Экономические аспекты транспортной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Значительная часть операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат. Применение логистики в транспорте превращает контрагентов из конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Чернышёва.docx

— 348.91 Кб (Скачать файл)

 при величине цикла  , производительная сила параллельной структуры при величине цикла ;

3. Эффективность функционирования  логистической цепи, как интегральный показатель

где – суммарный экономический эффект или ущерб от изменения отдельных натуральных показателей качества элементов логистической цепи,

 – совокупные затраты  от внедрения логистических технологий.

Для повышения конкурентоспособности на основе логистического подхода также необходимо первоочередное решение вопросов, касающихся тарифной политики, нормативно– правового регулирования, таможенной политики.

Для России в сложившихся экономических условиях особую актуальность приобретает задача внедрения в транспортный процесс так называемых сконцентрированных технологий, позволяющих максимально сократить издержки и улучшить финансовое состояние предприятий в период экономической нестабильности. Примером сконцентрированных технологий перевозочной работы, является доставка грузов «от двери до двери», которая обеспечивает наилучшие из возможных качественные показатели эксплуатационной работы и высокую конкурентоспособность транспортного обслуживания клиентуры при минимуме предельных издержек. К концентрированным относятся и так называемые интермодальные технологии, ориентированные на рыночное кооперирование потенциальных конкурентов. Все эти технологии построены по принципам логистики и рационально сочетают в себе преимущества всех участников единой цепи.

 

1.3. Контейнеризация  грузов – важнейшее направление  развития перевозочного процесса  на принципах логистики

 

Вхождение России в мировую экономическую систему, а также в систему международного товародвижения требует согласованного функционирования и комплексного развития контейнерной транспортной системы (КТС) с различными отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства, а также координации работы всех взаимодействующих видов транспорта. Единство достигается улучшением разных форм координации: технической, технологической, экономической, организационной, управленческой и правовой.

КТС включает в себя парк универсальных и специализированных контейнеров, подвижной состав для их перевозки (фитиновые платформы), средства механизации погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами, контейнерные площадки и склады для хранения контейнеров (контейнерные терминалы). Основу комплекса технических средств КТС составляет парк контейнеров.

Контейнер представляет собой конструкцию, стандартную по размерам и максимальной массе брутто, имеющую обозначения и надписи в соответствии с государственными стандартами или другими нормативными техническими документами, а также приспособления для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ. Контейнеры классифицируются по следующим признакам: по назначению, по типам перевозимых грузов, по принадлежности, по максимальной массе брутто.

По назначению контейнеры подразделяются на специализированные и универсальные. Под универсальным контейнером понимается унифицированная единица транспортного оборудования, предназначенная для перевозки тарных и штучных грузов. Под специализированным контейнером понимается унифицированная единица транспортного оборудования, предназначенная для многократной перевозки грузов определенной номенклатуры (жидких, насыпных, опасных, скоропортящихся и прочих).

По типам перевозимых грузов подразделяются на контейнеры для сыпучих грузов, контейнеры-цистерны, изотермические контейнеры, узкоспециализированные контейнеры.

По принадлежности контейнеры подразделяются на следующие группы: контейнеры, принадлежащие грузовладельцам, контейнеры, принадлежащие транспортно– экспедиторским и операторским компаниям, контейнеры, находящиеся во владении инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В зависимости от максимальной массы брутто контейнеры подразделяются на среднетоннажные с максимальной массой брутто более 2,5 т, но менее 10 т и крупнотоннажные с максимальной массой брутто, равной 10 т и более.

Высокие темпы развития мировой торговли, стабильный рост экономики России, стремление компаний снизить транспортную составляющую в конечной цене товара требуют совершенствования перевозочных технологий, важнейшими из которых являются контейнерные перевозки. Основными направлениями развития технических средств КТС на перспективу являются:

  • рост парка универсальных и специализированных контейнеров и оптимизация его структуры в соответствии с изменяющейся структурой грузов;

  • расширение сферы рационального использования крупнотоннажных контейнеров;

  • ускорение темпов создания, внедрения специализированных контейнеров разных типов и существенное расширение сферы их эксплуатации;

  • реконструкция действующих и строительство новых крупных контейнерных терминалов и специализированных контейнерных пунктов;

  • создание перспективного подвижного состава, в том числе удлиненных платформ повышенной вместимости, платформ для перевозки контейнеров в два яруса, а также платформ для контрейлерных перевозок;

  • усиление средств механизации и автоматизации на погрузочно-разгрузочных и складских работах, расширение применения кранов большой грузоподъемности, тяжелых автопогрузчиков, автомобилей-самопогрузчиков, а также легких высокоманевренных авто– и электропогрузчиков и другого подъемно-транспортного оборудования;

  • расширение сферы применения приспособленного для экономичной перевозки контейнеров универсального и специализированного подвижного состава – вагонов, автомобилей, автотягачей и автоприцепов, морских и речных судов, самолетов и вертолетов;

  • создание и расширение масштабов применения систем пневмоконтейнерного транспорта для перемещения сухогрузов.

В условиях развития рыночных отношений, повышения конкуренции на рынке транспортных услуг увеличивается парк контейнеров, прежде всего, специализированных, находящихся в собственности грузовладельцев, что снижает инвестиционную потребность организаций железнодорожного транспорта и повышает качество транспортного обслуживания.

Сферы наиболее экономичного использования контейнеров зависят от множества факторов: объема грузопотока и дальности перевозки грузов; размера отдельных их партий (отправок); рода груза и структуры грузопотока; наличия или отсутствия железнодорожных подъездных путей у грузовладельцев; формы снабжения поставщиками потребителей (складская или транзитная) и формы транспортно-экспедиционного обслуживания; типа и грузоподъемности подвижного состава, массы брутто контейнеров, типа и грузоподъемности средств механизации и других факторов.

Универсальные среднетоннажные контейнеры применяются для ускоренной и сохранной перевозки высокоценных тарно– штучных грузов мелкими и малотоннажными партиями при полном или частичном освобождении грузов от транспортной тары. Это позволяет сократить в несколько раз время накопления грузов, укрупнить разрозненные грузовые места и применить транзитную форму доставки грузов от поставщиков к потребителям.

Универсальные крупнотоннажные контейнеры применяются для ускоренной и сохранной перевозки среднетоннажных и повагонных отправок тарно-штучных грузов. При этом более высокий экономический эффект от применения таких контейнеров будет достигаться на крупных контейнерных пунктах и станциях с большим объемом работы, где сравнительно высока интенсивность использования средств механизации во времени.

Контейнерные перевозки позволяют наиболее экономично сочетать работу не только конкурирующих между собой видов магистрального транспорта, но и внутрипроизводственного с магистральным. Процесс подборки и формирования грузов в контейнеры нередко является прямым продолжением процесса производства продукции с качественными изменениями в его технологии. При этом исключаются или сводятся к минимуму затраты на переработку единичных грузовых мест на всех стадиях перемещения продукции от мест ее производства к местам потребления.

Важным направлением развития КТС является расширение сферы применения специализированных контейнеров разных типов и грузоподъемности. В настоящее время в сферу эффективного применения специализированных контейнеров входят перевозки концентратов руд цветных металлов, кальцинированной соды, цемента, некоторых видов минеральных удобрений, огнеупоров, листового стекла, муки, многих продуктов химической промышленности и сельского хозяйства, скоропортящихся грузов. Высокоэффективно расширение сферы применения изотермических контейнеров с жидкостной системой охлаждения для сохранной перевозки ранней капусты, персиков, ягод, черешни, а также продуктов животноводства и рыболовства.

Одним из направлений развития КТС является освоение перевозок навалочных грузов в большегрузных блок-пакетах. Пакетные перевозки обеспечивают решение тех же социально– экономических задач, что и контейнерные перевозки грузов. Но по сравнению с контейнерными перевозками они требуют намного меньших капиталовложений. Вместе с тем они вносят существенные качественные изменения в работу складского хозяйства на транспорте и промышленных предприятиях, создают возможности для оснащения складов механизированными и автоматизированными системами управления транспортно-складскими операциями.

Современным направлением развития системы комбинированных железнодорожно-автомобильных и других смешанных перевозок грузов является внедрение и расширение сферы применения контрейлерных перевозок. Такие перевозки сочетают преимущества автомобильного и железнодорожного транспорта. Благодаря довольно густой дорожной сети и высокой мобильности автомобильный транспорт может обеспечить подъезд к железнодорожному терминалу. Железнодорожный транспорт при перевозках на значительные расстояния существенно выигрывает по стоимости, скорости доставки. Контрейлерные перевозки позволяют сократить объем перевозимых грузов по автомобильным дорогам, повысить скорость и безопасность движения автомобильного транспорта. При передаче большегрузных автомобилей для контрейлерной перевозки на железнодорожный транспорт существенно уменьшается загрязнение окружающей среды продуктами сгорания автомобильного топлива.

Существующие системы контрейлерных перевозок классифицируются по типу используемого железнодорожного подвижного состава, виду перевозимой грузовой единицы и способу перегрузки автомобильных транспортных средств. В качестве грузовой единицы контрейлерной перевозки может выступать: отдельный автомобильный полуприцеп, автопоезд в составе тягача и полуприцепа, а также грузовой автомобиль с прицепом или без него.

К основным системам железнодорожных контрейлерных перевозок, получившим развитие в мировой практике, относятся:

  • перевозка полуприцепов на платформах с пониженной грузовой площадкой (платформы «с карманом»);

  • перевозка по системе «движущееся шоссе», обеспечивающая движение автопоездов вдоль состава при погрузке и разгрузке (горизонтальная погрузка);

  • перевозка полуприцепов, оборудованных устройствами установки на железнодорожные тележки и позволяющих соединять их в контрейлерный состав (система «RoadRailer»).

С позиций экономических интересов грузовладельцев технология железнодорожных контрейлерных перевозок эффективна только при условии осуществления перевозки грузов «от двери до двери» в короткие сроки и при более низких ценах, чем при прямой автомобильной перевозке.

Одним из направлений в сфере контейнеризации грузов является создание трубопроводных транспортно– технологических контейнерных систем. Особенно высока эффективность контейнерного пневмотранспорта сухогрузов: при полной автоматизации перемещения относительно невелики эксплуатационные расходы, исключены потери продукции.

Экономическая эффективность развития КТС определяется соотношением получаемого результата и необходимых затрат. Контейнеры – как универсальные, так и специализированные – являются, прежде всего, высокоэкономичными единицами транспортного оборудования. Одновременно они выполняют и функции многооборотной транспортной тары.

Контейнеризация дает экономию затрат при затаривании и упаковке грузов, повышает их сохранность при перевозке, снижает расходы на погрузочно-разгрузочные работы и капитальные вложения в строительство крытых складов. Применение контейнеров ускоряет доставку грузов и сокращает стоимость грузовой массы, единовременно находящейся в процессе транспортировки.

Эффект от применения контейнеров имеет не только экономический, но и социальный характер. При использовании контейнеров резко сокращается трудоемкость транспортно– складских операций, полностью ликвидируется тяжелый ручной труд на погрузочно-разгрузочных работах, увеличивается производительность, улучшаются условия, безопасность и культура труда работников транспорта и других отраслей производства, достигается экологический эффект за счет уменьшения отрицательного воздействия перевозимых грузов и транспортных процессов на окружающую среду. В итоге получается экономия прямых и сопутствующих затрат на транспорте, а также сопряженных затрат в смежных отраслях народного хозяйства.

При сравнении вариантов перевозки грузов в контейнерах и крытых вагонах суммарный экономический эффект включает в себя следующие составляющие.

Информация о работе Экономические аспекты транспортной логистики