Художественное образование в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования Историкокультурологический анализ художественного образования России.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущность понятия «художественное образование»
2. Рассмотреть содержание и формы художественного образования
3.Изучить специфику развития художественного образования в истории России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития изучения художественного
образования ……………………………………………………………………….6
1.1. Художественное образование: категориально-понятийный аппарат …….6
1.2. Содержание и формы художественного образования……………………10
Глава 2. Художественное образование в России: генезис, становление и
развитие…………………………………………………………………………..17
2.1.Исторические этапы развития художественного образования
в России…………………………………………………………………………..17
2.2. Художественное образование в современной России…………………...21
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список использованной литературы…………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Художественное образование в современной России как историко.docx

— 79.90 Кб (Скачать файл)

  -  средства массовой информации и некоторые другие социокультурные институты.

Художественное образование, воспитание и частично обучение, как правило, слиты в едином процессе, хотя и имеют разные цели. Задачи художественного образования – дать знания по истории и теории искусства, сформировать художественный вкус:

-  для непрофессионалов – привить элементарные навыки продуктивной художественной деятельности;

-  для профессионалов – способствовать приобретению мастерства в данном виде искусства.

В этой системе подготовки в той или иной культурной практики следует отметить учреждения искусства, выступающие институциональной основой производства и распространения художественных ценностей, учреждения и организации культурно-досуговой деятельности, творческие союзы и объединения, не только производящие и распространяющие искусство, но и вовлекающие в художественно-творческую деятельность людей, профессионально искусством не занимающихся, потребителей, искусства[5.С.8].

1.2.Содержание  и формы художественного образования

Согласно Концепции художественного образования в Российской Федерации, содержание художественного образования включает:

-эстетическое воспитание;

-общее художественное образование;

-профессиональное художественное образование.

Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства. Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.

Содержание художественного образования включает:

- формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;                                                                                                                                                                                     - формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

  • - формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  • - формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
  • - формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
  • - формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:

  • - начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
  • - мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
  • - опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
  • - комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
  • - распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
  • - внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям обучающихся.
  • В настоящее время художественное образование в России представляет собой развернутую систему профессиональной подготовки специалистов и приобщения молодого поколения, широких  социальных масс к изобразительному искусству, художественному творчеству посредством специальных учебных заведений, широкой системы государственных и общественных мероприятий (художественные выставки, конкурсы, пропаганда изобразительного искусства и т. п.), различных форм художественной самодеятельности. Специалистов со средним художественным образованием готовят художественные и художественно-промышленные училища, училища (техникумы) декоративно-прикладного искусства и театральные художественно-технические училища. Высококвалифицированных рабочих архитектурно-отделочного профиля, мастеров и художников для народных художественных промыслов выпускают профессионально-технические (строительные) училища и художественно-профессиональные училища и школы. Высшее художественное образование дают художественные и художественно-промышленные вузы — Московский художественный институт имени В. И. Сурикова (ведет историю с 30—40-х гг. XIX в.), Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (основан в 1757 г.), Московское (бывшее Строгановское, основано в 1825 г) и Ленинградское имени В. И. Мухиной (основано в 1876 г.) высшие художественно-промышленные училища и др. Художественные институты — высшие учебные заведения искусства — готовят художников, архитекторов и искусствоведов высшей квалификации по специальностям: живопись, графика, музыка, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности, интерьер и оборудование, промышленное искусство, монументально-декоративное искусство, теория и история изобразительных искусств, архитектура. Кроме того, подготовка профессионалов высшей квалификации различного профиля осуществляется на соответствующих факультетах в театральных, полиграфических, текстильных и технологических институтах, а также во всех  государственных  институтах кинематографии. Более 40 художественно-графических факультетов педагогических институтов страны готовят преподавателей изобразительного искусства (с художественной направленностью). Педагогическая и методическая подготовка студентов в некоторых художественных институтах позволяет им в дальнейшем преподавать изобразительное искусство в общеобразовательных и детских художественных школах, а также в специальных учебных заведениях искусств. Обучение специальным дисциплинам в художественных вузах и училищах ведется под руководством опытных преподавателей — известных художников, академиков, профессоров, доцентов, которые определяют творческое развитие обучающихся, постоянно совершенствуют методы обучения и воспитания будущих художников, скульпторов, архитекторов, искусствоведов. Кроме профессиональных учебных заведений система художественного образования в России  включает широкую сеть детских художественных школ, изостудий при  Домах и Дворцах культуры, заочные университеты культуры, культурно-просветительные учреждения, мастер – классы, широкую пропаганду по интернету, радио, телевидению, в печати шедевров мирового зарубежного, русского дореволюционного и советского изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театрального и музыкального искусства, скульптуры и архитектуры[8.C.7]
  • Процесс историко-культурного становления системы художественного образования в России отражает принципы формирования художественной культуры в целом. На протяжении многих веков шло накопление опыта, совершенствование методов и форм обучения в каждом из видов искусств. Такая относительная самостоятельность образования в области музыкального, театрального и изобразительного искусства неизбежна[10.C.4].

До недавнего времени художественное образование в России  было в стороне от указанного интегративного процесса. Тем не менее, сама художественная культура, искусство, дает многочисленные примеры межвидовой, внутривидовой, межродовой, межжанровой, формообразующей интеграции, что обусловило стремление   синтетично войти, проникнуть в смежные области (виды) искусства. Этот процесс получил свое отражение  в художественном образовании на рубеже ХХ-ХХІ вв., где наблюдаются новые тенденции в организации художественного образования, в интерпретации смысла специализаций. Через современное художественное образование реализуются социально-функциональные потребности общества, в соответствии с которыми не только совершенствуются традиционные специальности (в области музыкального, театрального, изобразительного искусств), но и формируются новые, техногенные, аудиовизуальные: кино и телережиссер, кино и телеоператор, актер экрана, телеведущий, дизайнер, менеджер в области искусства, компьютерный аранжировщик музыкального произведения, компьютерный график и др. Появление и распространение инновационных специальностей в системе художественного образования демонстрируют ее большие творческие возможности, с помощью которых приобретается новый профессиональный опыт, переосмысливаются художественные проблемы, реализуются инновационные образовательные возможности, совершенствуются формы. Тенденция к синтезированию художественных знаний обусловила введение в практику средних учебных заведений в начале 90-х годов ХХ в. такой дисциплины, как мировая художественная культура. Соответственно началась подготовка преподавательских кадров в вузах, где изучаются история, теория и анализ всех видов искусства. В итоге в теоретических дипломных работах, магистерских, кандидатских и докторских диссертациях всё шире используются аналитические принципы, методы, формы изучения разных видов искусства в их сопоставлении и сравнении. Современные тенденции в развитии искусства способствуют разработке новых методологических подходов в искусствоведческой науке, одним из которых является компаративизм - метод сравнительного изучения связей, сходств или отличий в разнообразных художественных явлениях. Интеграционные процессы в реалиях современного искусства приводят к расширению, динамике системы художественного образования, внедрению инновационных форм и методов. Имея практические навыки в разных видах искусства (принимаются на эту специализацию только лица, окончившие среднее специальное художественное учебное заведение), студенты вместе с преподавателями достигают главной цели - овладевают инновационным методом компаративного анализа, вырабатывают навыки комплексного исследования интеграционных процессов в искусстве. Компаративное искусствоведение проецирует его на несколько видов искусств, избирая для анализа единый подход, стержень, структуру. Это дает возможность найти нечто общее для всех и то особенное, что свойственно тому или иному виду искусства. Таким образом, появляется возможность сравнения, компаративного сопоставления форм и выразительных средств, жанров и видов. Подобные приемы приводят к расширению ассоциативного мышления, к обогащению трактовки и восприятия художественного текста, приданию ему дополнительных интерпретационных обертонов. На основе сплава аналитических принципов, академических и инновационных формируется новое, во многом приоритетное направление в искусствознании. Опыт организации инновационных форм и методов художественного образования часто вызывает сопротивление со стороны "традиционалистов", продолжающих углубляться в дифференцированное, узкоспециальное образование. Такая позиция также правомерна в художественном образовании, но лишь как часть образовательного процесса, как один из принципов, не отрицающий инноваций. Подтверждая уникальность классического образования в каждом виде искусства, одновременно нельзя отрицать процесс их интеграции. Сама жизнь, современные социокультурные условия, интеграционные процессы в искусстве обуславливают, востребуют инновационные подходы к организации художественного образования[15.C.23].                                                                                                                       Если рассматривать систему художественного образования в целом (школа - среднее специальное учебное заведение - вуз), то в ней может присутствовать не только традиционное классическое разновидовое (в соответствии с разными видами искусства) дифференцированное образование, но и инновации, базирующиеся на практике художественного синтеза искусств. Всегда есть выбор, на каком материале и как воспитывать. Современное искусство "многоканально", соответственно "многоканальным" должно быть и художественное образование. Одним из ракурсов его организации становится принцип: в средних специальных учебных заведениях дается узкопрофессиональное классическое образование, в вузах образование обеспечивается на новом уровне, обобщающем и синтезирующем знания, образование инновационное по смыслу (содержанию) и форме подачи материала (технологиям)[16.C.20].

  • В связи с вышесказанным можно сделать следующий вывод: в искусстве возникли новые унифицирующие тенденции, новые направления, которые либо сами по себе являются интегрированными, либо способствуют и определяют необходимость выработки новых различных форм и явлений в искусстве. Такие реалии современной художественной культуры дают основания для инновационного расширения возможностей системы художественного образования. Ретроспективный и актуальный опыт интеграции искусств обуславливает необходимость определения и внедрения новых форм, а также выработки новых методов в художественном образовании.
  • Глава 2.  Художественное образование  в России: генезис, становление и развитие

2.1Исторические этапы развития художественного образования в России

Одна из важных проблем истории образования: становление и развитие художественного образования в России, которая обусловлена противоречивыми тенденциями. Система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование как часть общего образования и профессиональное художественное образование.

В самом раннем зарождении государственности, даже человечества происходит зарождения искусства, а вместе с ним и художественного образования, так как главной целью этого образования становится уже не просто обучение, а передача наследованной информации искусств и носило общекультурный, эстетический или служебно-административный характер. Можно  выделить  три основных этапа становления художественного образования на Руси в X- XV веках:

- 1 этап – это заложение истоков искусства;

- 2 этап – это освоение оставленных заложенных истоков искусства;

- 3 этап – это дальнейшая передача знаний искусства в художественном образовании.

Художественное  образование на Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно  в мастерских. Уже к XI веку рисование рассматривается,  как общеобразовательный предмет и был связан с обучением грамоте. Навыки в профессиональном художественном образовании приобретались в монастырских иконописных школах[15.C.42].

XVIII век явился тем этапом в развитии художественного образования, который, характеризуется сменой парадигм образования. Институциональный тип «школа-мастерская» заменяется быстро утвердившейся и долго господствовавшей классической моделью. Смена парадигм связана с изменением ценностных приоритетов, лежащих в основе культуры и художественно - исторического сознания. Утверждение в XVIII веке новой системы ценностей, идеалов, норм художественного мышления и языка вело к кардинальным преобразованиям в образовательной сфере, касающихся основ организации, методов обучения. С реформами Петра I появилась необходимость в художниках различных специализаций и потребность в правильно организованной школе, способной подготовить людей для несения различных видов государственной службы. Возросла потребность и в светском искусстве. Из-за границы приглашаются художники-педагоги. Рисование начинает широко внедряться как общеобразовательный предмет. Так рисование было включено в число предметов Московской академии (1715),Хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), Кадетском корпусе (1732). А в 1724 году в Российской академии наук предусматривалось преподавание «знатнейших художеств». Система образование отличалась тем, что ученик пока не пройдет положительно программу каждого класса, не перейдет в следующий.

Несмотря на то, что уже к концу XVIII века государство начало определять свои обязанности в вопросах организации образования для всех граждан Российской империи, о народном образовании как сложившейся государственной системе можно говорить вместе с образовательными реформами Александра I,  начиная с первой четверти  XIX века. Именно при Александре I были приняты законодательные акты, заложившие основы государственной образовательной политики, принципы управления народным образованием, структура, уровни, содержание этой системы. Художественное образование являлось частью образовательной системы, было связано с ней неразрывно.  В начале XIXстолетия начинают появляться негосударственные художественные школы, в которых система обучения строилась на академических принципах. Начиная с середины XIX века процесс развития сети негосударственных учебных заведений в области художественной культуры, как и в других сферах образования, приобретает общероссийский масштаб, становится заметным явлением социальной жизни. Это сказывалось, в частности, в основании множества провинциальных частных художественных школ, для которых Академия художеств организовывала государственные дотации, осуществляла активное методическое руководство: снабжала методическими пособиями, выделяла на их развитие средства.

Новая учебная реформа, проведенная в период царствования Александра II, готовилась правительством с привлечением широких общественных кругов, которая  отразилась во второй половине XIX века, где особого внимания заслуживают гимназический и университетский вопросы, вбирающие в себя, наряду с содержательными, структурными особенностями динамики развития, и вопросы академических свобод, взаимоотношения и влияния правительственной власти и общественных кругов, структурно-неоднородных,  отстаивающих различные, свойственные тем или иным  слоям населения России взгляды и пути развития школы. В конце XIXвека все большее понимание находит точка зрения П.П. Чистякова: общеобразовательная начальная школа, среднее художественное образование и высшее учебное заведение должны быть связаны в единую систему, каждая из ступеней которой представляет собой последующую стадию овладения единым в своей основе изобразительным методом. Отсюда – необходимость разделения функций, ступеней, как в профессиональном, так и в общехудожественном образовании. Реформаторская художественная педагогика достигла своего апогея отхода от академических традиций на рубеже XIX – XX веков[8.C.7].

После Октябрьской революции 1917 г. во всех городах  СССР и союзных республиках созданы художественные ВУЗы училища и школы.

В истории развития художественного образования советской эпохи и предшествующего ему периода можно выделить четыре основных исторических периода.

Информация о работе Художественное образование в современной России