Оптимизация бизнес-процессов на складе в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:01, дипломная работа

Краткое описание

Объектом изучения новой научной дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подходы

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты оптимизации бизнес-процессов складской логистики в условиях кризиса ……………………………... ………………....5
1.1 Понятие и сущность бизнес–процессов на складе ……..……...………..5
1.2 Классификация складов……………………………………….…..………6
1.3 Улучшение логистического обслуживания в условиях кризиса….…..15
1.4 Грузопереработка: понятие, цели, принципы……………………..……17
1.5 Основные критерии оценки рентабельности системы складирования.28
Глава 2. Характеристика деятельности ООО «ТД «Шкуренко» …………30
2.1 Общая характеристика предприятия ...……….….…………...……..….30
2.2 Оценка внутренней среды предприятия …………….……….....………37
2.3 Анализ бизнес–процессов на складе ООО «ТД «Шкуренко» .…..........49
2.4. Основные факторы, влияющие на работу склада ...…….………..…...55
2.5 Анализ способов оптимизации логистических процессов ……...…….59
Глава 3. Мероприятия по оптимизации бизнес-процессов складской логистики ООО ТД «Шкуренко»…..….. …...…………………………….…61
3.1 Оптимизация процесса сбора данных на складе ………………………61
3.3 Внедрение терминала сбора данных оборудованного сканером штрих-кода и оценка эффективности его использования ……………...…..66
Выводы и предложения ………………………...…………...……………...68
Список использованной литературы ………………………...…………….70
Приложение 1...…………………………………………...………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.doc

— 928.00 Кб (Скачать файл)

- разгрузка транспорта

- приемка продукции по количеству и качеству

- размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели)

- отборка товаров из  мест хранения 

-комплектование заказов  и упаковка

- отпуск товаров

- погрузка в транспортное  средство

На продолжительность  и характер складских операций оказывают влияние следующие факторы:

- объем поступления  и отпуска

- размеры товарных  запасов

- условия транспортировки  (вагон, контейнер, автомобиль)

- ассортиментная структура  товарооборота и способ упаковки  товаров

- габариты, вес товаров,  тарных мест

- условия и порядок  хранения

- площадь склада, состав  помещений, их планировка, размеры  конструктивных элементов, ширина  проходов

- габариты складских  помещений

- наличие технологического  оборудования, его виды

  Для обслуживания складов используют различные виды подъемно- транспортных машин и механизмов, выбор которых зависит от степени механизации складских операций.

На немеханизированном складе товары хранятся на полках или  в емкостях, а общая высота мест хранения не превышает 2 м. Все перемещения здесь контролируются работниками, в качестве вспомогательного оборудования могут использоваться ручная тележка для перемещения груза или карусель, доставляющая товары к комплектовщикам. Легкая продукция

Механизированные склады могут быть более крупными, на них можно хранить более тяжелые грузы. Некоторые виды оборудования требуют широких проходов для маневра, но при этом высота стеллажей сможет достигать 12 м. и выше.

Механизированными системами  управляет оператор. Традиционные склады, в том числе механизированные, обычно имеют высокие операционные издержки. В автоматизированных складах эти издержки сокращаются при существенном повышении уровня обслуживания, что требует очень высоких инвестиций в оборудование. Кроме того, автоматизированные склады, как правило, очень крупные, перемещается большой объем грузопотока.

   Важным аспектом грузопереработки является упаковка, выполняющая четыре основные функции:

1) идентификацию товара  и представление о нем основной  информации (информация о товаре  может передаваться с помощью надписей на упаковке, этикеток, штрих - кодов, маркировок и т.п.)

2) защиту от повреждений  (препятствует воздействию агрессивных  химических сред, физических воздействий,  защищает от порчи, возможных  хищений и т.п.)

3) повышение эффективности  грузопереработки (унификация упаковки позволяет проектировать и применять стандартные ряды складского и грузоперерабатывающего оборудования, унифицировать характеристики транспортных средств);

4) оказание помощи  маркетингу по продвижению и  рекламе продукции, а также представление информации потребителям

Исходя из этого, можно  определить основные свойства упаковки:

- надежность упаковки  определяется тем, каким воздействиям  внешней среды она подвергается  в процессе хранения и транспортировки;

- полезность упаковки определяется ее влиянием на эффективность производительность всех логистических операций - от продуктивной загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.

Степень важности каждой функции в значительной степени  зависит от конкретной продукции. Существует два основных типа продукции:

1) внутренняя или потребительская упаковка, разрабатываемая для пользователей и включающая материалы маркетингового и стимулирующего характера. Она удобная в применении, привлекательная для глаз, компактна, обладает защитными свойствами

2) внешняя или промышленная, разработана для защиты продукции  и более удобной его грузопереработки.

Одной из важнейших концепций  упаковки. Связанной с процессом хранения и грузоперарботки, является концепция стандартной укрупненной грузовой единицы (УГЕ) (стандартизированная грузовая единица).

Существует 2 основные формы  УГЕ:

1. Жесткий контейнер-  устройство, в которое помещаются  промышленные упаковки или разрозненные изделия для складирования или транспортировки для облегчения операций грузопереработки и повышения защищенности продукции.

2. Нежесткие контейнеры  не создают замкнутой защищающей  оболочки для складируемой и  транспортируемой продукции.

Для упаковки используется множество разнообразных материалов. В число традиционных входят: гофрированный  картон, джутовые или пеньковые мешки, стальные канистры, бочки, ящики, клетки, оберточные ленты, многослойные бумажные мешки и коробки. В последнее время к ним добавились и такие современные упаковочные материалы, как термоусадочные и эластичные многослойные бумажные мешки и коробки.

Для складирования - растягивающиеся пленки, пакеты и прокладки из полиэтилена низкой плотности, коробки и мешки из полиэтилена высокой плотности, пластичные ленты.

  В процессе освоения новой продукции и новых способов упаковки имеет смысл проводить предварительное тестирование упаковки. Организации, которые производят различные упаковочные материалы и торгуют ими, обеспечивают бесплатное тестирование упаковок. Упаковки проходят тесты, в ходе которых искусственно создаются самые разнообразные экстремальные ситуации, возможные в реальной жизни: вибрация, падение, горизонтальный удар, сжатие (при размещении большого груза сверху на упаковке), длительное воздействие предельных температур или влаги, неосторожное обращение.

Для того чтобы спроектировать упаковку, требуется следующая информация:

- о климатических условиях  в регионах, где будет использоваться  тара;

- степени хрупкости товара, который необходимо защитить с помощью тары;

- об эксплуатационных  характеристиках различных упаковочных  материалов.

   После того как товар упакован в тару, для распознавания содержимого необходимо сделать маркировку тары и наклеить этикетку. Для этого используются слова или кодовые номера в зависимости от природы товара и вероятности его хищения. Применяются также отражающие этикетки, считываемые с помощью оптических сканеров.

Существует множество  правил, регламентирующих использование  этикеток на розничной упаковке. К обязательной относится информация о массе, содержимом и инструкции по использованию товара.

При производстве сложных  изделий необходимо также наклеивать этикетки на закупаемые детали и комплектующие, чтобы постоянно отслеживать их местоположение. Обычно для этого используются штрих - коды которые считываются с помощью сканеров и сенсоров.

   Штрихкод —  всего лишь один из способов машинного считывания информации.   
   Как и всё остальное в этой жизни, технологии окупаются только там, где их применение целесообразно.  Все технологии в бизнесе можно условно разделить на 2 группы:

1) инвестиционно-затратные,  которые уменьшают себестоимость  единицы продукции или услуги.

2) увеличивающие себестоимость,  но приносящие выгоду в чем-то другом (например, покупка компьютера ускоряет набор и правку сопутствующих документов, а пастеризация молока уменьшает общие потери).

   Штрихкоды на  складе также позволяют быстрее  идентифицировать товар или даже правильно распознать дополнительные характеристики (если они  указаны в штрихкоде). Однако если на поступающем товаре изначально нет штрихкодов, а на складе они используются, то на входе приходится делать больше операций на каждую коробку и каждую паллету, печатая штрихкоды, идентифицируя и  маркируя товар, что увеличивает общее время приемки.  Основные факторы потери времени при выполнении складских операций такие:

1.

Необходимость пешком относить/приносить  бумажные документы;

2.

Ручной подсчет и суммирование количества;

3.

Согласование бумажных поручений, их перепроверка и расшифровка почерков.


 

Борьба за эффективность  по всем трем пунктам сводится к  использованию мобильных компьютеров  и беспроводной связи.  
Если обклейка штрихкодами всего входящего товара явно увеличивает время приемки, то выгоды нужно искать на другом уровне.  И выгоды эти  проявляются при а) увеличении пропускной способности склада и б) увеличении  номенклатурного ряда.

Штрихкоды сами по себе никого не дисциплинируют и ничью работу на себя не берут.  Штрихкоды не дают гарантий отсутствия ошибок и  вообще каких-либо гарантий.  Это принципиально невозможно.  Работу после внедрения штрихкодов можно сравнить с грамотностью документов после установки Microsoft Word с проверкой орфографии.  Формально набираемые на компьютере письма не стали более понятными и  "правильными".  Однако 99% ошибок в орфографии и 50% в пунктуации  исчезнут.   То же самое может делать и рабочий склада, сканируя один товар, а отгружая другой.  Потому как, вообще говоря, он может вместо исполнения документа взять под мышку коробку с товаром и пойти  домой.

Технология рассчитана на добросовестных работников, которые  не хотят злонамеренно отгрузить  не то, принять на склад лом по цене запчастей или  "потерять"/"забыть" на складе пару  тонн мороженных котлет.  Не хотят, но из-за спешки, большого объема работы или большого количества похожих товаров, допускают ошибки.

В то же время подбор товара к выдаче со штрихкодами становится намного удобнее и быстрее, поскольку  на терминале видно, сколько и  чего нужно взять. Конечно, можно использовать и бумажные поручения на подбор, только их 1) придется печатать, 2) вводить результат с них обратно в компьютер и 3) штрихкоды тогда ни к чему — люди и так хорошо читают простые надписи.

Штрихкод — это всего лишь один из способов машинного считывания информации.  Если бы компьютеры ценой $50 умели быстро читать текст с коробок, как это делает человек, никаких штрихкодов не понадобилось бы.  Штрихкоды бывают линейные (1D) и двумерные (2D).  Линейный код можно увидеть на пачке сока или сигарет, а двумерный — на алкогольной акцизной марке. Сам по себе любой линейный штриховой код — это своеобразная азбука Морзе из точек и тире в виде полосок разной ширины с одним важным дополнением: буквы штрихкода сильно отличаются друг от друга, а используемые «правила письма» и «знаки препинания» позволяют нелишний раз проверить правильность прочитанного.  Известно, что  в штрихкоде не спрятано ничего интересного кроме тех самых цифр, что уже написаны под ним: 

Рис 1.  Пример кода EAN13

Т.е. «закодировано» в данном случае не значит «зашифровано и спрятано».  Возникает вопрос: почему так много полосок и так мало информации?  В цифрах снизу это занимает намного меньше места!  Мы привыкли, что при  компьютерном кодировании целые энциклопедии умещаются на одной пылинке, а тут такой расход бумаги.  Этому есть сразу несколько причин.  Причина №1 — компьютеры за $50 не умеют (или когда-то не умели) читать слишком мелкий «текст».  Причина №2 — чтобы мелкие повреждения не смогли исказить информацию.  Причина №3 — чтобы оператору было легче найти штрихкод.

 Какие бывают кодировки и что это такое.

Существует большое  количество различных типов штрихкодов, и это объясняется разными  требованиями разных бизнесов, т.е. областью применения.  Т.к. штрихкод — это особый язык, у любого типа штрихкодов есть свой алфавит и свой словарь. Под алфавитом понимается правила кодирования с помошью «штрихов» отдельных цифр, букв и других знаков, позволительных в данной системе кодирования.  А под словарем — что означают эти цифры и буквы внутри кода, где они должны стоять и т.д.  Иногда, как в случае с EAN13, алфавит и  словарь называются одинаково, хотя это совершенно разные вещи. Различия между этими понятиями можно понять в следующем сравнении:

Название

представление

система кодирования

формат

Русский язык

буквы

кириллица

орфография

Почтовый индекс

цифры

образец написания на обороте конверта

система кодировки номера отдения

ТОРГ-12

(одна из стандартных  форм накладной)

документ

слова, буквы, цифры, знаки препинания

правила заполнения

EAN13

(вариант GTIN)

штрихи

EAN13

EAN13

EAN8

штрихи

EAN8

EAN8

UPC-A

(вариант GTIN)

штрихи

UPC-A

EAN13

UPC-E

штрихи

UPC-A

выкидывание 4х нулей  из UPC-A

EAN128 (код для маркировки грузов)

штрихи

CODE128

EAN128

LOGMARS

(Logistics Applications of Automated Marking and Reading Symbols — военный стандарт США)

штрихи

CODE39

LOGMARS

HIBS

(Health Industry Barcode — штрихкод  индустрии  здравоохранения)

штрихи

CODE39 или CODE128

HIBS

Информация о работе Оптимизация бизнес-процессов на складе в условиях кризиса