Ассортиментная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является формирование ассортимента выпускаемой продукции посредством применения различных методов отбора наиболее эффективных в отношении рентабельности видов продукции таким образом, чтобы добиться перехода предприятия из убыточного состояния в зону прибыли; а также планирование программы производства, оптимальной с точки зрения использования ресурсов и максимизации прибыли.

Содержание

Введение 5
Глава 1. Теоретическая часть 7
Понятие ассортимента продукции 7
1.2Формирование ассортимента продукции 9
1.3Ассортиментная политика предприятия 11
1.4 Методы формирования ассортимента продукции 12
1.4.1 Метод операционного рычага 12
1.4.2 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ 14
1.4.3 Метод линейного программирования 16
Глава 2. Проектная часть 17
2.1Исходная информация 17
2.2. Метод валовой маржи 18
2.2.1 Исследование структуры затрат предприятия 18
2.2.2 Расчет элементов операционного рычага 19
2.2.3 Увеличение объемов реализации 21
2.4Сокращение расходов и увеличение объемов реализации 21
2.5Изменение ассортимента продукции 22
2.6Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса 23
2.3Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ 25
2.3.1Расчет данных для ранжирования 26
2.3.2Матрица БКГ 26
2.4Метод линейного программирования 28
2.4.1Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

готовая .........docx

— 190.18 Кб (Скачать файл)

     2.3.2 Матрица БКГ

     Для более точного определения значимости каждого вида продукции построим график эффективности производства продукции в координатах «рентабельность  – доля продаж» (рис. 2).

     Используя матрицу БКГ АО «Радуга», можно  определить, какие виды продукции  играют ведущую роль по сравнению  с конкурентами, как должно развиваться  производство в данное время и  как будут изменяться объемы выручки  и сбыта продукции.

     Матрица БКГ строится на том экономическом  предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства. В матрице – четыре основных вида продукции или типа стратегических подразделений: «звезда», «дойная корова», «трудный ребенок», и «собака». Для каждого из них предусматривается своя стратегия развития, которая должна наиболее полно учитываться при планировании.

     1. «Звезда» занимает лидирующее положение на рынке (высокая доля и быстрый рост). Она дает значительную прибыль, но требует больших объемов различных ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Высокую долю на рынке можно поддерживать различными способами. По мере замедления развития производства «звезда» превращается в «дойную корову».

     2. «Дойная корова» сохраняет ведущее положение на рынке в относительно зрелом или сокращающемся производстве. При этом положении обеспечивается стабильный сбыт продукции, который без больших издержек поддерживается на рынке.

     3. «Трудный ребенок», или вопросительный знак, незначительно воздействует на рынок (малая доля) в развивающемся производстве (быстрый рост). Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара и улучшение его характеристик или снизить цены, и т.д.

     4. «Собака» имеет на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого положения характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста.

     Первое  место занимает вид продукции С – «звезда», второе место занимает вид продукции B – «трудный ребенок», а третье место занимает вид продукции A – «собака». 

Рентабельность

33,3

66,6

23,6

47,2

Трудный ребенок

Звезда

Собака

Дойная корова

Доля продаж

Рост спроса

23

12,6

А 

33,2

25

45

32

В 

С

     Рис. 2. Матрица БКГ 

     Выводы: Чем выше доля продукции на рынке, тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относительной экономии от объема производства.

     Для АО «Радуга» продукции вида A приносит убытки, поэтому целесообразно отказаться от ее выпуска и сосредоточить свое внимание на производстве продукции B и C.

     2.4 Метод линейного программирования

     В процессе планирования номенклатуры (будущего ассортимента) возникает необходимость  принятия оптимальных плановых решений. Под оптимальными плановыми решениями понимают достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства. В том и другом случае при планировании решаются экономические задачи, называемые экстремальными.

     2.4.1 Исходные данные  и решение проблемы  оптимизации симплексным  методом

     Рассмотрим  на конкретном примере решение задачи оптимизации объемов производства двух видов продукции: B и C, обеспечивающих получение максимальной прибыли при следующих ограничениях: расход материальных ресурсов на одно изделие B составляет 14 и на одно изделие С 22,4 (кг), трудовых – 28 и 14 чел./ч. Лимит соответствующих ресурсов на предприятии равен 3500 (кг) и 6000(чел./ч.).

     Планируемая прибыль от изделия B составляет 30 руб., C – 20 руб. Для решения этой задачи применяем метод линейного программирования.

     Составляем  следующие системы уравнений:

     1) по имеющимся ресурсам:

     14X1 + 22,4X2 3500;

     28X1 +14X2 6000;

     2) по критерию оптимальности:

     30X1 +20X2 → max.

     Находим по уравнению ресурсов координаты точек:

     

     По  полученным координатам точек А, В, С, Д строим график ограничения ресурсов и находим область свободы решений, заключенную на рис.3 между линиями АО (лимит материальных ресурсов) и ОД (трудовых). Точки А, О, Д определяют максимально возможный выпуск соответствующих товаров. Оптимальный объем выпуска обычно находится на пересечении линии АВ и СД в точке О.

    429

    156

  33   

214

  0

А

С

О

D

X1

197

250

B

X2

     Рис 3. График оптимизации выпуска продукции В и С 
 

     Материальные  ресурсы – объем конкретных видов выпускаемой продукции.

     Трудовые  ресурсы – объем выпуска продукции (чел./час, норма/час).

     Вычисляем координаты оптимальной точки О, решая совместно первую систему уравнений по ресурсам:

     

     Вычитая из первого уравнения второе, получаем:

     

. Тогда 

     

     Проверяем решение уравнения по выбранному критерию оптимальности:

     

     Кроме того, можно обеспечить при данных ограничениях выпуск 214 изделий В и 156 изделий С. В этих условиях прибыль составит:

     

     Вывод: При плане выпуска 197 изделий В и 33 изделий С будет обеспечена наибольшая прибыль, равная 6570 руб., так как два других возможных варианта выпуска этих товаров принесут меньшую прибыль, соответствующую 6420 руб. или 3120 руб.

 

      Заключение

     Специфика современной жизни все больше требует от субъектов хозяйственной  деятельности эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предпринимательства  и инициативы, проведения глубокого  анализа протекающих на рыке процессов, дабы обеспечить эффективное использование  редких наличных ресурсов, получение  при этом прибыли и качественное удовлетворение спроса конкретных потребителей.

                Важная роль в выполнении этих  задач отводится экономическому  анализу, современное состояние  которого можно охарактеризовать  как основательно разработанную  в теоретическом плане науку.

     Проведенные в курсовой работе расчеты подтвердили  целесообразность планирования ассортимента продукции как способа управления финансовыми ресурсами предприятия. Были использованы методы:

  • метод операционного рычага;
  • метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ;
  • метод линейного программирования.

     Методом операционного и финансового  рычага были исследованы затраты  производства, рассчитан запас финансовой прочности, который оказался отрицательным: -10477 руб. Поэтому, было принято решение провести дальнейшее исследование деятельности предприятия. Конъюнктурные исследования показали, что целью деятельности ОАО «Радуга» является получение прибыли в размере 3822 руб. При этом необходимо обеспечить выручку от реализации продукции в размере 73078 руб.  Сокращение расходов на 6785 руб. и увеличение объёма реализации продукции снижают общую выручку, необходимую для выхода из кризиса до 69520руб.. Приходим к выводу о том, что предприятие ОАО «Радуга» сможет выйти из состояния кризиса при увеличении выручки и снижении расходов. Уровень сопряжённого экономического эффекта составил 5,76.

     Благодаря методу ранжирования ассортимента продукции  на основе матрицы БКГ было выяснено, что дальнейшее производство продукции  A будет вести к убыткам. Отсюда следует, что предприятию нужно перейти на производство продукции B и С.

     Использование третьего метода – метода линейного программирования еще раз нам доказало, что следует перейти на производство продукции B и С. Также с помощью этого метода удалось определить оптимальный план выпуска продукции (197 изделий В и 33 изделий С) при производстве которых будет получена максимальная прибыль в размере – 6570 рублей.

     Исходя  из сказанного выше, можно сделать  вывод, что наилучшим методом  планирования ассортимента является метод  линейного программирования. Он наиболее четко определяет оптимальный план выпуска продукции и имеет  меньше недостатков по сравнению  с другими методами.  Так как  этот метод является чисто математическим, то он хорошо поддается автоматизации  и расчету на современных компьютерах  программами финансового анализа  и позволяет оперативно получать результаты анализа и оперативно принимать на их основе правильные решения по планированию деятельности предприятия. 
 
 

     . 
 
 
 

 

     Список  используемой литературы

  1. Акулич И. Л. Маркетинг. — Минск: Высшая школа, 2000.
  2. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
  3. Маркетинг: Учебник для вузов/ Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под. ред. Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  4. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.
  5. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.
  6. Симонова А. П. Ассортиментная политика фирмы: Учебник. –  М: 2002.
  7. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2002.

 

     Глоссарий

     Ассортимент – упорядоченное разнообразие изделий, их видов и разновидностей, сгруппированных по определённым признакам.

     Ассортимент товаров – совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку. Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

     Валовая маржа – разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами

     Выручка – это общая сумма денежных средств, полученных предприятием, организацией, предпринимателем от продажи товаров, выполнения работ и оказанных услуг.

Информация о работе Ассортиментная политика предприятия