Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:46, дипломная работа

Краткое описание

Задачами в данной дипломной работе обозначены следующие пункты:
1. Обоснование средств массовой информации как самостоятельно развивающегося социально-политического института. Для этого необходимо четко обозначить все основные виды СМИ. Считаю оправданным заострить внимание на таком источнике информации как интернет. В этом плане мнения разнятся, т.к. в ряде государств интернет не рассматривается как средство массовой информации на законодательном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКО ГОСУБЪЕКТА
1.1Сущность, функции, виды средств массовой информации
1.2Интернет как средство массовой коммуникации
1.3Международное сотрудничество в области использования и регулирования деятельности средств массовой информации
2РОЛЬ СРЕДСТ ВМАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙПОЛИТИКЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Средства массовой информации как важнейший механизм реализация государственной внутренней и внешней политики
2.2Формы и методы политической пропаганды в СМИ
2.3Средства массовой информации Реcпублики Казахстан и иx рoль в формировании общественного coзнания
3ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГО СМИ.docx

— 190.92 Кб (Скачать файл)

Дляведущих,которыеспециализируютсянанегативной,заказнойинформациипоповодукакого-либополитика,бизнесмена,критикипридумалинеофициальноепрозвище «телекиллер».

Анонимныйавторитет,излюбленныйприемвведениявзаблуждение,активноиспользуемыйвсемиСМИ.Онотноситсяктакназываемой «серой» пропаганде.Давнодоказано,чтооднимизсамыхэффективныхметодоввлиянияявляетсяобращениекавторитету.Авторитет,ккоторомуобращаются,можетбытьрелигиозным,этоможетбытьвесомаяполитическаяфигура,деятельнаукиилидругойпрофессии.Имяавторитетанесообщается.Приэтомможетосуществлятьсяцитированиедокументов,оценокэкспертов,свидетельскихотчетовидругихматериалов,которыенеобходимыдлябольшейубедительности.Примеры: «Ученыенаоснованиимноголетнихисследованийустановили...», «Докторарекомендуют...», «Источникизближайшегопрезидентскогоокружения,которыйпожелалостатьсянеизвестным,сообщает...».Какиеученые?Какиедоктора?Какойисточник?Сообщаемаятакимобразоминформациявбольшинствеслучаевявляетсяложью.

Ссылкинанесуществующийавторитетпридаютейсолидностьивесвглазахобывателей.Приэтомисточникнеидентифицированиникакойответственностизаложноесообщениежурналистыненесут.

«Будничный» или «обыденный» рассказиспользуется,например,дляадаптациичеловекакинформацииявнонегативного,вызывающегоотрицание,содержания.Вспециальнойлитературеэтотметодописываетсяспокойноипо-деловому.Так,еслинужноприручитьлюдейкнасилию,крови,убийствам,злодеяниямвсякогорода,тоблагообразныйтелеведущийсоспокойнымлицомировнымголосом,какбыпоходя,сообщаетВамежедневноосамыхтяжкихзлодеяниях.Черезнескольконедельтакойобработкинаселениеперестаетреагироватьнасамыечудовищныепреступленияимассовыеубийства,творящиесявобществе.(Наступаетпсихологическийэффектпривыкания).Данныйприемприменялся,вчастности,вовремягосударственногопереворотавЧили(1973),когдабылонеобходимовызватьиндифферентностьнаселениякдействиямпиночетовскихспецслужб.Напостсоветскихпросторахегоактивноприменяютприосвещениимассовыхакцийпротеста,действийполитическойоппозиции,забастовокит.д.

ТакойприемпозволяетСМИсохранитьиллюзиюобъективногоосвещениясобытий,но,втожевремя,девальвируетзначимостьпроизошедшего,создаетумассовойаудиториипредставлениеоданномсобытиикакочем-томалозначительном,нестоящимособоговниманияи,темболее,общественнойоценки.

Метод «забалтывания» используется,когданеобходимоснизитьактуальностьиливызватьнегативнуюреакциюккакому-либоявлению.Используяего,можноуспешноборотьсяспротивником,непрерывновосхваляяегокместуинеуместноговоряоегонеобыкновенныхспособностях,постояннодержанаслухуегоимя,явнопреувеличиваяегоспособности.Оченьбыстроэтовсемнадоедаетиодноимяэтогочеловекавызываетраздражение.Авторовтакогомероприятияоченьтрудноуличитьвнамереннойдискредитации,таккакформальноониприлагаютвсеусилиядлявосхваления.

Вовремявыборовданныйприемактивноприменяетсявформе «информационноговзрыва» илимассированного «сливакомпромата».Цель – вызватьусталостьиголовнуюбольулюдей,отбитьуизбирателейжеланиеинтересоватьсятем,чтозадушойутогоилииногокандидата.

Ещеметод «забалтывания» нередкоприменяетсядлясозданият.н. «информационногошума»,когдазапотокомвторостепенныхсообщенийнужноскрытькакое-товажноесобытиеилиглавнуюпроблему. [8]

Обратнаясвязь.Люди,выступающиевкаком-либодействевкачествеучастников,вбольшейстепенименяютсвоивзглядывпользумнения,рекомендуемогоеесценарием,чемпассивныенаблюдателипроисходящихсобытий.Этоустановилимногочисленныепсихологическиеэксперименты.Иллюзияучастиявдискуссиипокакой-либоактуальнойпроблемеприводиткбольшемуизменениюмненийиустановок,нежелипростоепассивноевосприятиеинформации.Длятого,чтобыуаудиторииневозникалоощущенияодностороннеговоздействияикомплекса «безучастностиадресата»,современнымиСМИширокопрактикуютсяспособы,такназываемой, «обратнойсвязи» вразличныхформах:звонкивстудиювовремяпрямогоэфира,выборпотелефонувариантаответанапоставленныйвопросидр.Подобный «макияж» призвансоздатьумассовойаудиториииллюзиюучастиявинформационномпроцессе.Псевдосоциологическиеопросы(когдавовремяэфиразрителипотелефонуголосуютзатотилиинойответ)чащевсегоявляютсялишьспособомформированияобщественногомнения,анеегореальнымотражением,тоестьразновидностьюобычнойпропагандистскойманипуляции.Вопросыформулируютсятакимобразом,чтобысоздатьуаудитории «правильный» взгляднатуилиинуюпроблему.Онинаправляютходнашихразмышленийвконкретномнаправлении.

Отвлечениевнимания.Дляпропаганды,какилюбогодругоговидаманипуляции,важнойзадачейявляетсяподавлениепсихологическогосопротивлениячеловекавнушению.Поэтому,помнениюбольшинстваспециалистов,любаяпропагандадолжнабытькомбинациейразвлекательного,информационногоиубеждающегокомпонентов.Подразвлечениемпонимаетсялюбоесредство,котороевозбуждаетинтересксообщениюивтожевремямаскируетегоистинныйсмысл,блокируеткритичностьвосприятия. [11]

В1960-егодыбылообнаружено,чтосообщения,направленныепротивкакого-либомненияилиустановки,оказываютсяболееэффективными,есливмоментихпередачиотвлечьвниманиеполучателяотсодержаниясообщения(например,проигрываяпопулярнуюмузыкальнуюмелодию).Вэтомслучаезатрудняетсяосмыслениеинформацииполучателемивыработкаимконтрдоводов – основасопротивлениявнушению.Исследования60-хгодовповысилиэффективностьманипуляциивпрессеинателевидении.Газетысталиприменять «калейдоскопическое» расположениематериала,разбавлениеважныхсообщенийсплетнями,противоречивымислухами,сенсациями,красочнымифотографиямиирекламой.Телевидениесталопоновомукомпоноватьвидеоряд,точноподбираяотвлекающиевниманиеобразы.Сегодняпрактическивсеновостныетелепередачипредставляютсобойкалейдоскопическийнаборпривлекательныхвизуальныхобразовиинформационныхсообщенийоникакнесвязанныхмеждусобойсобытиях.Вэтоместьсвоялогика.Так,И.Калинаускассчитает,чтокогдаразнообразнойинформациислишкоммного,человекоказываетсяневсостоянииееосмысленнообработать.Поэтомуприходитсявписыватьеесебевсознаниекакединоецелое,т.е.восприниматьеенекритично.

Созданиеугрозы.Ещеодинприем «стратегического» характера,воздействующийнаэмоциимассовойаудитории.Егоглавнаязадача – любымспособомзаставитьнасбояться.Деморализованныеизапуганныелюдиделаютилихотябыодобряютдействия,которыеэтимлюдямвовсеневыгодны.Чащевсеготехнологияследующая.Иллюзорнаяилиреальносуществующаяопасностькакого-либоявления(например,терроризма)многократноусиливаетсяидоводитсядоабсурда.СМИустраиваютистериюпоповодуочередной «глобальнойугрозы»,вызываяулюдеймассовыйстрахсцельюсозданияблагоприятнойобстановкидляманипуляциимассовымсознанием – преждевсего,вполитическихцелях.Приемсозданияугрозыширокоиспользуетсяикоммерческойрекламой.Сегодняшняярекламаоченьуспешноэксплуатируетнашистрахиипсихологическиекомплексы,которыесамажеисоздает.

Ядовитый сэндвич. Этот пропагандистский прием активно использует возможности  психологического влияния за счет структуризации текста. Всегда предпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы человек не заметил  «ненужной» правды. [5]

Коммуникатордаетпозитивноесообщениемеждунегативнымпредисловиеминегативнымзаключением.Приналичииопределенныхспособностейиопытакоммуникатора,положительноесообщениекакбыисчезаетотвниманияаудитории.

Оченьхорошийприем,активноиспользуемыйтемиСМИ,которыепретендуютна «объективноеосвещениесобытий» истремятсясоздатьсебеимиджвстиле «толькофакты,ничегокромефактов».Притакомструктурированиисобытийобъективностьформальнособлюдена,ноэффект «ненужных» сообщенийдевальвирован.

МногиеспециалистыпоСМИ,втомчислеизападные(Ж.Эллюль,Э.Пратканис,Г.Лаассуэл,М.Пикеринг,Ф.Вебстеридр.),отмечаютнеобходимостьпропагандывлюбомобществе.КаквполнерезоннозамечаетамериканскийисследовательДж.Мэррилл,вседеловтрактовкетермина: «Еслимыопределимэтопонятиекакбеспардонноеширокомасштабноераспространениелжиизаведомойдезинформации,тогда,вероятнеевсего,СМИнеучаствуютвэтомпроцессе.Ноеслимызаймемболеереалистичнуюпозициюибудемрассматриватьпропагандукакнамеренноепродвижениеопределенныхидейидействий,тотогдаполучится,чтопрессаполнапропагандистскихматериалов.

XXстолетиекоммуникавистыназывают «векомпропаганды».Именновэтовремямассыполучаютвозможностьсерьезноговлияниянаполитическийпроцесс,аэлитывступаютвборьбузаконтрольнадихсознаниемиповедением.Крометого,появлениеновыхсредствмассовойинформациипредоставляетимнеобходимыедляэтоговозможности.Врежимахдиктаторскоготипаконтрольосуществляетсяпостоянно,путеминтенсивнойиоткрытойпропаганды,вдемократических–борьбазамассыобостряетсяпреимущественнопередвыборами,когдаразличныеполитическиесилыпытаютсянавязатьизбирателямсвоегокандидатаисвоютрактовкусобытий.Такимобразом,несмотрянареальноесуществованиепропагандывлюбомобществе,следуетразделятьпоменьшеймередвееемодели:плюралистическойпропаганды(демократическиеобщества)имонопропаганды(системыдиктаторскоготипа).

Междунимиестьсущественныеразличия,обусловленныеспособностямирежимов,врамкахкоторыхониформируютсяиработают.Всистемахдиктаторскоготипарольглавногопропагандиставыполняетгосударство.Гражданскоеобществоподавлено,интересыижеланиячастногочеловекаврасчетнеберутся.Пропагандаформируетунифицированноесознание,основанноенапринятойвэтомобществеидеологии.Коммуникациявлиянияисиловоерегулированиесостороныгосударствадваосновныхинструментаподдержаниявнемлегитимностивласти.Напротив,придемократиигражданскоеобществодостаточноавтономнопоотношениюкгосударству,поэтомусуществованиепропагандыстарательноскрывается.Чащевсегоисамопонятие «пропаганда» употребляетсявнегативномсмысле.Предположениеовнушениипротиворечитсамойидеесвободывыбора,неприкосновенностичастнойжизнииправунаполучениеинформации.Крометогодемократическийрежимотчастиболееустойчивименеенуждаетсявмассированнойпропаганде.Видеалемногопартийнаяполитическаясистемаисвободныевыборыобеспечиваютемусистемусдержекипротивовесов:любоенедовольствогражданстраныбудетнаправленоскореепротивправящейпартии,анесуществующегостроявцелом.

 

2.3CредcтвамаccoвoйинфoрмацииРеcпубликиКазаxcтанииxрoльвфoрмирoванииoбщеcтвеннoгocoзнания

 

 

Основной  закон  духовного  развития  человечества  состоит  в   смене субъективного отношения человека к окружающему миру  на  объективное,  что возможно только при овладении информацией определенного уровня. Массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информация становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр.

Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма  массовой информации изменяется в соответствии с информационными интересами и  потребностями людей. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

Информационные потребности  следует рассматривать как потребности  в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям  для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них  картины мира, для выбора линии  поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего  равновесия и согласованности с  социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека. Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д.Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность втакого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере.

 

РольобщественногомнениявсегданаходиласьвцентревниманияПравительствгосударств,политиков,социологов.Так,кпримеру,в1793годуНаполеоннаписалпропагандистскийтекст,благодарякоторомустализвестен.КогдаНаполеоннаходилсявоглавеармиивИталии,егоперваязадачабылавсозданиидвухгазет,вкоторыхНаполеонвозвеличивалсвоипобеды.Когдаонпришелквластионзакрыл60газетиз70существующихгазет.Изавсемиосуществлялстрогийконтроль,исамдлянихписалбезподписипередовыестатьи.Поэтомурольобщественногомнениявреспубликанскихизданияхимеетбольшоезначение.

Информация о работе Роль СМИ во внешний политике и международных отношениях