виртуальную. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал - расслабленным, готовым к приему информации. Но информация, к сожалению не всегда позитивна. Все что в этот момент поглощает сознание человека записывается на подкорку и становится практически своей мыслью. В дальнейшем, эта информация может во многом повлиять на поведение человека дома, в обществ, на работе. А подобное поведение, стереотип которого получен в крайне уязвимом состоянии психики не всегда является правильным. [13]

СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии (в том числе и все  более внедряющийся в быт россиян  Интернет), используемые в политическом сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе, в первую очередь, для оказания большего влияния на правительство страны, на законодательную и исполнительную власть, руководство партий, политических деятелей, на сам процесс принятия политических решений.

СМИ вводят человека в мир  политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими с точки зрения государственной власти. При этом сам процесс «ввода» информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ  выступают в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является условием совершенствования политической культуры. [14]

Мывсеподверженывтойилиинойстепеничужомувлиянию.Этоможетбытьмнениеродителей,просмотренныенаминовостиилисобственныерассуждения,когдамы,самитогонеподозревая,приходимквыводам,ккоторымнасстарательноподталкивалинеизвестныедоброжелатели.Тысячиоченьнеглупыхлюдейежедневноработаютнадтем,чтобывлиятьнанашемнение–рекламисты,политологи,социологиит.п.Ноцельвсегдаконкретна–убедитьнасвнеобходимостикупитьтотилиинойтовар,избратьнекоегокандидата,заставитьнасповеритьвто,чтопуть,которымидетгосударствоправильныйиправителинашимудры.

Надосказать,чтопредставительскаядемократия,аименновтакомобществемыживем,подразумеваетвкачествеметодоввоздействиянасвоихгражданобработкуихсознания.АмериканскиесоциологиП.ЛазарсфельдиР.Мертон,вчастности,пишут: «Те,ктоконтролируютвзглядыиубеждениявнашемобществе,прибегаютменьшекфизическомунасилиюибольшекмассовомувнушению.Радиопрограммыирекламазаменяютзапугиваниеинасилие».Нынешняяпропагандавключаетвсебяискусноеиспользованиеобразов,лозунговисимволов,играетнанашихпредрассудкахиэмоциях,авысшимпилотажемсчитаетсяраспространениекакой-либоточкизрениятакимобразом,чтобыполучательэтогообращенияприходилк «добровольному» принятиюпродиктованнойпозиции,какеслибыонабылаегособственной.Апотомусредиспециалистов,занимающихсяпроблемойманипуляциисознанием,никогданеиссякнетстрастныйинтерескфеноменунацистскогогосударства,которое «всеголишьзадвенадцатьлетсвоегосуществованияпостроилоудивительноэффективнуюсистемууправлениялюдьми,заслужилоихбесконечнуюпреданностьиобратилоэтифакторывреальныевоенные,политическиеиэкономическиеуспехи».

Психологическиепредпосылкипропагандысуществовалиещевпервобытномобществе,собственноополитическойпропагандеможноговоритьсовременизарожденияпервыхформгосударственногоустройства,аосовременномвидеэтогоявления-свозникновениямассовыхспособовтиражированияинформации,повышениясознательностимассиростазначенияобщественногомнениявполитическойжизниобщества.РазвитиеэтогофеноменавРоссиинесколькозапаздывало,авХХ-омвекеразвивалосьпомоделитоталитарнойпропаганды.

Понятие «пропаганда» возниклоизакрепилосьвсвязисдеятельностьюкатолическойцеркви.

В1622г.былаорганизованатакназываемаяКонгрегацияпропагандыверы,цельюкоторойбыламиссионерскаядеятельность.Однакоужедавноподпропагандойпонимаетсялюбоецеленаправленноевоздействиенамассысцельюформированияунихопределенныхубежденийиустановок.

Почетноеместовисториистановлениясовременнойпропагандыпринадлежитсредстваммассовойинформации.ЕсливестиихродословнуюотстанкаГутенберга,то,памятуяужеотом,какуюрольонсыгралвходеевропейскойРеформации,можносказать,чтовсяисторияСМИ–этоисторияпропагандистскоговоздействия.ОднаконаиболееотчетливымобразомСМИориентировалисьнавыполнениепропагандистскихзадачвмоментынаивысшегонапряженияполитическойсистемы–вовремявойны.Приэтомвоенно-государственнаямашинанепростоиспользовалаСМИкаквременноесредство:входеподгонкиподцеливоеннойпропагандысамимассмедиапретерпевалисерьезныеинеобратимыеизменения.ПоэтомуисториясовременнойвоеннойпропагандыявляетсяодновременноисториейсамихСМИ.

Возникновениетойструктурымасс-медийногопредставления,котораянамизвестнасегодняикотораяпредполагаетналичиеболееилименеенезависимыхжурналистов,освещающихвоенныесобытия,относится,однако,кболеепозднемувремени.

НовыйэтапвзаимоотношениймеждувойнойиСМИначинаетсявместесПервоймировойвойной.Именноздесьсредствамассовойинформациипревращаютсявинструментмассовойпропаганды,котораясталанеотъемлемымструктурнымэлементомкакэтой,такиследующеймировойвойны.Входепоследнейогромныепропагандистскиемашиныбылисозданывсемиосновнымивоюющимисторонами.СовершенноособоеположениеприменительноктемепропагандызанимаетвXXв.СССР.Однакоименновсилутого,чтоСМИкакинструмент пропаганды функционирует здесь в режиме военного времени практически без перерывов с начала Первой мировой войны и до эпохи «гласности», эта тема заслуживает отдельного обсуждения.[6]

Можносказать,чтоопытмассовыхвойнXIX–первойполовиныXXв.продемонстрировалсвоеобразный «симбиозвойныисредствмассовойинформации».Невозможносебепредставитьоднобездругого.Средствамассовойинформациивыполнялифункциюмассовоймобилизациинаселения,задаваядлянеготакуюстепеньпереживаниясопричастностипроисходящимнафронтесобытиям,которуюиначепростоневозможнобылобыдостичь.ГолосЮрияЛевитана,например,досихпоростаетсяузнаваемымдлябольшогочислагражданбывшегоСССР.Абезсопричастности,создаваемойСМИ,невозможносебепредставитьитустепеньмассовостиинапряжения,скоторойвелисьэтивойны.ДаннаятенденциядостигласвоегоапогеявовремяВтороймировойвойны,когдаосновныевоюющиестороныпревратилисредствамассовойинформациивчастьвоенно-мобилизационногомеханизма,организовавмощныепропагандистскиемашины,контролирующиехарактермедийногоосвещениявоенныхдействий.Массовыевойны,сосвоейстороны,всякийраздавалиновыйкачественныйтолчоктехническомуразвитиюмедиа:безвойнмыимелибысейчассовершеннодругиесредствамассовойинформации.Теизменениявструктуреиформахмедийнойрепрезентациисобытий,которыеявляютсяследствиемактивногоучастиясредствмассовойинформацииввоенныхдействияхначинаясXIXстолетия,позволяютговоритьотом,чтоинформациявсовременноммиребылаподвергнутамилитаризации,последоваввэтомзапромышленностьюинаукой.

Телевидение – одинизсамыхмощныхпропагандистскихинструментов.ВсвоевремятеоретикпсихологическойвойныипропагандыП.Лайнбарджермечталотакоминструменте: «Пропагандистскиекинофильмыоченьредкопроникаютнатерриториюпротивника.Возможно,чтозадачасоединениядвухважнейшихкачествэтогосредствапропаганды-увлекательностьитранспортабельностьбудетрешенасразвитиемтелевидения».Предсказаниюбылосужденосбыться.

СегоднявРеспубликеКазахстанможноговорить,покрайнеймере,отрехвидахполитическойпропаганды:повседневная,кризиснаяинегативнаяпропагандасосторонынародавадресдействийвластныхструктур.Впоследние5летлегковспомнитьипривестипримерыподобнойпропаганды.Кпримеру,тотжеказусныйслучайсминистромтрудаисоциальнойзащитыАбденовымС.С.РеакциянаселенияРеспубликивомногомносилаюмористическийхарактер.Видеалеподобнаяакциядолжнабылабытьвыраженаполнымосуждениемсосторонынаселения.

Учитываяданныйфакт,можносделатьвывод,чтодлясозданияпрочнойидейственнойпропагандынеобходимыбольшоеколичествовремениизакреплениевсознаниигражданмыслиотом,чтовластьнепоколебима.

Повседневнаяпропагандавыражаетсяврегулярныхконтактахпредставителейвластистелевидением.Узнаваемостьобраза,ставшаянеобходимымусловиемуспешнойдеятельностиилегитимностивласти,диктуетполитикамопределенныемоделиповедения.Онивынужденыуделятьмноговниманиявыступлениямнателевидении,всевозможныминтервью,участиювреальныхиспециальноорганизованныхPR-мероприятиях.ВзависимостиотдействующеголицавРоссииможновыделитьполитическиекоммуникациипрезидента,правительства,парламента,региональнойвласти.Однакопослевыборов2000годанаметиласьтенденцияпревалированияпропагандистскойинформацииопрезидентенадинформациейодругихучастникахигры.

Важноеместонателевизионномэкранезанимаетпропагандадеятельностиправительства.Темнеменее,этаинформациятакжечастосвязанасличностьюглавыгосударства,какбызаслоненаилиподмененаею.Д.А.Медведевпринимаетактивноеучастиевработеразличныхминистерствиведомств,самзанимаетсяпопуляризациейправительственныхпрограмм.Падаетинтерестелевидениякнижнейпалатепарламента.Сохраняютсятрадиционныепередачи,посвященныезаконодательномусобранию,парламентариипо-прежнемучастоприглашаютсядляучастиявшоу,круглыхстолахит.п.НоГосударственнаядумауженеможетбытьсерьезнойоппозициейКремлюнивжизни,нинаэкране.ПризначительномснижениистатусаСоветаФедерацииуменьшаетсядоляинформацииогубернаторахиверхнейпалатепарламентавтелевизионныхвыпусках.Одновременнорастетинтерескновомуорганувласти «Государственномусовету»,вкоторомключевойфигуройтакжеявляетсяпрезидент.

Кризисныекоммуникацииможноконтролироватьспомощьютехникиspindoctor,существующаякакотдельноенаправлениеврамкахзападныхпабликрилейшнз.БрендаБрюсвыделяетдвееевозможныестратегии:подготовкаобщественногомненияпередсобытиемиисправлениеосвещениявслучае,когдаматериалыпрессыначинаютприниматьнежелательноенаправление.Информационныевойнытакжеможноотнестиктипукризисныхполитическихкоммуникаций.Подобныекампаниисопровождаютсяобнародованиембольшогоколичествакомпрометирующейинформации,котораянеобязательносоответствуетдействительности.Могутиспользоватьсяразныеметодыманипуляции,срединаиболеепопулярных – метод «забрасыванияяйцами».

Информация о работе Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях