Анализ привлекательности рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – оценка привлекательности рынка образовательных услуг.
Задачи курсовой работы - проанализировать рынок образовательных услуг (анализ внешних факторов макросреды (политико-правовая, экономическая, социально-культурная, технологическая) и микросреды (анализ потребителей и конкурентов)).

Содержание

Введение 3
1.Анализ макросреды рынка образовательных услуг 4
1.1. Политико-правовая среда в сфере образовательных услуг 4
1.2.Анализ экономической среды 10
1.3.Анализ социально-культурной среды 14
1.4. Анализ технологической среды 18
1.5. PEST-анализ 20
2. Анализ микросреды рынка образовательных услуг 22
2.1. Анализ потребителей 22
2.2. Анализ конкурентов 26
Заключение 31
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

марке.docx

— 67.91 Кб (Скачать файл)

В качестве потенциальных потребителей предоставляемых образовательным центром услуг можно рассматривать население г. Пензы в возрасте от 7(дети на содержании родителей) до 60лет, которые имеют доход свыше 15 тысяч рублей в месяц. Предлагаемый комплекс услуг является востребованным на существующем рынке, т.к. человек в любом возрасте стремится получить образование с различными целями: поступить в ВУЗ, выучить различные иностранные языки, подготовиться к итоговой аттестации и т.д. Услуги, предоставляемые образовательным центром, весьма разнообразны, можно предположить, что они заинтересуют людей разных возрастов, с разным уровнем подготовки, предпочитающих индивидуальную работу или работу в группе.

В Пензенской области улучшается демографическая ситуация. Численность населения области по данным Росстата составляет 1 368 657 человек (2013). По данным переписи, в Пензенской области сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 118,8 тыс. человек против 124,2 тыс. человек в 2002 году. Последней переписью учтено 633,7 тыс. мужчин и 752,5 тыс. женщин. Процентное соотношение численности мужчин и женщин в Пензенской области не изменилось по сравнению с 2002 годом и составило 45,7 % и 54,3% соответственно. Доля городского населения в 2010 году составила 67,1% против 65,1% в 2002 году.

 По предварительным  данным, рождаемость в области  за 2012 год выросла с 10,1 до 10,8 на 1000 населения. Родилось 14 777 детей, что  на 900 больше, чем за аналогичный  период прошлого года. Смертность  снизилась с 15,2 до 14,9 на 1000 населения. Умерло в области на 560 человек  меньше, чем за 2011 год. Естественная убыль населения области сократилась на 20,6%.

Образование интенсивно воздействует на экономическую сферу жизни государства и общества – на качество рабочей силы,  на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм  и другие показатели экономической системы. [13]

Влияние мирового финансового кризиса не обошло и Пензенскую область. С сентября 2008 года началось замедление темпов промышленного производства, роста налоговых доходов, стали возникать проблемы с кредитованием бизнеса. Основная цель проводимой сегодня политики в регионе - приложить максимум усилий для смягчения последствий кризиса, как для бизнеса, так и для всего населения, а главное – сформировать прочную базу для обеспечения экономического роста.

В последние годы уровень жизни населения Пензенской области неуклонно повышается. В области наметилась устойчивая тенденция роста денежных доходов населения, среднемесячной заработной платы.

По данным Росстата, за 8 месяцев 2013 г. номинальная средняя заработная плата в Пензенской области составила 19 тыс. 812 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13 процентов.

Существует дифференциация уровня заработной платы по городским округам и муниципальным районам. Наиболее высокие зарплаты в Пензе (22 тыс. 338 рублей) и в Бессоновском районе (20 тыс. 128 рублей).

Самый высокий уровень по итогам 8 месяцев зарегистрирован в сфере науки и высокотехнологичного производства (36 тыс. 804 рубля), в производстве электронного и оптического оборудования (25 тыс. 032 рубля), в металлургическом производстве (23 тыс. 576 рублей).

Относительно невысоким — 16 тыс. 527 тыс. рублей — остается уровень заработной платы в сельском хозяйстве. В торговле средний размер оплаты труда составляет и вовсе 14 тыс. 752 рубля.[13]

Заработная плата остается главным источником дохода для населения Пензенской области. Достойный уровень заработной платы один из основных факторов создания комфортных условий для социально-экономического развития области. Среднемесячная заработная плата в Пензенской области за 2008 год составила 11721,8 руб. и возросла по сравнению с 2007 годом на 34,1%. Средняя зарплата в 2013 году  по региону составляет 19 тыс. 812 руб.[11]

Экономические показатели, такие как уровень инфляции и безработица, влияют на покупательскую способность клиентов.  

По итогам 5 месяцев 2013 года уровень общей безработицы в Пензенской области, рассчитанный по методологии международной организации труда, соответствовал 4,7 % от численности экономически активного населения региона. Об этом сообщили в региональном министерстве труда, социальной защиты и демографии.

При этом уровень регистрируемой безработицы составил 0,94%. Численность экономически активного населения на начало мая 2013 года составила 691,3 тыс. человек, в их числе 658,9 тыс. человек были заняты в экономике и 32,4 тыс. человек не имели занятия. 
На 1 июня 2013 года предприятиями и организациями области заявлена потребность в 16,6 тыс. работниках для замещения свободных рабочих мест, в том числе 13,0 тыс. - по рабочим профессиям. Напряженность рынка труда, характеризующая спрос и предложение рабочей силы, составила 0,42 чел. на одно свободное рабочее место.[10]

С января по май 2013 года в органы службы занятости обратились 31,7 тыс. человек, в том числе 12,7 тыс. человек - в поиске работы. Нашли работу - 8,6 тыс. человек, получили социальную поддержку 12,2 тыс. человек Уровень трудоустройства составил 68,0%. Получили информационные услуги 19,4 тыс. человек и 2,9 тыс. работодателей.

За указанный период приняли участие в общественных работах 1701 чел., приступили к профессиональному обучению и переподготовке 501 человек.

1.3.Анализ социально-культурной  среды

 

Целью анализа социально-культурной среды является исследование тенденций развития образовательных услуг.

Главная, постоянно действующая тенденция в сфере образования гениально сформулирована пушкинской строкой: «...в просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI века, образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. Вместе с тем появляются теоретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к производственным и общественным инновациям, которыми, несомненно, будет отмечено наступившее столетие. 
В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по образованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции развития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают современным и перспективным запросам изменяющегося общества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интересам человека. 
 Первый принцип — научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информации, удваивавшейся каждые 10—15 лет, ее быстрое частичное устаревание, общественное развитие, открывающее новые возможности экономической, политической, социальной деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающихся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний. 
В условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу этот принцип воплощается в двух тенденциях: выдвижении в образовательном процессе на первый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; возрастающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями. 
 Второй принцип — научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность, являющуюся основой конкурентоспособности выпускника образовательных учреждений. 
 В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значительна тенденция на усиление практической направленности образования, достижение выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкурентоспособности работника, организатора производства. Главной причиной многочисленных производственных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга. 
 Третий принцип — научиться жить вместе, сосуществовать, воспитывать способность к пониманию других людей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать зависимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди должны научиться совместно проектировать свои личные и коллективные действия для разумного и мирного решения возникающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании гражданских качеств личности, одно из которых — сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами.

Четвертый принцип «суммирует» образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содействовать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого потенциала личности, в овладении ею способами самостоятельного жизнетворчества, формирования жизненных позиций. 
 Одной из ключевых тенденций является переход к практике непрерывного образования. Идея непрерывного образования как процесса, охватывающего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании, как члена общества и государства. 
 В XX в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной практики, направленная на освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной  системы. 
 Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины XX в., а на пороге XXI века приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, ключевое значение. Это связано с научно-технической революцией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стали обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий. Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосударственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расширения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять задачи не только профессионального совершенствования работников, но и повышения их общекультурного  уровня. 
 Об изменяющейся сущности непрерывного образования свидетельствует замена формулы «образование на всю жизнь», утверждавшей, что полученного образования достаточно для всей жизни, положением «образование через всю жизнь», утверждающим необходимость пожизненного образования.

Развитие непрерывного образования способствует распространению тенденции совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду целостную картину мира, включая основы культуры, понимания места и роли личности в этом мире, в культуре. 
Общеобразовательные проблемы стали занимать подобающее им место в вузах, лекториях, СМИ.

Общему образованию (как и другим формам образования) начинают серьезно содействовать информационные технологии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дистанционного обучения, использование которого скоро превратится в устойчивую тенденцию. 
Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

В заключении следует отметить, что образование является неотъемлемой ,постоянно развивающейся частью общества. Тенденции развития образования направлены на непрерывное самообразование, получаемое за счет дополнительных, внеаудиторных  занятий, а так же при помощи образовательно-консультационных центров.

1.4. Анализ технологической  среды

 

  Анализ технологической среды необходим для подробного рассмотрения оборудования для оказания образовательных услуг, поиска нововведений в системе предоставления образования, а так же новинки в технических аспектах преподавания.

  Предоставление образовательных услуг с помощью информационных технологий – в дополнительном образовании открывает возможности совершенно новых методов преподавания и обучения. Применение информационных технологий в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. Новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.[8]

  Информационные технологии в дополнительном образовании, их интеграция с образовательными технологиями устанавливает связь между элементами, формирующими целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых единой целью.

  Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий основывается на анализе эффективности обучения на базе новой интегрированной технологии, на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и учеников.

  Использование информационных технологий в дополнительном образовании способствуют повышению качества образовательного процесса, уровню квалификации и переподготовки работников образования, процесса профессиональной подготовки кадров.

Центр образовательных и консультационных услуг будет предоставлять такие услуги как:

  • индивидуальные занятия по выбранным предметам или работа в группах
  • изучение иностранных языков с нуля
  • подготовка к итоговым аттестациям ЕГЭ  и ГИА

Кроме того в образовательно-консультационном центре  должны быть дополнительные помещения :

  • ресепшн
  • гардероб
  • хозяйственная комната
  • туалет
  • склад
  • служебное помещение.

Информация о работе Анализ привлекательности рынка образовательных услуг