Анализ регионального политического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 21:22, лекция

Краткое описание

Главной целью регионального политического анализа (как разновидности политического анализа) является выявление и максимально точное исследование расстановки политических сил в регионе. Поскольку региональная политическая ситуация отличается изменчивостью, также необходимо говорить об исследовании регионального политического процесса, анализируя динамику региональной политической ситуации, особенности политических изменений. Региональный политический анализ может иметь компаративный характер: в таком случае он ориентирован на сравнение политических ситуаций по определенной выборке регионов или во всех регионах данного государства по специально выбранным параметрам.

Вложенные файлы: 1 файл

74. Анализ регионального полит процесса.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос№74. Анализ регионального политического  процесса

Главной целью регионального  политического анализа (как разновидности  политического анализа) является выявление  и максимально точное исследование расстановки политических сил в  регионе. Поскольку региональная политическая ситуация отличается изменчивостью, также необходимо говорить об исследовании регионального политического процесса, анализируя динамику региональной политической ситуации, особенности политических изменений.  Региональный политический анализ может иметь компаративный характер: в таком случае он ориентирован на сравнение политических ситуаций по определенной выборке регионов или во всех регионах данного государства по специально выбранным параметрам. Либо объектом регионального политического анализа является политическая ситуация в отдельно взятом регионе.К изучению региональной политической ситуации можно подходить с разных сторон в зависимости от того, на каких аспектах этой ситуации делает акцент исследо­ватель, исходя из своих задач. Каждый из подходов предполагает выявление наиболее значимых аспектов и отношений между ними. 1)  Институциональный и формально-правовой подходы.Здесь в центре внимания исследователя находятся политические институты, функционирующие в регионе, в том числе органы власти, составляющие формально-правовой каркас политической ситуации. Рассматриваются органы исполнительной, законодательной, судебной власти и местного самоуправления, политические партии, которые действуют на территории региона, и др.2)  Элитистский подход. При использовании элитистского подхода главное внимание уделяется личностям лидеров и элитным группам, формирующим "реальное" поле взаимодействия на территории региона. Исследователь интересуется процессами элитообразо-вания и элитной трансформации, механизмами и каналами рекрутирования элит. Распространены исследования такого феномена, как региональное политическое лидерство.3) Политико-идеологический подход. В этом случае предметом анализа являются идеологические аспекты региональной политической ситуации. Исследуется, какие идеологемы и какие программные цели определяют ее развитие.4)  Политика-психологический подход. Исследователь уделяет внимание действующим в регионе политическим лидерам. Причем деятельность региональных лидеров изучается с позиций политической психологии. Аналогично с позиций политической психологии исследуется групповое политическое поведение.5)   Конфликтологический подход. При использовании конфликтологического подхода главный акцент делается на конфликтах, которые определяют политическую ситуацию и политический процесс.6)  Ресурсно-акторный подход.Главной целью исследователя в этом случае является определение политических акторов (часто также используется конвенциональное понятие "игроки", или "политические игроки"). В качестве акторов могут выступать как отдельные фигуры, так и группы влияния (мир политики устроен так, что чаще всего группы влияния складываются вокруг фигур, имеют своих выраженных лидеров). Совершенно необходимой является оценка ресурсов (или, как еще говорят, ресурсной базы) акторов и групп влияния. Конечной целью регионального политического анализа, использующего ресурсно-акторный подход, является выявление реально действующих акторов и групп влияния и описание ресурсной базы для каждого из них.

Наряду с анализом собственно политической ситуации необходимо изучение среды, в которой формируется эта ситуация.

1) Политико-культурный и поведенческий подходы. Целью является анализ политических характеристик населения, широких масс (в отличие от властных элит, оперирующих во властных структурах). С помощью этих подходов исследуются политическое и, в частности, электоральное поведение и его мотивации.

2) Политико-экономический подход. Факторы консолидации и дифференциации региональной элиты, которые влекут за собой появление реально существующих групп влияния:

Эндогенные факторы по смыслу данного понятия действуют изнутри, т.е. непосредственно связаны с властными структурами и действующими в их рамках акторами. 1)Превращение органа власти в реальный центр, вокруг которого складывается группа влияния,  зависит от его фактического значения, объема полномочий и возможностей, эффективности их использования. В этой связи, например, институт губернатора во всех известных случаях становится центром кристаллизации группы влияния.

2)наличие лидера, как правило  — имеющего определенную автономию  в существующих в регионе отношениях  и политические амбиции. Как  показывает политическая практика, консолидация групп влияния чаще  всего происходит вокруг личности  и зависит от ее интересов, психологии и т.п.3)Личные конфликты и амбиции являются мощным политическим стимулом, влекущим за собой дифференциацию политической элиты и ее консолидацию вокруг лидеров. Появление лидера, умеющего заявить о себе, создать команду (группу влияния), связи и механизмы их поддержания, оказывает огромное воздействие на политическую ситуацию и ее изменение.В российском регионе обычно наблюдается формирование клиентел — относительно замкнутых групп. Личностный (клиентельный) фактор создает неформальные основы иерархической организации. Это — "параллельный", "кроссинституциональный" и "субинституциональный" формат политических отношений[3].

Экзогенные факторы — это факторы среды, в которой происходит формирование политической ситуации с неизбежным выделением групп влияния. Экзогенные факторы можно условно поделить на экономические, географические, этнические и социальные.

 Экономический фактор. Целью группы влияния очень часто является экономический ресурс (экономическое решение), достижимый через власть, или экономический проект, нуждающийся в политической поддержке (лоббировании). Борьба за власть как средство реализации экономических интересов является мощным стимулом политической дифференциации и консолидации. При этом группы влияния могут складываться с целью как защиты контролируемых экономических ресурсов, так и получения новых, проведения экспансии.

 Географический фактор. Целью группы является защита интересов на общерегиональном уровне, возможно — борьба за смену приоритетов в региональной политике, осуществляемой внутри субъекта федерации (т.е. субрегиональной политике). Мотивом "географических" групп влияния служит участие в процессах распределения и перераспределения ресурсов на внутрирегиональном уровне в пользу тех или иных территорий, городов и районов. Очень часто такая группа возникает в виде реакции на политику региональных властей, которая воспринимается как несправедливость по отношению к данной территории, лишает ее возможностей для развития и т.п.Фактор общей территориальной принадлежности (сам по себе определяющий политико-культурную близость, упрощающий коммуникацию, что в политике очень важно) обычно работает вместе с фактором старых личных отношений, возникших на данной территории.

Этнический фактор. Данный фактор действует примерно так же, как и географический. Речь идет об еще одном структурном измерении социума. Соответственно возможна консолидация "этнических" групп влияния на основе борьбы за интересы той или иной этнической группы в рамках региона. Другим стимулом для консолидации является сам факт принадлежности к одной этнической группе, что облегчает коммуникационные процессы, создает более тесные, доверительные отношения.

Социальный фактор. Возможно появление групп влияния, отстаивающих интересы определенных социальных страт и выступающих с позиций социально-групповой, классовой солидарности.

Уровень сложности ситуации в регионах может быть очень разным. В наиболее простых ситуациях говорят о  моноцентризме политической ситуации. В таком случае в регионе явно доминирует одна группа влияния, которая располагает наиболее сильным лидером, контролирует властные структуры и умело объединяет и учитывает (либо подавляет) наиболее значимые экономические, географические, этнические и социальные интересы, не допуская, чтобы на основе какого-либо из них возникла влиятельная враждебная группа. Противоположным случаем является полицентризм, для которого характерно множество групп влияния различного происхождения.Отношения между группами могут, например, оцениваться с помощью категорий, которыми принято описывать отношения между государственными образованиями и регионами: независимость (тогда речь идет о совершенно разных группах), "конфедерация" (коалиция нескольких условно самостоятельных групп), "федерация" (единая, но сложносоставная группа, которая делится на субгруппы), ограниченная автономия в рамках единой группы (ситуация субгруппы).Типология региональных групп влияния по их политическому позиционированию. Критериями являются доступ к власти и статус группы с точки зрения ее принадлежности к уровню власти.1)  Правящие группы регионального уровня. Лидером такой группы, как правило, является губернатор — высшее должностное лицо субъекта федерации.2)Оппозиционные группы регионального уровня (также могут рассматриваться как контрэлиты).3)       Латентно-оппозиционные группы регионального уровня. 4)Амбивалентные и поливалентные группы регионального уровня. Эти группы отличаются неустойчивым позиционированием, по одним вопросам они могут быть солидарны с правящими группами, по другим — с оппозицией.5)Нейтральные функциональные группы регионального уровня. В данном случае речь идет о группах, которые не вмешиваются в борьбу за власть на региональном уровне, придерживаются нейтралитета. 6) Локализованные (локальные) группы. Эти группы отличаются своим статусом в иерархии уровней власти, занимая позиции правящих или оппозиционных групп в отдельных городах и районах.7)                 Латентные группы. Эти группы не актуализированы (т.е. не влияют на политическую ситуацию) и не объединены формальными рамками властных структур, с политической точки зрения они являются незрелыми.(бизнес-группы).

 Ресурсы, которые находятся  в интересах групп влияния:политические(властные )-контроль за властными структурами  в регионе — исполнительной, законодательной,  судебной властью, федеральными структурами, органами местного самоуправления, партийными организациями и т.п.; финансово-экономические(контроль за отраслями, предприятиями, многопрофильными холдингами); информационные (контроль за информационным полем, средствами массовой информации)

Установив группы влияния, систему  взаимоотношений (позиционирование) и  ресурсную базу, мы можем говорить о понимании политической ситуации в регионе.

 Региональные партии  и партийно-политические системы.  Выборы и партии в регионах

Региональные партии и партийно-политические системы.

 Одним из свидетельств развитой  региональной политической культуры  является конституирование региональных  партийно-политических систем. Формирование  региональных партийных систем  невозможно вне выраженной региональной идентичности, ее инструментального элемента. Тем не менее, и его наличие далеко не всегда приводит к появлению региональных партий.

 Этнические и/или  региональные (территориальные) партии  соответствуют тому сектору общественного  мнения, который отражает взгляды небольшого, но относительно стабильного меньшинства. Это утверждение Морис Дюверже иллюстрирует в основном историческими примерами: чешская, словацкая, итальянская партии в Австро-Венгерской империи, партия судетских немцев в Чехословакии до 1939 г., эльзасская, польская, датская партии в Германской империи и пр. Этнорегиональные партии — это политические представительства этнических и/или регионально концентрированных территориальных групп населения, представляющих собой особую социальную категорию, обладающую специфической общей идентичностью[11]. Региональные партии имеют субнациональные территориальные границы и связаны с выраженной групповой идентичностью, обязательной идентификацией с определенной частью территории.Определяющей характеристикой программ регионалистских (региональных) партий является содержащееся в них требование политической реорганизации существующей национальной властной структуры в сторону предоставления большей независимости региону, причем в зависимости от степени этой автономии выделяют региональные партии, выступающие под лозунгами автономизма, регионализма, федерализма, ирредентизма и сепаратизма.

Основные факторы  возникновения и развития региональных партий:

1)Фактор исторической  памяти. Существенной для возникновения  региональных партий оказывается  история объединения страны, коллективное  прошлое территориальной общности людей (присоединения Бретани к Франции до сих пор является мощной «подпиткой» регионального самосознания и «партийного» сознания, серьезной мотивацией партийной активности). В Германии объединение двух частей страны в 1990 г. мотивировало становление региональной Партии демократического социализма — преемницы Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). 2)Региональный интерес. Важнейшая функция партии, причина и залог ее востребованности — выражение и аккумуляция социального интереса или интересов. Необходимо ярко выраженное несовпадение национального и регионального интереса, интереса целого и части. Региональный интерес, как правило, осознает себя именно в противоборстве с интересом национальным. Это может быть: этнический интерес, соц-экономический интерес.

3) Внешние факторы.  кризисы национального государства,  которые способствуют обособлению  регионов: кризис идентичности, кризис  легитимности или кризис участия. 

 Ф.Мюллер-Роммель  выделяет следующие теоретические  подходы к анализу возникновения и электорального успеха региональных партий.

 Подходы развития и центр — периферия связывают формирование региональных движений с процессами модернизации и национально-государственного строительства. Возникновение региональных партий вероятно в тех случаях, если экономический и культурный центр страны не совпадает с политическим центром (то есть остается политической периферией) и если центр не посчитал необходимым или оказался не в состоянии приспособить властные структуры под экономические и культурные потребности периферии.Конкурентный подход- возрождение и электоральный успех региональных партий связан не с провалами, но с успехами модернизации, которая стирает границы между различными социальными и этническими группами, проживающими на территории региона, и тем самым стимулирует конкуренцию за его политические и экономические ресурсы. Таким образом, возникают новые межрегиональные конфликты и размежевания. Следовательно, региональные партии окажутся сильнее в более модернизированных регионах. Конкурентный подход подчеркивает важность наличия институциональных и политических условий для успеха партий. Подход рационального выбора базируется на идее о том, что граждане участвуют в политической жизни лишь в том случае, если ожидаемая «прибыль» превысит «издержки» их участия. В этом случае голоса, отданные за региональные партии, рассматриваются не как «нормальные», но как протестные.

 3 типа региональных партий:

1) Этнические региональные партии.

 Этнические региональные  партии складываются на территориях, в регионах компактного проживания того или иного этноса. Во Франции наиболее известна своими региональными партийными традициями Бретань, где уже в конце XVIII столетия оформляется «Бретонская ассоциация», выдвигавшая в качестве основной задачу «спасения прав провинции».

 Различны требования  этих партий, они простираются  от требований немедленного отделения  (Шотландия, Каталония, Корсика)  до требований федералистских  решений (Народный союз в Бельгии)  или выдвижения целей достижения  большей автономии для региона (Уэльс). Специалисты насчитывают более сорока этнических партий в странах Западной Европы.

 Большинство современных  этнорегиональных движений активно  высказываются в поддержку «европейской  идеи», европейской интеграции. В  качестве основного принципа организации будущего Европейского Союза ими выдвигается принцип этнического федерализма.

Информация о работе Анализ регионального политического процесса