Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?
Рациональное познание – познание посредством мышления. Чувственное же познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
Особенности чувственного познания:
непосредственность;
наглядность и предметность;
воспроизведение внешних свойств и сторон.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Логика..doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)
Контрольная работа по дисциплине «Логика».

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?

  1. Рациональное познание – познание посредством мышления. Чувственное же познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
  2. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
  3. Особенности чувственного познания:
  • непосредственность;
  • наглядность и предметность;
  • воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания:

  • опора на результаты чувственного познания;
  • абстрактность и обобщенность;
  • воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания?

Основными ступенями познания являются эмпирическое и теоретическое познание, основанные на чувственном и рациональном восприятии мира. Формами чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления. Ощущением называется элементарный чувственный образ, например, звук, который мы слышим, цвет, который мы видим и т.д. Восприятием называется целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом предмете и как бы просматриваем в своей памяти, как выглядит этот объект. 
Формами рационального познания выступают: понятия, суждения, умозаключения. 

Вопрос 3. Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. 
 
Понятие — это мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Суждение — форма мыш,ления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, «Саранча опустошает поля» — простое суждение, а суждение «Наступила весна, и прилетели грачи» — сложное, состоящее из двух простых. 
 
Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера: 
 
1) Все металлы — вещества.

Литий — металл.    
Литий — вещество. 
 
Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение называется заключением. 
 
2) Растения делятся или на однолетние, или на многолетние.

Данное растение является однолетним. 
 
Данное растение не является многолетним. 
 
Особенности абстрактного мышления. 
1) Абстрактное мышление является формой опосредствованного и обобщенного отражения действительности. С помощью форм чувственного познания мы непосредственно познаем вещи и их свойства (видим сейчас, что этот цветок красный, слышим, что шумит море, и т. д.). Абстрактное мышление позволяет нам из одних знаний получать другие, не обращаясь непосредственно к опыту, к показаниям органов чувств.  
2) активное отражение мира и участие в его преобразовании: познав объективные закономерности, человек использует их в своих интересах. Активность мышления проявляется в том, что человек делает теоретические обобщения, образует понятия и суждения, строит умозаключения и гипотезы. Опираясь на предыдущие знания, человек получает возможность предвидения, создания планов развития различных отраслей народного хозяйства, науки, просвещения и т. д. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, в способности воображения, в научной, художественной и другой фантазии. Абстрактное мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека.

3) Особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. 

Вопрос 4. Основные функции  языков естественных и искусственных.

Естественные языки – это  исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, специально создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Основными функциями языка являются:

Коммуникативная (функция общения);

Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

Экспрессивная (функция выражения  внутреннего состояния говорящего);

Эстетическая (функция создания прекрасного  средствами языка);

Познавательная;

Информационная. 

Вопрос 5. Что изучает  логика формальная, диалектическая?

Формальная и диалектическая логика занимаются анализом того или иного  явления в природе. Диалектическая логика анализирует явление с  точки зрения его качественного  развития, что включает в себя его отрицание, поэтому она есть логика качественного развития. Но понятие "развитие" имеет смысл только по отношению к понятию "покой" или "постоянство". Поэтому, если существует логика качественного развития, то существует логика качественного покоя или постоянства.

Такой логикой и является формальная логика, которая анализирует данное явление как бы в застывшем  состоянии, т.е. пренебрегает теми количественными  изменениями, которые претерпевают формы данного явления в процессе развития, поскольку эти количественные изменения не изменяют их качества и в этом смысле они постоянны. Другими словами формальная логика стремится раскрыть суть данного явления на определенной качественной основе. В то время как диалектическая логика показывает как за этим качественным основанием скрывается другое качественное основание, которое в настоящий момент составляет содержание положенного качественного основания.

Вопрос 6. Основные формы абстрактного мышления?

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Вопрос 7. Виды понятий  и отношения между ними?

По объему (по количеству) все понятия  можно разделить на три вида:

а) общие, в объем которых входит несколько (два и более) предметов, - "стол", "дом", "химический элемент" и т. п.; Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, "участник Великой Отечественной войны", "народный депутат России" и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, "человек", "философ", "ученый" и другие).

б) единичные, в объем которых входит один-единственный предмет, - "первый космонавт", "столица Франции", "Луна" и т. п.;

в) пустые (нулевые), в объем которых не входит ни одного реально существующего предмета,- "кентавр", "русалка", "человек, побывавший на Марсе", и т. п.

По содержанию (по качеству) понятия  разделяются на следующие группы:

а) Конкретные и абстрактные. Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "студент", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др. Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "тождество" и др.

  б) Относительные и безотносительные. Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: " родители "-" дети "," учитель "- "ученик ","истец "-" ответчик " и др. Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "человек".

 в) Положительные и отрицательные. Положительные понятия отображают свойства, присущие предметам, например, "высокий", "алчный", "желанный". Отрицательные понятия отображают свойства, отсутствующие у предмета, например, "неграмотный", "бескорыстный", "нежеланный".

г) Собирательные и несобирательные (разделительные). В собирательных понятиях некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, например, "флот", "лес", "созвездие" и т. п. Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др. 

Отношения между понятиями:  

Сравниымми считаются понятия, которые имеют общие признаки, т.е. имеют общее родовое понятие (желтый - зеленый, токарь - станочник, студент - школьник и т.п.).  
       Несравнимые понятия не имеют общих признаков (атом - малярия, климат - лошадь и т.п.), т.е. отсутствует общее основание для их сравнения.  
      Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимыми называются понятия, объемы которых имеют общие элементы; объемы несовместимых - не имеют общих элементов.

Вопрос 8. Операции обобщения  и ограничения. Деление понятий.

Обобщение понятия - это логическая операция, которая состоит в переходе от понятия с меньшим объемом (большим содержанием) к понятию с большим объемом (но меньшим содержанием). Обобщение понятий - это переход от вида к роду.

Ограничение понятия - логическая операция, которая состоит в переходе от понятия с большим объемом (и меньшим содержанием) к понятию с меньшим объемом (но с большим содержанием). В процессе ограничения происходит переход от родовых понятий к видовым. Достигается это путем добавления к содержнаию исходного понятия какого-либо нового признака.

Деление понятий - это логическая операция, раскрывающая объем понятия. В процессе деления объем понятия распределяется на группы. Понятие, подвергающееся данной операции, называется делимым, понятия, являющиеся результатом деления, - членами деления. Признак, по которому происходит деление, называется основанием деления. 

Вопрос 9. Суждения – общая  характеристика, виды, состав.

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. 

Общая характеристика суждения: В любом суждении присутствует конкретная мысль. Она выступает формой выражения действительности в сознании человека. Эта форма представляет собой какое-либо высказывание о предметах, их свойствах и состояниях, а также об отношениях между ними. Мысль характеризуется двумя весьма важными свойствами, которые человеку необходимо учитывать в логическом анализе. Во-первых, она что-либо утверждает или отрицает: например, "Москва больше Пскова". Во-вторых, мысль может быть или истинной или ложной: например, суждение "Сознание оказывает воздействие на общественное бытие" является истинным, ибо человек, наделенный сознанием, изменяет окружающую его действительность, в том числе и общественные отношения.  
 
По своему содержанию любое суждение имеет атрибутивный характер. Оно всегда отражает принадлежность (либо непринадлежность) признака конкретному предмету и явлению. Следует подчеркнуть, что предметом суждения могут быть любая вещь, свойство или отношение вещей, класс предметов или некоторые предметы класса.  
 
Полная структура простого суждения включает четыре элемента:

  • субъект (S) - понятие, отражающее сам предмет мысли, то, о чем что-то говорится;
  • предикат (Р) - понятие, отражающее то, что именно говорится о предмете (его свойство или соотношение с другими объектами);
  • связка (в языковой форме выражается словами "есть/не есть", "суть/не суть, "является/не является" и т.п., либо вообще только подразумевается). Отражает наличие /отсутствие определенной связи субъекта и предиката;
  • квантор (всеобщности - "все", "каждый", "ни один… не" ("все … не") и т. п.; существования - "некоторые", "многие", "часть" и т. п.; единственности существования - "этот", "данный" и т. п.), отражающий количественную характеристику суждения.

 

  Простые суждения подразделяются по качеству на: утвердительные и отрицательные, Утвердительные суждения, выражающие принадлежность предмету некоторого признака. Отрицательные суждения, выражающие отсутствие у предмета некоторого признака: например, "Ни один дельфин не является рыбой".

 По количеству делятся на:

  • единичные (что-либо утверждается или отрицается об одном предмете - "Этот свидетель дал показания");
  • общие (что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса - "Все свидетели дали показания");
  • частные (что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса - "Некоторые свидетели дали показания").

 

  Выделяющие суждения выражают тот факт, что признак, выраженный предикатом, принадлежит (не принадлежит) только данному предмету. Исключающим называется суждение, в котором отражается принадлежность (или непринадлежность) признака всем предметам, за исключением некоторой их части. Например: "Все студенты нашей группы, кроме Иванова, сдали зачет по логике.

 По характеру предиката различают суждения:

    • атрибутивные. Атрибутивным называется суждение о признаке предмета, например: "Лист зеленый";
    • с отношением. Релятивным называется суждение об отношении между предметами. Например, "Москва больше Красноярска";
    • существования. (экзистенциальные) В суждениях существования выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения. Например: "Высшее образование есть".

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"