Особенности тарифы и документы перевозки на автомобильном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Задача курсовой работы - показать роль и место автомобильного транспорта в экономике современной России, проследить его развитие, указать насущные проблемы и осветить перспективы развития, наметившиеся тенденции.
Место, значение, предпосылки формирования и развития автомобильного транспорта в России я рассмотрела в первой главе. Особенности, тарифы, документы перевозки автомобильным транспортом и виды автотранспорта-во второй. В третьей главе основное внимание было уделено современным проблемам и перспективам развития автомобильного транспорта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Предпосылки развития перевозок автомобильным транспортом в России……………………………………………………………………….......4
1.1 Место и значение автомобильного транспорта в структуре единой транспортной системы страны………………………………………………....4
1.2 Предпосылки формирования и развития автомобильного транспорта России…………………………………………………………………………....7
1.3 Современная экономико-техническая характеристика автомобильного транспорта………………………………………………………………………..9
Глава 2. Особенности, тарифы, документы перевозки автомобильным транспортом, виды автотранспорта…………………………………………...16
2.1 Особенности перевозки и правовое регулирование перевозки грузов…16
2.2 Тарифы применяемые при перевозках …………………………………..17
2.3 Организация и документальное оформление перевозки груза автотранспортом………………………………………………………………...19
Глава 3. Проблемы и перспективы автомобильного транспорта…………….23
3.1 Перспективы автомобильного транспорта………………………………...23
3.2 Проблемы автомобильного транспорта в России…………………………25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………….……..….29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая логистика.docx

— 54.74 Кб (Скачать файл)

На размещение автомобильной  промышленности не влияют сырьевые и  топливно-энергетические ресурсы, слабо  влияют районы потребления готовой  продукции, решающее влияние оказывают  трудовые ресурсы.

1.3 Современная  экономико-техническая характеристика  автомобильного транспорта

Автомобильный транспорт  в основном используется для перевозки  небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связанно со сравнительно высокой себестоимостью данного  вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от  двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы - повышения коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.

Подвижной состав. Подвижной  состав автомобильного транспорта - это  автомобили, полуприцепы и прицепы. Автомобили представляют собой главную  и наиболее сложную часть подвижного состава, определяющую технический  уровень и экономико-эксплуатационные характеристики всех других элементов  оснащения.

Автомобили в соответствии с принятой классификацией делятся  на транспортные, специальные и спортивные. Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров, специальные - для выполнения различных технических функций ( подъемные краны, передвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные), спортивные - преимущественно для достижения рекордов скорости.

Транспортные автомобили в свою очередь подразделяют на 3 основных категории: пассажирские, к  которым относятся легковые автомобили и автобусы; грузовые - для перевозки  грузов различных наименований и  тягачи, не имеющие собственных грузовых емкостей и предназначенные для  буксировки полуприцепов и прицепов.

Теперь рассмотрим каждую категорию в отдельности.

Автобусы. Автобусы предназначены  для массовых перевозок пассажиров. Их важной эксплуатационной характеристикой  является вместимость. По этому параметру различают автобусы: особо малой вместимости до 10 мест (длина 5 м); малой вместимости 10-35 мест (длина 6,0-7,5 м); средней вместимости 35-60 мест (длина 8,0- 9,5 м); большой вместимости 60-100 мест (длина 10,5-12,0 м); осо¬бо большой вместимости 100 мест (длина 12-16,5 м); особо большой вместимости (сочлененный) свыше 160-190 мест (длина 16,5 м и более).

По назначению автобусы делят  на городские, пригородные, междугородные, местных сообщений, туристские, экскурсионные  и школьные.

Городские автобусы предназначены  для массовых маршрутных перевозок  пассажиров, имеют большей частью многоместные кузова вагонного типа, позволяющие более рационально  использовать габаритные размеры автобуса. При узких улицах и интенсивном  движении целесообразно использовать автобусы малой вместимости, но с  хорошими маневренными свойствами. Микроавтобусы  применяют как маршрутные такси  при незначительном пассажиропотоке. Особенностью городских автобусов  является их способность к интенсивному разгону, обеспечивающему высокую  среднюю скорость движения при частых остановках. Максимальная скорость ограничена 70-80 км/ч.

Пригородные автобусы работают на маршрутах, связывающих города с  пригородами. По сравнению с городскими автобусами они рассчитаны для перевозки  преимущественно сидящих пассажиров и имеют более высокую максимальную скорость. Эта же разновидность автобусов  используется на внутригородских экспрессных  линиях.

Междугородные автобусы, предназначенные  для перевозки пассажиров на значительные расстояния, должны обеспечивать быстроту передвижения и повышенные удобства для пассажиров. Багаж в междугородных автобусах укладывают в специальных ящиках в нижней части автобуса или на специально оборудованном участке крыши.

Автобусы местного сообщения  курсируют между небольшими городами, населенными пунктами и внутри них  преимущественно в сельской местности  по сети дорог с различными видами покрытий, а также по грунтовым  дорогам.

Туристские автобусы используют на туристских маршрутах. По конструкции  они аналогичны междугородным, но дополнительно должны иметь оборудованное место для экскурсовода.

Экскурсионные автобусы предназначены  для перевозки пассажиров по городам  и за их пределами на небольшие  расстояния. Они имеют большую  площадь остекления, высокую комфортабельность  для пассажиров.

Школьные автобусы используют для перевозки школьников в сельской местности и малонаселенных районах. Их оборудуют устройствами, повышающими  безопасность движения, сиденьями соответствующих  габаритов. На этих автобусах устанавливают  трафареты, указывающие их назначение.

Легковые автомобили. По назначению их разделяют на 4 группы: личного пользования, служебные, автомобили-такси  и прокатные.

По рабочему объему цилиндров  двигателя легковые автомобили делятся  на 5 классов: особо малый (до 1,2л); малый (от 1,2 до 1,8 л); средний (от 1,8 до 3,5 л); большой (более 3,5 л); высший (не регламентируется), а по типу кузова -- на автомобили с  закрытыми, открывающимися и открытыми  кузовами.

Закрытые кузова для автомобилей  второго и третьего классов делают с двумя рядами сидений (седан), для автомобилей четвертого класса - с тремя рядами, а иногда с внутренней перегородкой (лимузины). За последние годы получили большое распространение закрытые кузова увеличенной вместимости типа «универсал», которые иногда считают полугрузовыми при убранном заднем сиденье.

Открывающиеся кузова (кабриолеты) имеют снимающийся матерчатый или  жесткий верх. Открытые кузова (фаэтоны) наиболее распространены и применяются  главным образом для легковых автомобилей высокой проходимости.

Составной часть автомобильного транспорта являются - автомобильные  дороги. Автомобильные дороги - комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий возможность непрерывного движения автомобилей с расчетными скоростями, а также обслуживание водителей, пассажиров и подвижного состава.

Автомобильные дороги делятся  на дороги общего пользования и ведомственного назначения. Дороги общего пользования  классифицируются на три типа: магистральные, рассчитанные на движение без ограничения  скорости и предназначенные для  грузового и пассажирского транспорта; магистрали, на которых движение имеет  скоростные ограничения; местные, рассчитанные на замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей. Дороги бывают федеральные, соединяющие столицы республик и важнейшие административно - промышленные центры России; республиканские, связывающие столицы республик с подведомственными областями и крупными районными городами; местные; включая сельские и ведомственные, используемые по преимуществу для транспортных связей отдельных населенных пунктов между собой и для хозяйственных нужд предприятий; областные, обеспечивающие транспортные связи областных центров с соответствующими районными пунктами области; автономных образований и краевого значения.

В зависимости от качества, технической оснащенности дорог  определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные  дороги делятся на пять категорий:

1 категория: более 7000 автомобилей  в сутки;

2 категория: от 3000 до 3000 автомобилей  в сутки;

3 категория: от 1000 до 3000 автомобилей  в сутки;

4 категория: от 200 до 1000 автомобилей  в сутки;

5 категория: до 200 автомобилей  в сутки.

Чем выше категория дороги, тем больший поток автомобилей  она пропускает и тем более  совершенной является в техническом  отношении. В зависимости от интенсивности  движения, разрешенной скорости движения и рода технических характеристик  автомобильные дороги относят к  одной из пяти категорий.

Общая протяженность автодорог  в России составляет 963 тыс. км, из них 80% - дороги с твердым покрытием. Плотность  дорог с твердым покрытием  в России составляет 45 км на 1 тыс. км2, в США - 270 км. Такая низкая обеспеченность России автомобильными дорогами объясняется обширностью малоосвоенных территорий Крайнего Севера, районов Сибири и Дальнего Востока (на Дальнем Востоке этот показатель равен 5 км), в европейской части страны плотность автодорог значительно выше (в Центрально-Черноземном районе - 172 км, в Калининградской области - 303 км). Экономический район считается обеспеченным автодорогами в том случае, если общая длина дорог с твердым покрытием в нем достигает не менее 80% всей сети. Общую потребность в дорогах с твердым покрытием оценивают в 2,5 млн. км. Более трети автомобильных дорог нуждается в реконструкции.

В отраслях экономики больше всего перевозок автотранспортом  приходится на промышленность, сельское хозяйство и строительство. В  структуре перевозок выделяются строительные и хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного  потребления, сельскохозяйственные грузы.

Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центрами в крупных городах и промышленных узлах, главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, которые расходятся от Москвы по двенадцати направлениям. Главные из них: Москва - Новгород - Санкт-Петербург; Москва - Смоленск - Минск; Москва - Симферополь; Москва - Нижний Новгород и др.

Все радиальные дороги Москвы пересекаются Московской кольцевой  автомобильной дорогой, сооруженной  в 15-20 км от центра для разгрузки  города. Крупными узлами автомобильных  дорог являются Санкт - Петербург, Челябинск, Нижний Новгород и др.

Большую роль в европейской  части России играют автомобильные  дороги Санкт-Петербург - Петрозаводск- Мурманск; Ростов-на-Дону - Краснодар- Новороссийск; Ростов-на-Дону - Армавир - Грозный; Ростов-на-Дону - Волгоград ;Екатеринбург - Челябинск и др.

В Сибири и на Дальнем  Востоке автомобильные дороги в  некотором направлении служат главными путями сообщения. Наиболее важные из них Амуро-Якутская магистраль( Большой Невер-Томмот - Якутск), Колымское шоссе ( Магадан - Якутск), Чуйский ( Бийск - Ташанта), Усинский (Абакан - Кызыл) тракты. В южной части Дальнего Востока проходит автомагистраль Хабаровск-Владивосток. Все эти автострады работают круглый год.

 

Глава 2. Особенности, тарифы, документы перевозки автомобильным  транспортом, виды автотранспорта

2.1 Особенности  перевозки  и правовое регулирование перевозки грузов

Перевозка грузов автотранспортом представляет собой перевозку посредством автомобильного транспорта с пересечением границ двух и более государств. Основным преимуществом перевозок грузов автомобильным транспортом является так называемая перевозка "от двери до двери", позволяющая в наиболее полной мере доставлять груз до места назначения. 
Правовое регулирование международных перевозок грузов автотранспортом, а так же установка правил дорожного движения в международном праве осуществляется посредством следующих нормативных актов: 
- Конвенция о дорожном движении; 
- Протокол о дорожных знаках и сигналах; 
- Таможенная конвенция о международных перевозках грузов; 
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция МДП). 
Конвенция МДП представляет собой международное соглашение, обладающее наивысшей правовой и юридической силой в сфере регулирования автомобильных перевозок. 
При этом, сфера деятельности Конвенции МДП включает в себя определение ответственности перевозчика; оформление договора перевозки и исполнение установленных договором прав и обязанностей; порядок претензионных действий; последовательность перевозки грузов несколькими перевозчиками; правила приемки и передачи груза. При этом хотя бы одно из государств, по территории которого будет перемещаться груз должно быть участником конвенции. В накладную на перевозку в таком случае, необходимо внести оговорку оп подчинении данной перевозки положениям вышеупомянутой Конвенции. 
Договор такой международной перевозки заключается в форме накладной установленного образца, двусторонне закрепленной подписями отправителя и перевозчика. Сама форма накладной утверждена Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ). 
Конвенция четко устанавливает права и обязанности как отправителя, так  и получателя по распоряжению грузом, а так же устанавливает пределы и граница ответственности в рамках которых вправе действовать перевозчик. 
Обязательными условиями установленными Конвенциями для транспортировки грузов автотранспортом являются: 
- автотранспорт должен соответствовать техническим требованиям установленным конвенцией, при этом такой автомобиль должен быть снабжен табличкой «TIR»; 
- при перевозке запломбированных грузов они не подлежат обязательному таможенному досмотру в промежуточных таможенных пунктах на территории транзитных государств; 
- автотранспорт либо контейнер должен быть снабжен единой книжкой МДП. 
Ответственность за сохранность груза от пункта отправки и вплоть до пункта назначения лежит на напрямую перевозчике. При этом отправитель груза может считать отправленный груз утраченным и выставить требования к перевозчику по возмещению утраты такого груза, в случае, если такой груз не будет доставлен в пункт назначения в течении 30 дней с момента установленного срока доставки груза по договору, либо по истечении 60 дней со дня передачи груза к перевозке, когда срок доставки груза в пункт назначения договором не установлен.

2.2. Тарифы применяемые при перевозках

На автомобильном транспорте применяется сложная система  грузовых тарифов, которая отражает два основополагающих подхода. В  нее включаются:

1. Повременные тарифы.

Они применяются для оплаты использования автомобиля за каждый час работы за время с момента его выхода из гаража до возвращения в гараж. При этом время обеденного перерыва исключается.

2. Сдельные тарифы. Они  устанавливаются за перевозку  фактической массы грузов в  зависимости от расстояния и  класса груза. Сдельные тарифы  делятся на: общие и исключительные.

Общие тарифы касаются перевозок  грузов отправками массой свыше 5 т  за исключением массовых навалочных грузов, оплачиваемых по исключительным тарифам и массой до 5 т в городском  и пригородном сообщениях.

Грузы, перевозимые автомобильным  транспортом по этим тарифам, распределяются на 4 класса в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности. В  связи с этим тарифная плата взимается  с применением следующих коэффициентов:

при перевозке грузов 1-го класса - 1,0;

II-го класса - 1,25;

III-го класса - 1,66;

IV-ro класса - 2,0.

Чтобы определить размер платы  за перевозку грузов по отдельным  тарифам, необходимо знать расстояние перевозки, массу и класс груза, тарифную плату за перевозку 1 т. Первые две составляющие определяются по перевозочным документам, а класс груза и  тарифная плата, как уже отмечалось, по сдельным тарифам.

3. Тарифы из по километрового расчета.

Они применяются:

- при исчислении платы  за пробег автомобиля, следующего  своим ходом, для работы вне  места его постоянного пребывания  и при возвращении обратно;

- за пробег автомобиля  в обоих направлениях в случае, когда перевозка не состоялась  по вине заказчика;

- за пробег автомобиля  при оказании специальных услуг  и выполнении других операций;

- в случае перегона (доставки) нового подвижного состава или  после капитального ремонта.

Добавим, что плата из покилометрового расчета взимается не только с учетом каждого километра пробега, как установлено по определению, но и в зависимости от грузоподъемности автомобиля (автопоезда).

На автомобильном транспорте в процессе управления широко используются различные надбавки, скидки и штрафы. Они предусматривают изменение  тарифной платы при изменении  условий перевозки, нарушении установленных  норм и порядков и в некоторых  других случаях.

Нужно сказать, что плата  за экспедиционные операции, которые  выполняются непосредственно водителями транспортных средств, обычно включается в тарифы на перевозку грузов. Если же экспедирование груза осуществляется специальными экспедиторами, то средний  размер платы взимается в размере 20% основного тарифа.

Информация о работе Особенности тарифы и документы перевозки на автомобильном транспорте