Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:46, дипломная работа

Краткое описание

Задачами в данной дипломной работе обозначены следующие пункты:
1. Обоснование средств массовой информации как самостоятельно развивающегося социально-политического института. Для этого необходимо четко обозначить все основные виды СМИ. Считаю оправданным заострить внимание на таком источнике информации как интернет. В этом плане мнения разнятся, т.к. в ряде государств интернет не рассматривается как средство массовой информации на законодательном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО ГОСУБЪЕКТА
1.1Сущность, функции, виды средств массовой информации
1.2Интернет как средство массовой коммуникации
1.3Международное сотрудничество в области использования и регулирования деятельности средств массовой информации
2РОЛЬ СРЕДСТ ВМАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики
2.2Формы и методы политической пропаганды в СМИ
2.3Средства массовой информации Реcпублики Казахстан и иx рoль в формировании общественного coзнания
3ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГО СМИ.docx

— 190.92 Кб (Скачать файл)
  • Информативная насыщенность;
  • публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;
  • наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;
  • непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
  • однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;
  • непостоянный и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате концентрации общего внимания на томилиином сообщении(статья, радио - или теле передача и т.п.)

Исходя из технических способов распространения информации и налагаемых этими способами ограничений СМИ можно рассматривать как систему, состоящую из трех основных подсистем:

1)пресса (печать) -  средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения;

2) радио-передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн;

3)телевидение - передачи звуковой и видео информации с помощью электромагнитных волн.

4)Фактически под определение «СМИ» подходит и Интернет, хотя законодательство большинства стран его к таковым не относит.

Однако Закон Республики Казахстано «Средствах массовой информации» предусматривает интернет-ресурсы как полноправное СМИ.

Согласно п.1, ст.1 Закона «О средствах массовой информации» массовая информация – это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а средство массовой информации – это периодическое печатное издание, теле-, радио канал, кинодокументалистика, аудио визуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы.

В Законе РК «О СМИ» дано полное и исчерпывающее понятие средств массовой информации, т.к. возлагать полную ответственность за влияние контента материалов на средства массовой информации нельзя, так как во многом степень воздействия информации зависит от уровня грамотности образования конечного потребителя информации –населения. От корректности и степени профессионализма подачи информации зависит характер и направленность общественного мнения, степень доверия к материалу. Доверие аудитории в современном информационном мире является наиболее востребованным качеством печатных и электронных СМИ, интернет-ресурсов. [2]

На сегодняшний день, когда качество масс-медиа и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о 
взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, 
власти и государства (особенно государства, претендующего на 
демократический статус) приобретает особое значение.

Неотъемлемой составной  частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Это обусловлено самой  природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей.

ПосколькуСМИиграютвполитическойжизниобществасущественнуюроль,имеясамоенепосредственноеотношениекегожизнедеятельностиивыполняярепродуктивную(отображаютполитикучерезрадио,телевидениеипрессу)ипродуктивную(творящую)функции,тоонивтойжестепени,чтоитворцыполитикинесутответственностьзапроисходящиевобществепроцессы.Аеслиэтотак,тоонидолжныруководствоватьсявпервуюочередьинтересамиобществаигосударства.

Ноэто,еслиследоватьформальнойлогике.НадележепроникновениеСМИвполитическуюжизньобществачрезвычайномногоаспектно.

Средствамассовойинформации,взятыекакцелоеиявляясьважнойсоставнойчастьюмассовойкоммуникацииобщества,несутвсеберазличные 
социально-политическиероли,теилииныеизкоторых-взависимостиот 
определенногочислатипичныхсоциально-политическихситуаций- 
приобретаютособуюобщественнуюзначимость.Этомогутбытьроли 
организатора,объединителя,консолидатораобщества,егопросветителя.

Объединениенацийвсильныецентрализованныегосударствачасто 
оказывалосьвозможнымвомногомблагодаряпоявлениюпрессы,которая 
создалановыйвидсоциальнойобщности-публикуотдельновзятойгазеты. 
Членыэтойагрегацииразделенырасстояниями,нообъединеныпотребляемойинформацией.Прессаускорилаипоставилана«поток»выработкуединыхсимволовизначенийвнациональноммасштабе.СегодняСМИнетольконепрерывновоспроизводятэтотпроцесс,ноивыводятегонаглобальныйуровень.Вэтомособаяактуальностьпроблемы,особенно,еслииметьввиду,чторольсредствмассовойинформациибудетивпредьнеизменнорастииусиливаться,влиятьнавсестороныжизнедеятельностиобществаигосударства.ИвэтомпроцессенепоследнеезначениеимеетвыявлениеисистематизацияСМИкакфакторастабильностимежнациональныхифедеративныхотношенийвроссийскомгосударстве.

Вцелом,исследованиюдеятельностиСМИпосвященомножествоработвразличныхсферахнауки:философии,социологии,политологии,истории,психологииидр.Запоследниегодынакопленбольшойэмпирическийматериал.Втожевремяследуетотметить,чтопубликацииподаннойпроблеменосятпреимущественнообщетеоретическийхарактер.Болеетого,проблемыдеятельностиСМИ,какправило,рассматриваютсянестолькокаксоставнаячастьобщеполитическогопроцесса,сколькокакееиллюстративнаясоставляющая.Такиеподходы,разумеется,имеютправонажизнь.Можносказатьдаже,чтоонислужатдостаточноубедительнойаргументациейвдоказательствахразногороданаучныхинвектив,нонедостаточныдляуглубленного«внутрисистемного»анализаСМИ.

Втожевремявработахмногихавторов,опубликованныхдо90-хгодов,проблемыхотяирассматриваютсявтеснойпривязкекреалиямнашей 
страны,однакоэтиреалиивосновесвоейушливпрошлоеи 
руководствоватьсятеоретическимииособеннопрактическимивыводами 
следуетвесьмаивесьмаосторожно:лишьотдельныеизназваныхавторов 
началипереосмысливатьсвоитеоретическиепостулатывсоответствиис 
изменившимсяполитическимиправовымстатусомСМИпостперестроечногопериода.

Средствамассовойинформации–одинизважнейшихинститутовсовременногообщества,оказывающийвлиянияпочтинавсесферыегодеятельности,включаяполитику,здравоохранение,образование,религиюит.д.

Массоваякультуравразличныхеевариантахформируется,распространяется,распространяетсяисохраняетсяспомощьюСМИ.Огромнаихрольвформировании,функционированииэволюцииобщественногосознаниявцелом.Болеетого,восприятиеиинтерпретацияважнейшихявленийисобытий,происходящихвстранеимире,такжеосуществляютсячерезСМИ. [19]

ЭтиобстоятельстваприобретаютособуюактуальностьизначениенафоневсебольшегопроникновенияСМИвполитическуюсферу.ВнастоящеевремяСМИпревращаютсяводинизважнейшихинструментовреализацииполитическогопроцесса.

Радиоителевидениезначительнорасшириливозможностиэксплуатациимассовыхкоммуникационныхпроцессоввполитическихцелях.ИзобретениерадиовконцеXIXвекарадикальнымобразоминавсегдаизмениломеханизмосвещенияинформации,сделаввозможнымпередаватьеечерезгосударственныеграницыидальниерасстояниябезнеобходимостифизическогоприсутствия.Кначалуивпериодивпериодвтороймировойвойнырадиосталооднимизглавныхсредствполитическоймобилизацииобществаиважнейшиминструментомпропаганды.Ещеболеевозрослаегорольвпослевоенныйпериод,когдаонапришлапрактическивовсеуголкиразвитиястран.Посвоейзначимостирадиопостепенносталоуступатьстремительнонабиравшемусилутелевидению.[3]

Длятелевиденияпериодотеговозникновениядопревращениявважныйинструментполитикиоказалсяещекороче,чтообъясняетсяглавнымобразомбурнымитемпамиегоразвитияираспространения.Началом«эрытелевидения»вполитикесчитается1952году,когдаонабылавпервыеиспользованадляширокогоосвещенияпрезидентскойизбирательнойкампаниивСША.

1.2Интернет как средство массовой коммуникации 

Средства коммуникации, по определению, призваны связывать людей, служить средствами их общения. Массовыекоммуникациислужатсредствомсвязидлямассовогосубъекта.

КоммуникацияпосредствомИнтернетустроенатакимобразом,чтонаодномполюседействуетпрофессиональныйпроизводительинформации,анадругомвсегдаостаетсямассовыйсубъект–заранеенеопределенноепочисленностимножествоанонимныхпользователей.Канонимностизачастуютяготеетдажеполюспроизводстваинформации,таковасилаееприродывэтоймедийнойсреде.НедаромвИнтернеттакмногосведений,происхождениекоторыхнеустановлено.Зановоэтобылоосознанноспоявлениемфлэш-исмарт-мобов,гдеанонимностьвозведенавпринцип.

Всилуанонимностиразворачиваетсяцарствовымышленныхперсонажей,сменяемыхиустойчивыхмасок.Разумеется,различногородаподмены,неопознанностьучастниковобщенияимеетместоивтрадиционныхСМИ. [20] 
Интернет-технологияделаеткоммуникациютрансграничной.Общениеперестаетбытьпривязаннымкместоположениюобщающихся.НаэтойосновеИнтернетможетвыполнятьсоциально-креативнуюфункцию,тоестьформироватьновыеобщностисединойинформационнойбазойиобщимценностно-нормативнымфундаментом.Общаянаправленностьразвитиясредствраспространенияинформациисостоитвутвержденииравноправногопорядканаместеиерархического(вертикального,сдоминированиемодногоизсубъектовобщения).Происходитпереходотодностороннейкдвухстороннеймоделикоммуникации.

ВусловияхИнтернетааудиторияможетучаствоватьвпроизводствеиобменеинформацией,втомчислеимеждусобой.Аудиторияперестает(еслизахочет)бытьтолькополучателемсообщений.Однакоздесьиспользованиеинтерактивныхвозможностейникогданепреодолеетестественногоразделенияролей.

Всетевойинтерактивностивыделяюттриаспекта:«людиидокументы»(возможностьдляпользователяформироватьиреализовыватьзапроснаинформацию),«людиитехнология»(приспособленность,удобствоинформационнойтехнологиидляпользователей)инаиболееинтересныйдлясоциологааспект«людиилюди».Впоследнемслучаеречьидетоприспособленностиданнойкоммуникациикдвустороннемуобщению,осоциальныхтехнологияхобщения,которыепомогаютдостижениюпозитивныхсоциальныхцелей;отом,какреализуетсявозможностькоммуникациимеждужурналистами,обществом,властьюибизнесом–основнымисубъектами,выделяемымиванализефункционированиясовременногообщества.

АнализируякоммуникативнуюфункциюИнтернет,следуетразличатьпонятия«интерактивность»и«обратнаясвязь».Первоеширевторого.Обратнаясвязь–этореакция,откликсубъектанаинформационноевоздействие.ИменновэтомкачествевИнтернетпокачащевсегоиспользуетсяфункция«форум». [21] Даипоказателипосещаемоститожевыступаютвролиобратнойсвязи:свидетельствуютотом,заинтересовалисьлисайтомиегоконтентомпользователи.Интерактивностьжепредполагаетидругиевозможности:контроляпользователянадсодержанием(запрос,оценка),участиявегоформированиичерезпостановкупроблемдляосвещенияиобсуждения,инициативувобсуждении,авторство,обменмнениямисдругимипользователямиит.п.НекоторыевозможноститакогородамогутиспользоватьсяивтрадиционныхСМИ.Ночегоужтамникогданебыло–такэтовозможностиобщенияпогоризонтали,междупользователями.[4]

Информация о работе Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях