Контрольная работа по логике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?
Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания?
Вопрос 3. Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.Логика решенная.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Индуктивным (от латинского inductio - наведение) называют такое умозаключение, в форме которого протекает эмпирическое обобщение, когда на основе повторяющегося признака у отдельных явлений делается заключение о его принадлежности всем явлениям определенного класса. В зависимости от полноты и законченности эмпирического исследования различают два вида индуктивных умозаключений: полную индукцию и неполную индукцию. Полная индукция - это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у каждого из явлений определенного класса заключают о принадлежности этот признака всему классу явлений. Неполная индукция - это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса заключают о принадлежности этого признака всему классу явлений. По способу отбора различают два вида неполной индукции: индукцию путем перечисления, получившую название популярной индукции, и индукцию путем исключения, которую называют научной индукцией. Популярной индукцией называют умозаключение, в котором устанавливают повторяемость признака у некоторых явлений класса путем их простого перечисления, на основе чего проблематично заключают о принадлежности этого признака всему классу явлений. Научной индукцией называют умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится также информация о зависимости этого признака от определенных свойств явления. Особые методы научной индукции: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Особым видом умозаключений неполной индукции являются статистические обобщения, связанные с анализом массовых событий. Статистическое обобщение - это умозаключение неполной индукции, в котором установленная в посылках количественная информация о частоте определенного признака в исследуемой группе (образце) явлений переносится в заключении на все множество явлений этого рода.

Умозаключение по аналогии – это логический переход от известного знания об отдельном предмете или их группе к новому знанию о другом отдельном предмете или другой их группе. По характеру уподобляемых объектов различают два вида аналогии: аналогию предметов и аналогию отношений. Аналогия предметов - умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два единичных предмета, события или явления, а переносимым признаком - свойства этих предметов. Аналогия отношений - умозаключение, в котором объектом уподобления выступают отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком - свойства этих отношений. В зависимости от характера связи между признаками различают строгую аналогию (необходимая связь переносимого признака с признакам и сходства), дающую достоверное заключение и аналогию нестрогую (это такое уподобление, когда зависимость между сходными и переносимым признаками мыслится как необходимая лишь с большей или меньшей степенью вероятности), заключение которой носит проблематический характер .

Вопрос 12. Опишите виды модальности и их основные категории.

Ответ: Модальность суждений - это выраженная в суждении в явном или неявном виде дополнительная информация о характере обоснованности суждения или типе зависимости между субъектом (S) и предикатом (P), отражающая объективные отношения между предметами и их признаками.

Дополнительные характеристики суждений изучаются в логике с помощью группы 
взаимосвязанных и взаимоопределяемых понятий, называемых модальными категориями.

Наиболее важными и распространенными выступают такие виды модальности, как алетическая, деонтическая, эпистемическая.

Алетическая модальность – это дополнительная информация, указывающая на характер зависимости (де терминированности) между S и Р в суждении в терминах необходимости или возможности. Различают детерминированность суждений логическую и фактическую. Логически детерминированными (L детерминированными) считаются суждения, истинность или ложность которых зависит от структуры самого суждения или от других суждений в определенной логической системе знаний. Фактически детерминированными (F - детерминированными) называют высказывания, истинность или ложность которых устанавливают опытным путем либо соотнесением с определенной областью научных знаний. По степени устойчивости выраженной в F – детерминированных суждениях связи между S и Р их можно разделить на два класса: необходимые и случайные суждения. К необходимым относятся суждения, в которых выражены научные законы, обобщения или вытекающие из них следствия. Случайными называются суждения, которые не содержат в себе законов науки и в зависимости от конкретных эмпирических условий могут быть либо истинными, либо ложными. Наряду с понятием необходимости F - детерминированные суждения могут быть выражены модальным оператором возможности. Суждение возможности – это высказывание о фактической совместимости двух явлений в форме утверждения о совместимости S и Р в суждении. Дополнением к суждениям возможности в классе F - детерминированных высказываний являются суждения невозможности. Они образуются путем отрицания исходной модальности.

Эпистемическая модальность – означает характер и степень обоснованности выраженного в суждении знания. По степени обоснованности различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные. К достоверным относятся достаточно обоснованные суждения. Истинность или ложность таких суждений устанавливается путем непосредственной проверки либо опосредствованно, когда суждение подтверждается принятыми эмпирическими или теоретическими основаниями. Ложность суждения устанавливается с помощью определенных оснований, которые должны быть достаточными для признания его ложным. Такие суждения называют опровергнутыми, или фальсифицированными. К проблематичным относятся суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности. Поскольку истинность или ложность таких суждений точно не установлена, то они лишь претендуют быть таковыми. Проблематичные суждения называют также вероятными.

Деонтическая модальность представляет собой дополнительную информацию, указывающую на тип выраженного в суждении предписания. Характерная особенность деонтических высказываний состоит в том, что в отличие от простого описания состояния дел (дескрипции) они содержат адресованные людям указания, побуждающие их к конкретным действиям. К деонтическим высказываниям относятся и нормы права. Они представляют собой официально принятые общеобязательные правила поведения, регулирующие установленные в обществе правоотношения. Право и обязанность как важнейшие характеристики правоотношений выражают с помощью деонтических операторов: обязывание (О); запрещение (F); правомочие (Р). Правообязывающие нормы обычно формулируют с помощью слов: "обязан", "должен", "надлежит", "признается" и т.д. Правозапрещающие нормы формулируют в юридических актах с помощью слов: "запрещается", "не вправе", "не может", "не допускается" и т.д. Правопредоставительные нормы конструируются в юридических актах с помощью слов: "имеет право", "вправе", "может иметь", "может принять" и т.д.

Вопрос 13. Элементы доказательного рассуждения. Их краткая характеристика.

Ответ: Доказательство - это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Сам процесс обоснования нередко называют доказыванием, или аргументацией.

Доказательное рассуждение включает три взаимосвязанных элемента: тезис; аргументы (доводы или основания); демонстрацию.

Тезис доказательства - это суждение, истинность которого обосновывают в процессе аргументации. Он является главным элементом доказательства и отвечает на вопрос: что доказывают?

Аргументы, доводы или основания доказательства - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью - которых обосновывают тезис. Они выполняют роль логического фундамента доказательства и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса? В качестве аргументов в различных областях знания могут выступать различные по своему содержанию суждения: теоретические и эмпирические обобщения, аксиомы, утверждения о фактах.

Демонстрация - это логическая связь между аргументами и тезисом. Она представляет собой одну из форм условной зависимости. Аргументы выполняют функцию оснований доказательства, а тезис является их логическим следствием. Продемонстрировать - значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений.

Вопрос 14. Гипотезы их построение и этапы проверки.

Ответ: Гипотеза - это форма развития человеческих знаний, представляющая собой обоснованное предположение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический переход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая это.

Построение любой гипотезы, складывается из двух этапов. Первый этап - анализ отдельных фактов и отношений между ними; второй этап - синтез фактов, их обобщение и выдвижение предположения. Цель анализа - выделить среди множества фактических обстоятельств такие, которые прямо или косвенно, явно или неявно, близко или отдаленно связаны с событием. Взаимосвязь отдельных фактов с событием устанавливается логическим путем. Для того чтобы сделать новый шаг, необходим синтез эмпирического материала. Синтез фактических данных в единую систему является основной предпосылкой построения гипотезы или версии - рождения обоснованного предположения о событии. Важным условием построения плодотворной гипотезы как в процессе реализации конкретной научно- исследовательской программы, так и в судебно-следственной работе является соблюдение принципа объективности исследования.

Проверяется гипотеза или версия в два этапа: путем дедуктивного выведения вытекающих из нее следствий и сопоставления их с фактами.

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по логике