Углубление и обогащение читательского восприятия в процессе анализа лирических произведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:16, дипломная работа

Краткое описание

Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение - это прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний. Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей. Особенно нуждаются в приобщении к ней и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические представления.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретическое обоснование темы 5

1.1 Стиховедческие и методические аспекты изучения лирики в школе 5

1.2. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы 9

Глава II. Проектирование педагогической деятельности 16

2.1. Принципы школьного анализа лирического произведения 16

2.2. Углубление и обогащение читательского восприятия в 5 классе в процессе анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» 19

2.3. Углубление и обогащение читательского восприятия в 6 классе в процессе анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» 24

Заключение 28

Список используемой литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

вкр1.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Предметом анализа  поэтического произведения может стать  и его язык, и любой значимый элемент художественной структуры, и изобразительные и стилевые средства, если они позволяют проникнуть в идейное содержание произведения. Решающее условие успешного изучения лирических произведений заключается в правильном, методически обоснованном выборе приемов анализа с учетом особенностей изучаемого произведения. Своеобразие литературного произведения определяет содержание и методику анализа произведения: «Методические приемы диктуются природой художественного произведения. Каждое произведение должно быть прочитано и разработано соответственно его природе». 
 

 

 

2.2. Углубление и обогащение читательского восприятия в 5 классе в процессе анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

 

Одной из важнейших  задач учителя литературы в 5 классе, когда учащиеся впервые приступают к изучению литературы, является целенаправленное формирование способностей полноценного восприятия литературы как искусства слова. Воспитать интерес к чтению художественной литературы – значит научить наслаждаться произведением. Ученик 5 класса неосознанно радуется игре ритма в стихе или перевоплощается в любимого героя. Систематическое изучение литературы в её специфических свойствах требует поднять отношение к произведению на новую ступень: литература теперь рассматривается как отражение жизни и выражение авторских мыслей и чувств – для этого можно воспользоваться средствами лирики.

При изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» новой методической задачей будет  раскрытие образа рассказчика в  стихотворном произведении, тут он выступает в роли старого солдата  – артиллериста, участника Бородинской битвы. Но его мысли и чувства – это мысли и чувства Лермонтова, а также всего простого народа, любящего родину и самоотверженно борющегося за её свободу.

Наблюдения  над текстом стихотворения должны помочь учащимся представить себе старого  артиллериста, проникнуться его переживаниями, понять его мысли. Важно при этом не свести разговор к пересказу и не уйти от текста, а поразмышлять о том, почему именно так сказано в стихотворении, какое впечатление производит употребление того или иного выражения. Учитель обратит внимание и на то, что рассказчик говорит от лица всей солдатской массы, и поэтому сделает вывод о его единстве с народом.

Анализируя  «Бородино», следует не только напомнить  школьникам, что это стихи, но и  показать некоторые специфические  средства стихотворной речи.

Стоит также  обратить внимание на выразительность  ритма и интонации, которые в  изображении сражения значат ничуть не меньше, чем слова. Ускорение и  замедление речи, которое достигается  различным соотношением длины фраз со строкой, помогает наглядно представить ход битвы и состояние бойцов.

 "Бородино" - лирическое стихотворение. Главное в нём - не изображение хода битвы, а раскрытие мыслей и чувств простых солдат, отстоявших родину от врага, и мыслей и чувств поэта Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о прошлом и настоящем, о судьбе личности и возможности единения её с народом, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и о многом другом. Эти размышления художественные, образные.

Автор выступает  в стихотворении не прямо от себя, а от лица рассказчика – солдата, участника битвы.

Главная цель первого урока – эмоциональное, глубокое восприятие стихотворения  учащимися. Оно должно быть подготовлено вступительной беседой, центральное место в уроке займёт выразительное чтение стихотворения учителем, после которого впечатление должно быть осмыслено и закреплено. Вступительная беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы может строиться на обобщении того, что учащимся известно из истории. В эту беседу должна войти словарная работа – объяснение слов, которые встретятся в произведении.

Вторая часть  вступительной беседы должна быть посвящена  поэту М.Ю.Лермонтову. Восприятие стихотворения  углубится, если учитель расскажет, что Лермонтов был не только поэтом, но и отважным воином. Он не был участником Бородинской битвы, так как она произошла ещё до того, как он родился, но он участвовал в кровопролитных битвах на Кавказе и проявил себя необычайно храбрым человеком. Кроме того, важно рассказать, что Лермонтов любил свободу и смело выступал в своих стихах против царя и самых знатных вельмож, за что царь сослал его на Кавказ. Поэт горячо любил свою родину. Он любил Москву, где прошла его юность, любил простой народ, ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу. Таких героев он и воспевает в стихотворении «Бородино».

Очень важным этапом урока является первое чтение стихотворения. Это должно быть выразительное  чтение учителя. Нельзя поручать первое чтение учащимся, так как оно должно быть результатом глубокого осмысления произведения. Готовясь к выразительному чтению стихотворения, учитель, прежде всего, должен осознать его общий пафос. В «Бородино» таким пафосом является патриотизм и народность, что потребовало от поэта органического соединения двух стихий речи: возвышенно – патетической и простой, разговорной. Рассказчик - простой человек, рядовой солдат, вместе со всем русским войском вынесший на своих плечах всю тяжесть битвы. И вместе с тем он – частица русского народа, решающего судьбы родины и хорошо понимающего, за что он борется. В его устах высокие слова не просто слова, защита родины и Москвы – его кровное дело, а патриотизм – глубоко личное чувство. Читающий должен найти такой общий тон, который объединил бы те куски, где солдат рассказывает об обыкновенном, и те, где он поднимается до высокого пафоса, в одно целое. Это не значит, что слова «У наших ушки на макушке» и «Уж постоим мы головою за родину свою» надо читать одинаково, нет, разница обязательно должна быть. Но не может быть резкой противоположности, потому что самое «обычное» в этом стихотворении окрашено светом высокого, а высокие идеи высказаны простым человеком, солдатом.

Можно начать беседу с вопроса : «Какое чувство  передано в стихотворении?» (или: «Какое чувство испытали вы, слушая стихотворение?»). Пусть ребята затрудняются и ответы их неточны, не охватывают всего эмоционального богатства стихотворения, но надо учить их наблюдениям над собой, выражению своих впечатлений. Затем надо активизировать мысль учащихся постановкой общего проблемного вопроса. В стихотворении рассказывается о событиях 1812 года, и написано оно почти полтораста лет назад. Почему же нас теперь волнуют чувства участников этих событий? Почему во время Великой Отечественной войны защитников Москвы от фашистских полчищ воодушевляли лермонтовские слова: «Ребята! не Москва ль за нами?». Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живёт и будет жить? Ответ на этот вопрос должен дать весь последующий анализ текста.

Теперь можно  перейти к анализу, начав его  с пояснения того, о чём спрашивает молодой солдат и что ему отвечает старый. Учитель сам раскроет смысл  диалога, а также объяснит значение терминов «диалог» и «монолог». Затем  он обратится к учащимся и предложит им представить себе рассказчика, нарисовать устно его портрет, рассказать о его чувствах, мыслях, характере, подумать, что в его облике главное. Ребята хорошо представляют себе возраст и профессию рассказчика («артиллерист, на голове кивер, с седыми усами»), говорят о «добрых глазах» и «простом русском лице», о том, что солдат волнуется, когда рассказывает о Бородине, гордится своими товарищами, их победой, потому что он любит родину. Важной стороной сознания рассказчика является его спаянность со всем народом, участие во всенародном деле. Прояснению этого поможет вопрос: почему солдат почти всегда говорит мы и лишь иногда – я? Увидим, что дважды появившееся я помогает увидеть конкретное место рассказчика в битве и делает рассказ ещё более достоверным. Во всех же остальных случаях он не отделяет себя от всего войска. Отсюда естественным будет вывод, что чувства и мысли старого солдата – это чувства и мысли всего русского народа, отстоявшего родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва – осуществление воли народа, главный герой её – народ, а участники битвы – «могучее, лихое племя», «богатыри».

Последний этап первого урока целесообразно  посвятить образу народа в стихотворении. На доске записывается вопрос: «Почему  Лермонтов называет участников Бородинской  битвы богатырями?». Учитель предлагает показать в тексте, какие черты русского народа Лермонтов показывает как прекрасные. Ребята предлагают свои определения, это даёт возможность поработать над обогащением и уточнением их словаря, выделяя смысл каждого слова (что значат слова: мужество, храбрость, смелость, отвага, удаль, героизм, стойкость и т.д.). С помощью учителя увидят учащиеся и такие качества народа: единство, чувство товарищества, спокойную уверенность в своих силах, чувства превосходства над врагом, порождающее не озлобление, не жестокость, а ироническую усмешку над самоуверенным «мусью», и серьёзное сознание своего долга, своей ответственности за судьбу родины, и готовность противопоставить пассивности командиров свою инициативу, и прямоту, и честность, и способность испытать упоение в бою. Важно, чтобы в представлении ребят образ народа был многогранным, чтобы они увидели, как много вмещает в себя лермонтовский идеал. Все черты народа, все его прекрасные качества есть проявление единого одушевляющего всех чувства – любви к родине; потому и прекрасны эти черты, что у народа есть высокая цель – защита родины.

Задачей второго  урока должно быть углубление в текст  стихотворения, с тем чтобы подготовить учащихся к выразительному его чтению. Начинается урок с проверки домашнего задания. Затем надо сделать наблюдения над развитием образа – переживания, над изменением интонации рассказчика. Метод   работы – внимательное чтение каждой строфы.

Следует подумать: что испытывали солдаты, когда они  «молча отступали», как показано в  стихотворении, по чьей воле произошла Бородинская битва, как изменилось настроение солдат, когда «нашли большое поле», какие чувства они испытывают и как проявился характер русского народа? Где текст стихотворения даёт для этого возможности, надо представить возникающие образы, например картину ночи перед битвой: как по – разному ведут себя французы и русские перед боем и почему, чем была битва для тех и других?

В иных местах надо подумать, почему поэт употребил  именно это выражение. Например, сравнить предложения: «И вот на поле грозной сечи ночная пала тень» и «Постой – ка, брат, мусью!». Чем они отличаются и о чём говорит это различие? Ребята хорошо улавливают стилистическое различие торжественной речи и простой разговорной, чувствуют здесь иронию. Учитель же объяснит, какой художественный и идейный смысл заключён в соединении этих двух стихий речи.

Очень важен  в стихотворении образ полковника, и следует подумать, как относятся солдаты к нему, какими словами передано их отношение. Откуда видно, что полковник недаром заслужил любовь и уважение солдат? Почему о полковнике не сказано просто погиб, убит, а сражён булатом он спит в емле сырой? Зачем нужно старинное слово булат, очи, а не глаза, молвил, а не сказал? Почему полковник обращается к солдатам: ребята? К чему он призывает их? Зачем повторяется слово умрёмте – умирали – умереть, как меняется смысл этого слова от того, что оно трижды повторено?

Специальных наблюдений требуют строфы, в которых  изображён бой. Пятиклассники ещё  не умеют сами увидеть богатство  стиха. Надо помочь им вслушаться в его звучание, обратить их внимание на изменение темпа речи: «Прислушайтесь к отрывку: «Носились знамена как тени» и до слов «Гора кровавых тел». Слышите ли вы в них звуки боя? Как по звучанию слов вы представляете бой? Обратите внимание, как от строки к строке сначала ускоряется, а затем замедляется речь». (Учителю здесь следует показать, как сначала укорачиваются, а потом распространяются фразы, как помогает автору стих.) «Какого впечатления достигает при этом автор? Можно ли было передать это впечатление, если бы были не стихи, а проза? Попробуйте устранить ритм в рифму, что получится? Например, так: «Знамена носились, как тени, огонь блестел в дыму, звучал булат, визжала картечь, рука бойцов устала колоть и гора кровавых тел мешала пролетать ядрам». Что изменилось?» Здесь же можно использовать вопрос, предложенный хрестоматией: «Какие сравнения помогают нам почувствовать напряженность сражения?» Учащиеся замечают выразительность сравнений, представляют себе «тяжело дышащую, гудящую» землю.

После внимательной работой над каждой строфой стихотворение должно быть осмысленно в целом, для чего следует подумать, как меняется интонация речи рассказчика в зависимости от того, о чем он рассказывает, какие слова в стихотворении самые бодрые и весёлые, какие – торжественные. Теперь стихотворение может быть прочитано целиком несколькими учащимися (каждый читает 2-3 строфы), и класс оценивает, верно ли чтецы передают смысл, движение интонации, чувства рассказчика.

Завершить работу на уроке можно раздумьем о том, что мы об авторе стихотворения, поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, какие события истории его привлекают, каких людей он ценит и за что, как он относится к родине и народу, как он понимает, от кого и от чего зависит ход истории.

 

 

2.3. Углубление и обогащение читательского восприятия в 6 классе в процессе анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус».

 

В 6 классе мы уже замечаем более заинтересованное, вдумчивое отношение к внутреннему  миру действующих лиц. Дети отдают свои симпатии лишь тем, кто встаёт на защиту добра и справедливости, кто воодушевлён благородными патриотическими чувствами. Поэтому в 6 классе при анализе художественного произведения учитель обращает большое внимание на психологию и убеждения героев, а вместе с тем на те художественные средства, которые помогают проникнуть в духовный мир литературных персонажей, на уяснение социальных конфликтов и отношений в произведениях классической русской и зарубежной литературы, т.е. на те вопросы, которые являются наиболее трудными для шестиклассников.

Социальная обусловленность поведения литературных героев осознаётся детьми постепенно в процессе внимательного чтения и раздумий над изображёнными писателями яркими картинами жизни, человеческими переживаниями и отношениями.

Учащиеся 6 класса ещё не могут достаточно полно и глубоко воспринять лирическое содержание стихотворений «Няне» и «Зимнее утро», «Парус» Лермонтова, если не найти путь, который бы приблизил детей к миру чувств и мыслей поэта. При анализе лирического стихотворения лучше обратиться к выразительному чтению. В процессе такой работы учащиеся не только приобретают очень нужные навыки, но и углубляются в образно – эмоциональный строй стихотворения.

«Парус» - стихотворение  с очень глубоким подтекстом. Оно  проникнуто сложным и противоречивым чувством, в котором грусть и мятежность, ликование и тревога, пылкость и безнадёжность. Оно волнует серьёзностью мыслей, богатством чувств, заключённых всего в 12 строчках. Здесь и недовольство современностью, отрицание его за то, что она обрекает человека на вечную неудовлетворённость, и одиночество, и грусть от сознания невозможности счастья, и жадное желание активного вмешательства в жизнь, и сочувствие гордому протесту, мятежом, а следовательно, отказ от смирения и покорности судьбе.

Информация о работе Углубление и обогащение читательского восприятия в процессе анализа лирических произведений