Процесс создания Бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение процесса бизнес-планирования. В курсовой работе рассматриваются общепринятые концепции, наиболее популярные в бизнес-планировании. При этом следует учесть, что разнообразие направлений и задач, которые стоят перед планированием, порождает и разные научные подходы к их решению.

Вложенные файлы: 1 файл

Рабочий вариант Теория бизнес-планирования.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Планирование  бизнеса - это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Цель  данной курсовой работы – изучение процесса бизнес-планирования. В курсовой работе рассматриваются общепринятые концепции, наиболее популярные в бизнес-планировании. При этом следует учесть, что разнообразие направлений и задач, которые стоят перед планированием, порождает и разные научные подходы к их решению.    

Задачи, решаемые в курсовой работе:

  1. рассмотреть  теоретические основы бизнес-планирования;
  2. дать характеристику стратегическому и тактическому планированию;
  3. раскрыть факторы, которые учитываются при бизнес-планировании;
  4. рассмотреть параметры, позволяющие провести оценку внутренней и внешней среды;
  5. дать рекомендации по бизнес-планированию.

В ходе планирования составляется программный документ (бизнес-план) - программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Содержание и структура могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании).

 

Бизнес-план –  это документ, в котором описываются  основные характеристики проекта (предприятия), анализируются возможные проблемы его реализации и намечаются пути решения этих проблем. Бизнес-план дает ответ на основной вопрос: стоит ли начинать бизнес? Именно он может предотвратить разорение или обосновать рискованные инвестиции и принести весомый доход, поскольку описывает основные показатели бизнеса:

- ресурсы –  человеческие, денежные, сырьевые, временные и др.;

- менеджмент – систему управления предприятием;

- маркетинг  – систему мер по реализации продукции/услуг и учету конъюнктуры рынка.

Планирование как функция управления компанией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, разработка бизнес-плана в качестве инструмента управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционировании и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей компании. Поэтому бизнес-план призван обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями компании, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования, производство, сбыт и сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки бизнес-плана с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

 

Глава 1 Теоретические  основы бизнес-планирования коммерческой деятельности

 

1.1 Бизнес-планирование  и его значение в коммерческой деятельности

 

Содержание  внутрифирменного планирования как  функции управления компанией состоит  в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции  управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционировании и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планированием призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Внутрифирменное планирование охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования.

Если перспективное  планирование призвано определить общие  стратегические цели и направления  развития фирмы, необходимые для  этого ресурсы и этапы решения  поставленных задач, то разрабатываемые  на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки. Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей:

- в американских  компаниях главное - это объединение  стратегий всех подразделений  и распределение ресурсов;

- в английских - ориентация на распределение ресурсов;

- в японских - ориентация на внедрение новшеств  и повышение качества решений.

Планирование  предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер  и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование  заканчивается перед началом  действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.

 

В зависимости  от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое).

Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей  деятельности фирмы, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.

Текущее планирование заключается в основном в определении  промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При  этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование  ресурсов, внедрение новой технологии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют оперативные подразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.

Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с  которыми может столкнуться фирма  в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период. При стратегическом планировании перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. При этом, в основу при разработке стратегического плана кладется:

- анализ перспектив  развития фирмы;

- анализ позиций  в конкурентной борьбе;

- выбор стратегии  и определение приоритетов по  конкретным видам деятельности;

- анализ направлений  диверсификации.

Стратегический  план выражен стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Основным видом  среднесрочных планов является бизнес-план. Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию, как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержатся оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг:

- определяет  жизнеспособность проекта в условиях  конкуренции;

- содержит ориентир развития проекта (предприятия);

- служит инструментом  для получения финансовой поддержки  от внешних инвесторов.

Текущее планирование осуществляется путем детальной  разработки (обычно на год) оперативных  планов для компании в целом и  ее отдельных подразделений. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы. Особенно часто в ходе текущего планирования разрабатываются планы маркетинга, в которых определяются продукция проекта (каким бизнесом будет заниматься предприятие) и главные, количественно обоснованные цели на перспективу.

Для достижения целей разрабатывается стратегия  и планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания  предприятия и его прибыльности.

Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством  привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития предприятия).

Бизнес-план дает возможность понять общее состояние  дел на данный момент и спрогнозировать цели проекта (предприятие) в процессе перехода от одного состояния в другое.

Бизнес-план демонстрирует  способность компании произвести и  продать достаточно товаров и  услуг, чтобы при этом размеры  прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов), является наилучшим инструментом для достижения целей предпринимательства:

  • принятия важных деловых решений;
  • получения важной маркетинговой информации;
  • предвидения препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе;
  • постановки конкретных задач для достижения прогресса;
  • расширения в новых и перспективных отраслях;

По мере того, как российский фондовый рынок будет  развиваться и стабилизироваться, бизнес-планы будут приобретать  все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии). Российская практика имеет мало прецедентов создания и открытого распространения бизнес-планов в качестве вспомогательного инструмента публичной эмиссии.

Бизнес-план может служить для привлечения новых сотрудников. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.

Бизнес-план может  оказаться полезным для объединения  с другой компанией. Он позволяет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.

Бизнес-план необходим  для реорганизации дела и оптимизирования  операций, создания стратегической (или  тактической - в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план позволяет партнерам более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относиться.

Информация о работе Процесс создания Бизнес-плана