Художественное образование в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования Историкокультурологический анализ художественного образования России.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущность понятия «художественное образование»
2. Рассмотреть содержание и формы художественного образования
3.Изучить специфику развития художественного образования в истории России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития изучения художественного
образования ……………………………………………………………………….6
1.1. Художественное образование: категориально-понятийный аппарат …….6
1.2. Содержание и формы художественного образования……………………10
Глава 2. Художественное образование в России: генезис, становление и
развитие…………………………………………………………………………..17
2.1.Исторические этапы развития художественного образования
в России…………………………………………………………………………..17
2.2. Художественное образование в современной России…………………...21
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список использованной литературы…………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Художественное образование в современной России как историко.docx

— 79.90 Кб (Скачать файл)

           Первый период ( рубеж XIX- XX вв. – первая половина 1930 – гг.) – определяется приоритетным значением в среде художественно-педагогической общественности, идея всеобщего эстетического воспитания.

В этот период определились научные методы изучения художественного творчества, создавались первые музеи и творческие выставки; коллекции произведений ( изобразительного, музыкального и литературного).

            Второй период (вторая половина 1930гг. – 1946г.) - отмечен политизацией процесса художественного образования под знаком « социалистического реализма» как стиля эпохи и метода. Этот период отмечен значительными противоречиями в области художественного образования: регламентированная система приобщения к « обязательным» видам искусства (литературе, пению, рисованию) в условиях политехнизации общеобразовательной школы приводила к тому, что предметы художественного цикла, как эстетические, фактически не участвовали  в образовательном процессе. В то же время определились и получили распространение формы внешкольного( дополнительного) образования, профессионально ориентировавшие выпускников на поступление в музыкальные и художественные ВУЗы. Преподавание искусства осуществлялось по единым государственным программам, обязательных для всех школ СССР.

            Третий период (1946 – 1970гг.). В рамках данного периода происходит официальное признание научного статуса за областью художественного воспитания. Проводятся исследования, направленные на изучение « формирования коммунистического  мировозрения  советского индивида средствами всех видов искусств».

            Четвертый период (1970 -1990гг.). Предметом  внимания ученых становится («массовый индивид»); активная деятельность на поприще эстетического воспитания представителей искусства обусловлена повторением ситуации рубежа  XIX – XX вв. – возникла проблема

«потребления искусства», дефицита «культурного зрителя, слушателя», «обнищание духовной культуры», «потери народом памяти культуры»[2.C.7].

           Сегодня приоритетное значение  приобретает национальная культура ( а так же региональный компонент)  в современном художественном образовании, способствующая интегрированию всех предметов художественной культуры в школе[6.C.7].

Таким образом, рассмотрев историю художественного образования в России, можно выделить следующие этапы  его  развития:

- становление и развитие художественного образования Киевской Руси;

- развитие художественного образования в годы Петровских реформ;

- особенности организации образовательного процесса  в  XVIII  веке;

- образовательные реформы XIX  столетия;

- периоды  и специфика развития художественного образования советской эпохи.

2.2. Художественное  образование в современной России

Одним из важнейших факторов современного развития общества является усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование. Необходимость усиления диктуется, с одной стороны тем, что именно культура выступает границей свободы индивида, страхует от проявления асоциальных, аморальных, преступных деяний и поступков. С другой стороны, происходят изменения в сфере художественного творчества, в эстетических и художественных вкусах людей. Изменения особенно ощутимы в условиях распространения информационных технологий. Меняются эстетическое мироощущение, средства художественной деятельности, представления об искусстве, что объективно требует поиска инновационных форм, методов художественного воспитания, а соответственно разработки системы такого воспитания во всех учебных заведениях.

С изменением социально-экономических отношений в стране, переходом к рынку, демократизацией начались изменения и в системе образования, которые отражены в законе РФ «Об образовании» (1992 г.).В данном законе названы принципы государственной политики в области образования, в том числе «единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [9.C.4]. Данный закон закрепил вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и государственных образовательных программ.

С целью выработки единой государственной политики в области сохранения и развития системы профессионального художественного образования была разработана «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 гг.»[10], в которой отражены стратегические задачи социально-экономического развития России, направленные на сохранение лучших отечественных традиций образования в данной сфере в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям.

Согласно этой концепции целями художественного образования на современном этапе развития в новой демократической России можно обозначить так:

- повышение общего уровня  значимости духовной культуры  искусства в области образования;

-сохранение, развитие и  дальнейшее совершенствование уникальной  системы учреждений художественного  образования как носителей духовной  культуры и искусства в многонациональной  России. Исходя из целей художественного  образования, можно выделить задачи, осуществление которых оно призвано  обеспечить:

- формирование  и развитие  эстетических потребностей и  вкусов у всех социальных и  возрастных групп населения;

-подготовка творческих  кадров к профессиональной деятельности  в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров  для системы художественного  образования;

-приобщение граждан России  к ценностям отечественной и  зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного  искусства;

-сохранение и передача  новым поколениям лучших традиций  отечественного профессионального  образования в области искусства;

- широкое внедрение художественного  образования как важного фактора  интеллектуального совершенствования;

-выявление художественных  одаренных людей, обеспечение соответствующих  условий для их творческого  развития.   В тоже время  при получении образования любого  уровня предполагается, что обучающийся  наряду с суммой знаний, навыков  и умений формируется как личность. В процессе самостоятельного  осмысления событий, морально-нравственных  законов развиваются эмоционально-эстетические  критерии восприятия мира, осваиваются  общественные ценности и нормы. Образование и культура, находясь  в тесной взаимосвязи, приобщают  личность к социально-культурному  опыту человечества. От сохранения  культурного многообразия России  зависит ее ведущая роль в  современном мире. Органичное вхождение  нашей страны в мировое образовательное  сообщество возможно только в  том случае, если народам России  будет обеспечено право на  сохранение и развитие своей  национальной самобытности, культурных  и духовно-нравственных традиций. Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Реализация вышеперечисленных целей и задач в области художественного образования должно оперативно решить все современные проблемы в области культуры и искусства, переживаемые российским обществом[6. C.8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение

Таким образом,  изучив и рассмотрев работы разных исследователей, можно предположить, что культурный художественно-образовательный процесс направлен не только на получение профессиональных навыков, но и на освоение человеком культурной художественной информации, на присвоение личностью общественно-значимых ценностей в художественной культуре, фундамент которой не рационален, а эмоционален: в данном процессе общественно-значимые ценности передаются педагогами в межличностном общении, усваиваются переживанием и после этого становятся стимулами художественной деятельности человека, опирающего на культурную художественную информацию и стремящегося к воспроизведению общественно-значимых ценностей.

Сегодня  ретроспективный взгляд на становление художественного образования позволяет проанализировать и осмыслить те процессы, которые происходят в художественном образовании на протяжении становления художественного образования в истории России. Исторически сложившийся процесс освоения художественной культуры определяется не только трансляцией культурных ценностей от поколения к поколению, но и развитием культуротворческого  потенциала личности — процесса, тесно сопряженного с решением проблемы самоидентификации.  Смена «знаниевой» парадигмы художественного образования дает возможность повысить качество образования, выйти на современный уровень образовательных технологий и рассматривать его не только как образованием, но и  как дающее возможность включения в культурную жизнь, обретения культурной компетенции, расширения системы ценностных ориентаций в процессе освоения культурного пространства.

 Актуализация культурно-образовательной  среды  способствует реализация творческого потенциала индивида с разным уровнем способностей.  Доминанты идеальной модели современного  художественного образования включают в себя не только знания, умения, навыки, но и показатели личностного развития индивида,  ориентацию на общечеловеческие ценности, широкую эрудицию, потребность в непрерывном образовании, нравственное самоопределение, способность к творчеству и саморазвитию, ценностное восприятие произведений художественной культуры, связанные с компонентами необходимыми для реализации культуротворческого потенциала личности (креативные, когнитивные, аксиологические, праксеологические). При таком культурологическом взгляде место и роль художественного  образования в современной России,  выявляет целый ряд интересных особенностей:

- во-первых, подобный взгляд позволил глубже осмыслить тот факт, что художественные навыки являются не только элементом системы образования в Российской Федерации, но и, прежде всего, составной и консолидирующей частью отечественной культуры;

- во-вторых, культурологический взгляд делает возможным более широкое понимание причин и последствий кризиса системы российского образования и культуры в разные  периоды истории России. Он позволяет понять, что дело не только и не столько во «внутреннем» кризисе и «отставании» отечественного образования, в том числе художественного, от «мировых стандартов» (как это утверждают многочисленные реформаторы российского образования), сколько в общих кризисных тенденциях, присущих всему европейскому обществу. В отличие от массовой культуры, которая стремится удовлетворить потребности большинства, обезличивает участников процесса и делает их просто потребителями, художественное образование воспитывает индивидуальность, приобщает к мировым ценностям, проверенным временем.

- в-третьих, трактовка современных художественных образовательных учреждений способствует выработке новой модели художественного образования и требований к нему. В этой модели заложен взгляд не только как на будущего профессионала и специалиста, обладающего необходимыми навыками и совокупностью знаний, но как на человека культуры, презумпциями которого являются развитое личностное начало, способность к творчеству и творческому самовыражению, выраженная тяга к непрерывному образованию и самообразованию, культурная толерантность, уважение к другим людям и их правам, рефлексивное (ответственное) правосознание, нравственное здоровье и т.д.

- в-четвертых, рассмотрение функций художественного образования в культурном пространстве России выдвигает на первый план в качестве одной из их доминантных задач формирование человека культуры в широком смысле слова - задачу человеко-творчества, человеко-образования.

То есть на первый план при таком взгляде выдвигается не задача формирования специалиста, а задача воспитания личности.

В социокультурном плане художественное образование выступает как средство сближения людей, являясь эффективным инструментом воспитания толерантности. Не каждый человек восприимчив к искусству, откликаться на него; это зависит от многих факторов – врожденных способностей, условий жизни в любом возрасте, воспитания в семье, социальной среды и т. д.

Культурологический подход к художественному образованию   детерминирует ряд новаций, позволяющих нетрадиционно осмыслить некоторые «проблемные узлы» российской культуры. Важным следствием является раскрытие процесса смены парадигмы художественного образования с «наполнительной» модели на модель, основанную на качестве образования. Актуальность осуществления историко-культурологического анализа художественного образования в России связана, однако, не только с потребностью погружения в отечественный опыт в поисках собственно образовательных решений, но и с необходимостью осмысления характера взаимосвязи художественного образования с модификациями культурного пространства общества – как это было в истории, как это происходит и должно происходить сегодня.

 

Список литературы

1.Александрова Е.Я. Художественное  образование в России / автореферат 

дис. …..канд. культурологии. – Москва, - 1997. – 48с.

2.Александрова Е. Я. Становление  и развитие системы художественного  образования в Росси / монография., канд. культурологии. – Москва, - 1997. -     138.с.

3.Большая энциклопедия:  В 62 томах., Т 57. – М. , ТЕРРА, 2006. – C.43.

Информация о работе Художественное образование в современной России