Контрольная работа по логике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?
Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания?
Вопрос 3. Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.Логика решенная.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?

Ответ: Чувственное познание (оно же живое созерцание) дает нам знание о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах (отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предмета (ощущение); целостный образ предмета, возникающих на основе воздействия на органы чувств (восприятие); сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался ранее (представление)).

Мышление же отражает внешний мир в абстракциях, идеальных образах, отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, от индивидуальных особенностей. Оно способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи (обобщенный и опосредованный характер отражения действительности). Так же оно неразрывно связано с языком, мысли существуют только на базе языкового материала. И, наконец, на ступени абстрактного мышления особенно ярко проявляется активный характер отражения действительности.

Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания?

Ответ: Выделяются две ступени процесса познания.

1 – Чувственное познание (живое созерцание).

2 – Абстрактное мышление (логическое познание).

Особое место занимает практика, она пронизывает весь процесс познания от начала и до конца.

Вопрос 3. Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления.

Ответ: Основные формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это когда различные предметы отражаются в мышлении одинаковым способом, как определенная связь их существенных признаков.

Суждение – определенный способ отражения отношений предметов действительности, выраженный в форме утверждения или в форме отрицания. Это различные отношения действительности, например, между предметами и их свойствами.

Умозаключение – это вывод, сделанный на основе суждения. При помощи него из одного или нескольких суждений можно вывести новое суждение.

Особенности абстрактного мышления – обобщенный и опосредованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения действительности.

Обобщенный и опосредованный характер отражения действительности проявляется в том, что мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так же есть возможность получить новые знания не непосредственно, а через посредство других знаний – опосредованно.

Неразрывная связь с языком объясняется тем, что какая бы мысль не возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать только на базе языкового материала. Язык есть непосредственная действительность мысли.

Активный характер отражения действительности наиболее ярко проявляется на ступени абстрактного мышления, хотя надо признать, что активность характеризует весь процесс познания в целом. Создавая абстракции, человек преобразует в своем сознании предметы объективного мира, отражает их в виде идеальных образов, в формулах и схемах.

Вопрос 4. Основные функции языков естественных и искусственных.

Ответ: Язык – это любая знаковая информационная система, выполняющая функции формирования, хранения и передачи информации, а также срадства общения между людьми. Языки делятся на естественные и искусственные.

Естественный язык (еще называют национальным) – это исторически сложившиеся в обществе звуковые и графические информационные знаковые системы. 

Такие языки возникли для удовлетворения социальной потребности людей в закреплении и передачи накопленной информации и для удовлетворения потребности в общении между людьми. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни; семантически замкнуты, способны к самоописанию: построены без использования других языковых систем.

Искусственный язык – это вспомогательная языковая система, специально созданная на базе естественного языка для точной и экономичной передачи научной и другой информации.

Это языки с символически представленным алфавитом, с однозначной интерпретацией выражений и фиксированной синтаксической структурой способствуют строгости и лаконичности информационных процессов. Они позволяют отвлекаться от конкретного содержания рассуждений и оперировать лишь символами. При построении их стараются сделать семантически незамкнутыми: конструируются не собственными средствами, а с помощью другого естественного языка или ранее построенного искусственного.

Такие языки широко используются в современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике, кибернетике и т.д. Искусственный формализованный язык используется и логической наукой для теоретического анализа мыслительных структур.

Вопрос 5. Что изучает логика формальная, диалектическая.

Ответ: Логика формальная (также называют традиционной или аристотелевской) возникла и развивалась, как наука о формах мышления. Она изучает формы мышления, выявляя строение (структуру), общую для различных по содержанию мыслей. Например, изучая понятие, она изучает понятие, как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятии; изучая суждение, формальная логика отвлекается от конкретно содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Также она изучает законы мышления, обуславливающие логическую правильность мышления, как необходимое условие, без соблюдения которого нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, нельзя познать истину. Формальная логика изучает правила и приемы, использование которых необходимо в любом рассуждении, в познании как самых обычных свойств и отношений, так и сложных процессов и явлений действительности.

Диалектическая логика изучает диалектику мышления (возникновение, изменение и развитие форм мышления, отношение между ними, выводит логические формы одну из другой, устанавливает между ними отношения субординации, развивает более высокие формы из нижестоящих).

Вопрос 6. Основные формы абстрактного мышления.

Ответ: Основные формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это когда различные предметы отражаются в мышлении одинаковым способом, как определенная связь их существенных признаков.

Суждение – определенный способ отражения отношений предметов действительности, выраженный в форме утверждения или в форме отрицания. Это различные отношения действительности, например, между предметами и их свойствами.

Умозаключение – это вывод, сделанный на основе суждения. При помощи него из одного или нескольких суждений можно вывести новое суждение.

Вопрос 7. Виды понятий и отношения между ними.

Ответ: Понятия делятся на следующие виды: единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные.

Единичное понятие – это понятие, в котором мыслится один элемент.

Общее понятие – это понятие, в котором мыслится множество элементов. Оно может быть регистрирующим и неригистрирующим.

Регистрирующее – это общее понятие, в котором множество мыслимых в нем элементов поддается учету. Эти понятия имеют конечный объем.

Неерегистрирующее – это общее понятие, к которому относится неопределенное число предметов. Эти понятия не имеют конечного объема.

Собирательное – общее понятие, в котором мыслится совокупность элементов, составляющих единое целое. Его содержание нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов.

Разделительный смысл общего  понятия – если высказывание относится к каждому элементу класса.

Собирательный смысл общего понятия – если высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, неприложимо к каждому элементу в отдельности.

Конкретное – это  понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее.

Абстрактное – это понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношения между предметами.

Положительное – это понятие, содержание которого составляют признаки, присущие предмету.

Отрицательное – это понятие, содержание которого указывает на отсутствие у предмета определенных признаков.

Безотносительное – это понятие, отражающее предметы, существующие раздельно, и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам.

Соотносительное – это понятие, в котором отражаются предметы,  существование которых связано с существованием других предметов, поэтому они не мыслятся один без другого.

Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать сравнимые и несравнимые понятия.

Несравнимые – это понятия, не имеющие общих признаков, поэтому сравнивать эти понятия невозможно.

Сравнимые – это понятия, имеющие некоторые общие признаки, позволяющие эти понятия сопоставлять друг с другом. Сравнимые понятия бывают совместимыми и несовместимыми.

Совместимые – это сравнимые понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, и в содержании которых нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существует три вида отношений совместимости: равнозначность, пересечение (перекрещивание) и подчинение (субординация).

Равнозначные – это понятия, которые находятся в отношении равнозначности (в них мыслится один и тот же предмет). Объем этих понятий полностью совпадает (хотя содержание различно).

Пересекающееся – это понятие, находящееся в отношении пересечения (т.е. объем одного из понятий частично входит в объем другого, содержание этих понятий различно).

Подчинение – отношение понятий, в котором находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. Подчиняющее – понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия. Подчиненное – это понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объемы другого понятия. Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное – видом. Всякое понятие одновременно может быть родом (по отношению к понятию менее общему) и видом (по отношению к более общему понятию).

Индивид – единичное подчиненное понятие; подчиняющее его понятие называется видом.

Несовместимые (внеположные) – это понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Существует 3 вида отношения несовместимости: соподчинение (координация), противоположность (контрарность) и противоречие (контрадикторность).

Соподчиненные – понятия, находящиеся в отношении соподчинения к общему для них понятию.

Противоположные (контрарные) – это понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их исключающими признаками.

Противоречащие – это понятия, находящиеся в отношении противоречия (т.е. одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки исключает, не замещая их никакими другими признаками).

Вопрос 8. Операции обобщения и ограничения. Деление понятий.

Ответ: Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Ограничить понятие – это значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

Изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию - с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или с меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).

Дихотомическое деление, или дихотомия (от греческих слов dicha и tome - сечение на две части), представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Оно применяется в различных науках, например: рефлексы делят на условные и безусловные, внимание - на произвольное и непроизвольное, человеческие общества - на классовые и бесклассовые, войны - на справедливые и несправедливые, общественно опасные деяния - на действия и бездействия.

Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующую нас в каком-либо отношении.

Членами дихотомического деления являются два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака. Члены дихотомического деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий, которые не могут быть перекрещивающимися.

Недостатки: объем отрицательного понятия весьма неопределенен; четким и последовательным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении эта четкость и последовательность нередко нарушается. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия.

Вопрос 9. Суждения – общая характеристика, виды, составы.

Ответ: Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Связи и отношения выражаются в суждении посредством утверждения или отрицания

Истинное суждение – это когда в суждении утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которая в действительности отсутствует.

Информация о работе Контрольная работа по логике