Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать организацию коммерческой работы и дать оценку конкурентоспособности торгового предприятия 
Задачи:
- сделать анализ организации коммерческой деятельности 
ООО «Торговый дом Флорин» по продаже товаров;
- исследование теоретических и методологических основ оценки конкурентоспособности фирмы;
- обоснование комплексного подхода к обеспечению конкурентоспособности товара; 
- сделать выводы и  внести предложения об улучшении  деятельности предприятия;
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия;
Первоначально SWOT – анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях. Позднее SWOT – анализ стал использоваться в более широком приложении - для конструирования стратегий.
С появлением SWOT – модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT – анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.
В 1965 году было предложена разработка технология использования SWOT – модели для разработки стратегии поведения компании. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов приводящих к выбору стратегии.
В ряде подходов структурированная информация по каждому из направлений - силы, слабости, возможности, угрозы - оценивается количественными мерами, на основе которых с помощью функций полезности вычисляется потенциал изучаемого объекта по каждому направлению.
SWOT-анализ во всех своих модификациях является наиболее удобным и надежным инструментом стратегического планирования. В курсах стратегического маркетинга SWOT-анализу уделяется самое пристальное внимание. Хотя после создания SWOT-анализа появилось много других подходов к изучению стратегического поведения фирм и их конкурентного окружения, тем не менее, SWOT-анализ продолжает активно и продуктивно использоваться и совершенствоваться.
Основные направления развития SWOT-анализа Разработчики технологии SWOT-анализа
— отображение в модели динамических изменений компании и ее конкурентной среды.
— учет результатов анализа компании и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования.
— разработка SWOT-моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.
Технология проведения SWOT-анализа
Итак, мы выяснили, что SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными компаниями мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия. В общем виде, SWOT-анализ, как правило, служит для выявления сильных и слабых сторон компании. Но важной частью SWOT-анализа является не только оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз, но также и выводы о необходимости тех или иных стратегических изменений.
Сила - это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки). Слабость - это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается в сравнении с другими. Когда сильные и слабые стороны выявлены, оба списка тщательно изучаются и оцениваются.
С точки зрения формирования 
стратегии сильные стороны 
Рыночные возможности и угрозы также во многом определяют антикризисную стратегию предприятия. Для этого оцениваются все возможности отрасли, которые могут обеспечить потенциальную прибыльность предприятия, и угрозы, отрицательно воздействующие на предприятие. Возможности и угрозы не только влияют на состояние предприятия, но и указывают, какие стратегические изменения надо предпринять. Антикризисная стратегия должна учитывать перспективы, которые соответствуют возможностям и обеспечивают защиту от угроз.
Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации. Консультанты рекомендуют регулярно, по крайней мере, раз в год проводить SWOT-анализ деятельности организации собственными силами руководства компании.
Технология работы с материалом, полученным в ходе SWOT-анализа, исключительно проста. Респонденту, после того как он сделал соответствующую запись, задаются уточняющие вопросы типа: «Почему Вы так считаете?» или «Как Вы считаете, чем вызвано (обусловлено) существование той или иной проблемы?». При этом не требуется, сколько-нибудь, серьезной специальной подготовки тех, кто проводит подобный анализ внутри организации. Например, такой подход - сочетание SWOT-анализа и диагностического интервью - дает достаточно четкое представление о том: «Что представляет организация на самом деле?».
Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ. При этом исключительно важна максимальная степень детализации каждого из квадрантов SWOT-анализа.
Руководителю любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемную ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.
Любая компания функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка компания получает деньги и снова информацию - об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.
Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, компания направляет информацию и деньги.
В итоге компания оказывается тесно связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят: покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров; конкурентов; посредников - транспортные компании, торговые агенты и т.п.; финансовые учреждения; рекламные агентства; таможенные и другие правительственные органы; готовящиеся законы; экономическую ситуацию в стране; политический климат; развитие и достижения НТР; культурные традиции.
К факторам макросреды обычно относят: экономическое состояние страны; политико-правовой аспект; социальное и культурное окружение; научно-техническое и технологическое развитие общества.
Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы - темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.
Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы.
Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.
Непосредственно на коммерческую деятельность компании развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию или оказывающих услуги, которую реализует компания.
Внутреннюю структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные структуры компании, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.
Изучая внутреннюю среду компании необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.
Для проведения количественного 
анализа можно построить 
Такие матрицы приведены в виде таблицы 1.1. и таблицы 1.2., которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.
Таблица1.1-Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды
Вероятность Воздействие  | 
  Высокая  | 
  Средняя  | 
  Слабая  | 
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
Сильное  | 
  Улучшение уровня жизни населения.Изменение рекламных технологий  | 
  Появление новых поставщиков  | 
  Снижение налогов и пошлин  | 
Продолжение таблицы 1.1
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
Умеренное  | 
  Разорение и уход фирм-продавцов; Развитие информационной отрасли  | 
  Снижение цен на сырье и готовую продукцию; Совершенствование менеджмента  | 
  Уменьшение императивных норм законодательства; Снижение безработицы  | 
Слабое  | 
  Неудачное поведение конкурентов; Изменения моды  | 
  Совершенствование технологии производства  | 
  Предложения о сотрудничестве 
  со стороны отечественных предприн  | 
Однако для получения 
более дифференцированной оценки значимости 
факторов внешней среды, применяется 
метод взвешенной оценки воздействия 
факторов, результаты которого представлены 
в таблице, где в первую колонку 
вписаны отдельные факторы 
Таблица 1.2-Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды
Вероятность Воздействие  | 
  Высокая  | 
  Средняя  | 
  Низкая  | 
Сильное  | 
  Изменение правил ввоза продукции  | 
  Сбои в поставках продукции; Рост темпов инфляции; Появление товаров-субститутов  | 
  Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; Скачки курсов валют  | 
Умеренное  | 
  Снижение уровня жизни населения; Рост налогов и пошлин  | 
  Изменение покупательских предпочтений; Ужесточение законодательства  | 
  Появление принципиально нового товара; Появление новых концернов  | 
Слабое  | 
  Изменение уровня цен; Рост безработицы  | 
  Появление новых фирм на рынке; Усиление конкуренции  | 
  Национализация бизнеса; Ухудшение политической обстановки  | 
Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 1. 3
Таблица 1.3-Внешние возможности и угрозы
Возможности  | 
  Угрозы  | 
1 Улучшение уровня жизни населения  | 
  Изменение покупательских предпочтений  | 
2 Изменение рекламных технологий  | 
  Появление товаров-субститутов  | 
3 Развитие информационной отрасли  | 
  Изменение правил ввоза продукции  | 
4 Появление новых поставщиков  | 
  Сбои в поставках продукции  | 
5 Изменения моды  | 
  Появление принципиально нового товара  | 
6 Снижение цен на сырье и готовую продукцию  | 
  Снижение уровня жизни населения  | 
7 Снижение налогов и пошлин  | 
  Рост темпов инфляции  | 
8 Совершенствование менеджмента  | 
  Ужесточение законодательства  | 
9 Снижение безработицы  | 
  Изменение уровня цен  | 
10 Разорение и уход фирм-продавцов  | 
  Скачки курсов валют  | 
11 Уменьшение императивных норм законодательства  | 
  Появление новых концернов  | 
12 Совершенствование технологии производства  | 
  Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов  | 
13 Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей  | 
  Рост налогов и пошлин 
  | 
14 Неудачное поведение конкурентов  | 
  Усиление конкуренции Рост безработицы Ухудшение политической обстановки Появление новых фирм на рынке  | 
Информация о работе Анализ конкурентной среды на примере предприятия ООО «Торговый дом Флорин»