Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:46, дипломная работа

Краткое описание

Задачами в данной дипломной работе обозначены следующие пункты:
1. Обоснование средств массовой информации как самостоятельно развивающегося социально-политического института. Для этого необходимо четко обозначить все основные виды СМИ. Считаю оправданным заострить внимание на таком источнике информации как интернет. В этом плане мнения разнятся, т.к. в ряде государств интернет не рассматривается как средство массовой информации на законодательном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО ГОСУБЪЕКТА
1.1Сущность, функции, виды средств массовой информации
1.2Интернет как средство массовой коммуникации
1.3Международное сотрудничество в области использования и регулирования деятельности средств массовой информации
2РОЛЬ СРЕДСТ ВМАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики
2.2Формы и методы политической пропаганды в СМИ
2.3Средства массовой информации Реcпублики Казахстан и иx рoль в формировании общественного coзнания
3ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГО СМИ.docx

— 190.92 Кб (Скачать файл)

Сегодняглавнымносителемтекстасталэкран–телевизораиликомпьютера.Возникогромныйизбытокинформации(«шум»)иогромнаяскорость,создавшиеновыйтипчтениябездиалога,чтения-потребления.Текстнаэкранепостроенкакпоток«микрособытий»,чтопривелоккризису«макротекста»,объясняющегомириобщество.

Итак,чтожепроизошлоприширокомиспользованииполитическойрекламычерезтелевидение?Отметимлишьсуть.

Глубинаизмененийиобществаитипавластивиднаизтого,чтоизобщественнойжизнибылаустраненасамапроблемаполитическоговыборачерезстолкновениеидей.Еслираньшеполитикапредполагаланаличиепрограммы,постановкупроблем,изложениеальтернативихрешенияиобращениекинтересамиразумуграждан,тотеперьвсеэтозамененоконкуренциейобразов,имиджейполитиков.Причемэтиимиджисоздаютсяпозаконамрекламногобизнеса.Такв1960г.Дж.Кеннединанялдлясвоейкампаниицелоерекламноеагентство.Формулатакова:«Еслитынепринимаешьменятаким,каковяестьнасамомделе,ястанутаким,какимтыхочешьменявидеть».

Такимобразом,телевидениенаЗападеустранилодемократиюкактаковую,ибодемократияозначаетосмыслениепроблемыиразумныйвыборввидеполитическихидей.Теперьдляполитиковваженсамфактпоявлениянаэкране,внедрениеихобразавподсознаниелюдей.Онипродаютсвойобраз.

Телевидениеперсонифицируетсоциальныеиполитическиепротиворечия,представляетихнекакстолкновениесоциальныхинтересовисоответствующихпрограмм,акакстолкновениелидеров.Программнаяриториказаменяетсяличностной,политическиедебатыстановятсятеатромсхорошейрежиссурой.Те,ктонаблюдаетэтидебатынаэкране,входятврользрителяиутрачиваютсвободуволииответственностьгражданина,делающеговыбор.

ВмеждународнойполитикетелевидениесталоглавнымсредствомпроникновенияСШАвинформационнуюсредудругихстрансцельювлиятьнаобщественноесознаниевсвоихинтересах.Г.Шиллерутверждаеткакпостулат:«Дляуспешногопроникновениядержава,стремящаясякгосподству,должназахватитьСМИ».Впротивовесможнопривестицитатуизинтервьюпремьер-министраГайаны:«Нация,чьиСМИуправляютсяиз-заграницы,нациейнеявляется».

Сегодня много говорится  об «информационной войне». Однако вряд ли кто сможет точно ответить, что это такое. Более того, даже специалисты не смогут ответить на вопрос о том, когда же все-таки родилось само словосочетание «информационная война», когда впервые был поставлен вопрос о том, чтобы рассматривать информацию в качестве оружия? Далее, если выяснить эту информацию и дать ответы на поставленные вопросы, то, несомненно, сразу встанет целый ряд подобных вопросов, например, что есть информационная война? Какими средствами она ведется и, что ставится целью этой войны? Считать ли нападения хакеров военными действиями, если да, то какие средства ответа будут адекватными?

Первоначально некто Томас  Рона использовал термин «информационная  война» в отчете, подготовленным им в 1976 году для компании Boeing, и названный «Системы оружия и информационная война». Т. Рона указал, что информационная инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики. В то же самое время, она становится и уязвимой целью, как в военное, так и в мирное время. Этот отчет и можно считать первым упоминанием термина «информационная война». Публикация отчета Т. Рона послужила началом активной кампании в средствах массовой информации. Сама постановка проблемы весьма заинтересовала американских военных, которым свойственно заниматься «секретными материалами». Военно-воздушные силы США начали активно обсуждать этот предмет уже с 1980 года. К тому времени было достигнуто единое понимание того, что информация может быть как целью, так и оружием.

В связи с появлением новых  задач после окончания «холодной  войны» термин «информационная война» был введен в документы Министерства обороны США. Он стало активно упоминаться в прессе после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 году, где новые информационные технологии впервые были использованы как средство ведения боевых действий. Официально же этот термин впервые введен в директиве министра обороны США DODD 3600 от 21 декабря 1992 года.

Спустя несколько лет, в феврале 1996 года, Министерство обороны  США ввело в действие «Доктрину  борьбы с системами контроля и  управления». Эта публикация излагала принципы борьбы с системами контроля и управления как применение информационной войны в военных действиях. Публикация определяет борьбу с системами контроля и управления как: «объединенное использование приемов и методов безопасности, военного обмана, психологических операций, радиоэлектронной борьбы и физического разрушения объектов системы управления, поддержанных разведкой, для недопущения сбора информации, оказания влияния или уничтожения способностей противника по контролю и управлению над полем боя, при одновременной защите своих сил и сил союзников, а также препятствование противнику делать тоже самое». В этом документе была определена организационная структура, порядок планирования, обучения и управления ходом операции. Наиболее важным является то, что эта публикация определила понятие и доктрину войны с системами контроля и управления. Это было впервые, когда Министерство обороны США, определил возможности и доктрину информационной войны. В конце 1996 г. Роберт Банкер, эксперт Пентагона, на одном из симпозиумов представил доклад, посвященный новой военной доктрине вооруженных сил США XXI столетия (концепции «Force XXI»). В ее основу было положено разделение всего театра военных действий на две составляющих - традиционное пространство и киберпространство, причем последнее имеет даже более важное значение. Р. Банкер предложил доктрину «киберманевра», которая должна явиться естественным дополнением традиционных военных концепций, преследующих цель нейтрализации или подавления вооруженных сил противника. [3]

Таким образом, в число  сфер ведения боевых действий, помимо земли, моря, воздуха и космоса теперь включается и инфосфера. Как подчеркивают военные эксперты, основными объектами поражения в новых войнах будут информационная инфраструктура и психика противника (появился даже термин «humannetwork»).

Одинизотцовхолоднойвойны,ДжонФостерДаллесвсвоевремясказал:«Еслибыядолженбылизбратьтолькоодинпринципвнешнейполитикииникакойдругой,япровозгласилбытакимпринципомсвободныйпотокинформации».ДоктринаэтогосвободногопотокатщательноразрабатываласьнескольколетдоипослеВтороймировойвойныибылаужевготовомвидевключенавконцепциюхолоднойвойны.ОнасталаважныморужиемСШАвхолоднойвойне–преждевсегодляконсолидациилагерясвоихсоюзниковвборьбепротив«ИмперииЗла».Параллельнорасширялсяполусвободныйпотокинформации,ориентированныйнаинтеллигенциюстран«советскогоблока».

За последние  несколько лет можно выделить яркий пример влияния и участия СМИ в межгосударственных отношениях. Таким примером является военный конфликт произошедший между Грузией и Южной Осетией. На сегодняшний день всем нам известно, что агрессором в тех событиях выступала Грузинская сторона, которая таким незаурядным способом пыталась восстановить свои порядки на претендуемых территориях. Но это всего лишь информация донесенная нам по различным каналам коммуникации.

Комиссия  сочла использование Грузией  военной силы против Южной Осетии неоправданным с точки зрения международного права. Даже если бы Грузия атаковала Цхинвали в ответ на агрессию с югоосетинской стороны, ее ответ должен был быть пропорциональным. Однако невозможно признать, что многочасовой обстрел города с использованием тяжелой артиллерии и систем залпового огня "Град" являлся необходимым и пропорциональным.

Учитывая  противозаконный характер военного нападения Грузии на Южную Осетию, действия последней можно трактовать как использование права на самооборону в рамках международного законодательства. В то же время операции югоосетинских сил, выходящие за рамки самообороны, в том числе направленные против этнических грузин на территории Южной Осетии и за ее пределами, должны рассматриваться как нарушающие международное гуманитарное право.

Комиссия  ООН признала юридически неоправданными действия Грузии в отношении российских миротворцев в Южной Осетии. Заостряется внимание на том, что в ходе проведенного независимого расследования не было найдено доказательств в поддержку заявлений грузинской стороны о якобы масштабном присутствии российских вооруженных сил в Южной Осетии в период, предшествующий конфликту. Также нет подтверждений тому, что российские миротворцы в Южной Осетии нарушали свои обязательства, предусмотренные международными соглашениями, а потому могли лишиться своего международного юридического статуса. Следовательно, использование Грузией силы против российских миротворческих сил в Цхинвали в ночь с 7 на 8 августа 2008 года противоречило международному праву.

Проанализировав «выплеснутую» средствами массовой информации в тот момент информацию как со стороны США, так и со стороны России можно утверждать, что освещение событий 08.08.2008 г. является ничем иным как политическая пропагандистским ориентирование. Каждая из сторон стремиться осветить свои действия с наиболее выгодного ракурса. США в свою очередь выбрали сторону осуждающую подложный факт агрессии России в данном конфликте. Позицию мецената и спасителя заняла Россия. Был создан ряд кинохроник и короткометражных фильмов пропагандистского характера от обеих сторон информационной гонки.

НедаромСМИназывают«четвертойвластью»,СМИ–этоинструментколоссальнойсилы,инструмент,спомощьюкоторогосталовозможнымизменятьстарыемыслительныеструктуры,ценностицелыхнародов,сталовозможнымформированиеатомизированногоилегкоманипулируемогообщества,обществапотребителейсообщений.Этацельбылабынедостижима,небудьуСМИиихвладельцевподдержкишколы.

В связи с глубокими  политическими трансформациями, происшедшими в РК в последние десятилетия, серьезным изменениям подвергаются и и сами средства массовой информации, вся медиаструктура и журналистика в Казахстане. Зачастую читатели и слушатели - потребители СМИ - получают искаженную информацию, что происходит в стране. Как подчеркивают многие исследователи СМИ, фактически прессой в РК владеют несколько групп финансовых интересов. Справедливо подчеркивается, что до тех пор пока в Закон РК «О средствах массовой информации» не будет зафиксировано положение о собственнике СМИ, о купле-продаже информации, в стране будут действовать произвол и черный рынок.

Сегодня средства массовой информации необходимо оценивать с  позиции включения их в политический процесс государственных интересов. Осуществляется важная программа реформирования государственной службы РК. Ее цель - повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы.

 

2.2ФормыиметодыполитическойпропагандывСМИ

 

В современных условиях одно из центральных мест среди институтов, участвующих в формировании политической культуры, в процессах политической социализации, принадлежит средствам массовой информации (СМИ). Нынешние средства массовой информации - это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко- и видеозаписей. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»). Оперативность и динамичность дают средствам массовой информации возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально-политические ценности.

Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ в последнее время относятся не только пресса, радио, телевидение, но и интернет и реклама. В последние десятилетия информационные средства претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, а также информационные индивидуальные носители. Но, как показывает практика, наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама. Средства массовой информации сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, несформировавшимся мировоззрением - наиболее велика. Стороны влияния СМИ могут быть как положительные, так и отрицательные. С уверенностью можно выделить непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Но существуют также завуалированное, более глубокое влияние, которое может быть незаметно на первый взгляд. Например, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную информацию, не противоречащую ценностям общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся мнение. Очень распространенный нынче Интернет - порожденная технологиями СМИ система поиска и передачи информации, несомненно, приобрела абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом. Безусловно - это положительные стороны влияния на общественное мнение и человеческую деятельность. Одним же из отрицательных воздействий СМИ является - пропаганда. Среди отрицательных воздействий на сознание путем пропаганды является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ дают информацию, зачастую являющуюся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен, но неприкрыто груб и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с методом ассоциациями.

Информация о работе Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях