Анализ конкурентной среды на примере предприятия ООО «Торговый дом Флорин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать организацию коммерческой работы и дать оценку конкурентоспособности торгового предприятия
Задачи:
- сделать анализ организации коммерческой деятельности
ООО «Торговый дом Флорин» по продаже товаров;
- исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности фирмы;
- обоснование комплексного подхода к обеспечению конкурентоспособности товара;
- сделать выводы и внести предложения об улучшении деятельности предприятия;
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Основатели за счет денежных и имущественных средств создали  уставный фонд общества. Предприятие  является владельцем имущества, переданного  ему основателями, а также другого  имущества, приобретенного в период его деятельности. Уставный фонд может увеличиваться или уменьшаться (но не ниже установленного законодательством предела) в процессе хозяйственной деятельности на основе решения собраний основателей. Уставный фонд может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности общества. Предприятие не имеет права увеличивать размер уставного фонда с целью покрытия убытков от своей деятельности. Уменьшение размера уставного фонда при наличии отрицаний по этому поводу кредиторов общества не допускается.

ООО «Торговый дом Флорин» организационная структура представлена в Приложении 1

2. 2 Анализ структуры управления

Коммерческий директор руководствуется  целями и задачами, поставленными перед ним генеральным директором и его основные полномочия заключаются в следующем: организация эффективной работы подведомственных ему отделов, контроль и руководство в сфере снабжения и сбыта продукции, контроль за выполнением условий контрактов, договоров с поставщиками и заказчиками, финансовое планирование, разрешение спорных ситуаций и конфликтов.




Отдел маркетинга

Отдел продаж

  • исследование и прогнозирование товарного рынка
  • Реклама
  • Стимулирование сбыта
  • Организация сервисного обслуживания покупателей
  • Установление коммерческих взаимоотношений с покупателями
  • Формирования заказов
  • Планирование сбыта

Рисунок 2.1 – Организационная структура  коммерческой службы

ООО «ТД Флорин»

У руководителя предприятия на первом месте учет потребностей покупателей, на самой ответственной должности в предприятие находятся территориальные менеджеры, супервайзеры и торговые представители, которые доводят товар до конечного потребителя это основной торгово-оперативный персонал. Исследование рынка, организация закупок ассортимент товаров, контроль за состоянием товарных запасов, заключение договоров с поставщиками, проверка качества товаров всё это основные функции отдела продаж остальное же в компетенции руководителя торгового предприятия. Так как для полной занятости организации торговли понадобятся дополнительный штат работников, а это личные денежные расходы. Распределение по должностям происходит только в крупных компаниях, где директор не принимает прямое участие в организации труда, так как все обязанности расписаны по должностям. Для этого в каждой организации есть должностная инструкция, но не каждое предприятие может четко, кратко, грамотно составить её.

Компания является одним из лидеров в данной сфере торговли наряду с такими представителями как ООО «Смайли», ООО «Вэн-Премьер» и др.

Проанализируем существующую в настоящее время организационную структуру управления на предприятии, она включает следующее функциональное звено снабженческо-сбытового профиля (Приложение 2).

Данная снабженческо-сбытовая структура  предприятия включает в себя отдел снабжения, отдел продаж и отдел розничной торговли.

Директор по продажам выбирает поставщиков, определяет уровень наценки, управляет запасами.

Организация сбыта товаров  проводится руководителем отдела продаж. Он выявляет возможности реализации новых видов товаров, ведет учет и повседневно изучает конкретных поставщиков, выявляет и регистрирует производителей товаров, еще не связанных договорными отношениями с предприятием, готовит предложения по вопросам увеличения снабжения нужными товарами, расширения ассортимента, улучшения качества продукции.

Торговые представители самостоятельно формируют товарный ассортимент и заявки на необходимые продукты начальнику отдела продаж.

 Структура  управления компании является линейно-функциональной. В такой структуре соблюдается принцип единоначалия и в то же время имеется функциональное разделение управленческих работ, способствующее их более качественному и эффективному выполнению. Линейно-функциональная структура, как правило, применяется в небольших и средних организациях.

Достоинствами данной структуры являются: стабильность, экономия на управленческих расходах, специализация и компактность, быстрое  решение производственных проблем, находящихся в компетенции одной  функциональной службы, ориентация на сложившийся рынок

В организационной структуре реализуются различные требования к совершенствованию системы менеджмента, находящие выражения в принципах управления. Организационная структура управления организации отличается большим разнообразием и определяется многими объективными факторами и условиями.

В условиях стабильной деятельности предприятия при продолжительном  увеличении размера предприятия  появляется необходимость к росту  масштаба деятельности. Для этого  можно предложить введение отдела маркетинга в структуру организации, что может способствовать более глубокому изучению рынка сбыта и увеличению продаж.

 Данный отдел с  соответствующими специалистами  (аналитик исследователь, аналитик  по продвижению товаров) будет  заниматься решением основных  маркетинговых задач для еще более успешного функционированию компании. В настоящее время без системы маркетинговых служб, обеспечивающих проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе.

Создание такой структуры  на предприятии положительно скажется не только на росте объемов продаж, но и будет способствовать более  точному учету мнений потребителей при разработке новых видов продукции и формированию положительного имиджа предприятия.

Таким образом, как показал  анализ исполнения должностных обязанностей, на плечи директора ложится слишком большая нагрузка, в его обязанности входит такой объем функций, реализация которых требует достаточно много сил и времени. Для снижения нагрузки и было предложено создать службу маркетинга. Это позволит своевременно реагировать на возникающие проблемы, более глубоко изучать существующую ситуацию на рынке.

В заключение следует отметить, что структура предприятия должна быть ориентирована на маркетинг, с учетом требований покупателей, ориентации на потребителя.

 

 

2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия

 В данном разделе курсовой работы дается характеристика рынка основного товара, который занимает в структуре ассортимента наибольший удельный вес и реализация которого приносит наибольшую выручку.

Исходя из данных таблицы 2.2 становится, очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на фирму.

Таблица 2.2 – Определение  внешних факторов

№ п/п

Возможности

 

Угрозы

1

Улучшение уровня жизни  населения

Изменение покупательских предпочтений

2

Изменение рекламных  технологий

Появление товаров-заменителей

3

Развитие информационной отрасли

Изменение правил ввоза  продукции

4

Появление новых поставщиков

Сбои в поставках  продукции

5

Изменения моды

Появление принципиально  нового товара

6

Снижение цен на сырье  и готовую продукцию

Снижение уровня жизни  населения

7

Снижение налогов и  пошлин

Рост темпов инфляции

8

Совершенствование менеджмента

Ужесточение законодательства

9

Снижение безработицы

Изменение уровня цен

10

Разорение и уход фирм-продавцов

Скачки курсов валют

11

Уменьшение императивных норм законодательства

Появление новых концернов

 

12

Совершенствование технологии производства

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов

13

Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

Рост налогов и пошлин

 

14

Неудачное поведение конкурентов

Усиление конкуренции

15

 

 

 

 

 

 

 

Рост безработицы

 

 

 

 

 

16

Ухудшение политической обстановки

17

 

Появление новых фирм на рынке

 

 

 


 

Таблица 2.3-Общая характеристика рынков основных товаров

Классификационный признак

Типы рынков

Территориальный

охват

Региональный рынок - г. Екатеринбург и его пригород. Охвачены все районы города.

Рыночный механизм воздействия государства

Государство косвенно воздействует на спрос путем повышения минимальных размеров труда, увеличения заработной платы бюджетников. С другой стороны государство путем вмешательства различного рода инстанций ставят ощутимые препоны, сдерживающие развитие предпринимательства.

Тип конкуренции

Рынок монополистической конкуренции, т.к. существует великое множество фирм с аналогичным видом деятельности и однотипными предлагаемыми товарами, цены определяются исключительно рынком.

Соотношение спроса и предложения

Существует рынок покупателя, т.к. предложение зачастую превышает спрос. В условиях существующей чистой конкуренции это нормальное явление.

Степень зрелости рыночных отношений

Рынки на данном этапе  находятся на переходном этапе, т.е. переходят в разряд развитых. Сотрудничество с компаниями-поставщиками носит постоянный характер.

Соответствие действующему законодательству

Рынок легальный. Вся торгово-закупочная деятельность соответствует действующему законодательству.

Срок использования товара

Так как компания осуществляет розничную торговлю продуктами питания, то здесь существует рынок краткосрочных товаров.

Материальная специфика продукта

Рынок продуктов, имеющих  материальное воплощение.

Степень агрегирования товаров

Общегрупповой признак - продукты питания

Тип потребления 

Рынок промежуточных продавцов


Проведенный анализ помогает выявить рынки сбыта продукции торговой компании «ТД Флорин» - это рынок продовольственных товаров. Основная масса продукции реализуется в пределах г.Екатеринбург.

Рынок продукции ООО «ТД Флорин» является рынком монополистической конкуренции, так как на нем присутствуют несколько конкурентов.

Хотя рынок сейчас насыщен подобными товарами, предприятие  постоянно следит за повышением ассортимента продукции и качества обслуживания, старается использовать современные торговые технологии, что позволяет ему успешно конкурировать на рынке.

Оценивая структуру  рынка, целесообразно рассчитать коэффициент  концентрации рынка, который показывает степень преобладания на рынке одной  или нескольких крупных фирм. Индекс Герфиндаля рассчитаем по объемам продаж крупнейших 5-ти фирм-конкурентов анализируемого предприятия.

Рис. 2.2- Структура рынка

Индекс Герфиндаля определяется как сумма квадратов долей  рынка всех фирм, продающих продукцию  на этом рынке:

Н=р21 + р22 + р23 + р24 + р25                        (1)                

Где р21 =22 % - доля рынка ООО «Вэн – Премьер»

р22 =19 % - доля рынка ООО «Смайли»

р23 =6 % - доля рынка ООО «Р-Модуль»

р24 =4 % - доля рынка ООО «Интэрон»

р25 =2 % - доля рынка ООО «Том ТГ»

Н=484+361+36+16+4= 901

Информация о долях  рынка представленных компаний использована на основании данных, предоставленных отделом маркетинга Свердловскстата. 

Это говорит о том, что на рынке не преобладает одна крупная фирма, а существует несколько фирм, которые имеют свои доли на этом рынке.

Рассчитаем долю рынка фирмы.

D=Vn/V∑ *100%,        (2)

Где Vn – объем продаж продукта компании,

V∑ - общий объем продаж продукта на рынке всеми конкурентами

D=66518/400000*100% =17%

В целом можно сказать, что предприятие занимает неплохое положение на рынке хоть и есть достаточная конкуренция, но не нужно останавливаться на достигнутом. Нужно расширять рынки сбыта и ассортимент продукции.

Лидерами рынка принято  называть фирмы, которые способны оказывать  влияние на конъюнктуру рынка  со стороны предложения товара.

 

Таблица 2.4-Лидеры рынка г.Екатеринбурга

Организации

Год создания

Основное направление 

деятельности

Количество занятых

чел.

Доля рынка%

ООО «Смайли»

1992г.

Розничная торговля продовольственными товарами.

 

160

 

19

ООО « Торговый дом Флорин»

1996г.

Оптово-розничная торговля продовольственными товарами.

 

230

 

17

ООО «Р-Модуль»

2003г.

Розничная торговля продовольственными товарами.

 

60

 

6

ООО «Вэн-Премьер»

1999г.

Розничная торговля продовольственными товарами.

 

240

 

22

Информация о работе Анализ конкурентной среды на примере предприятия ООО «Торговый дом Флорин»