Художественное образование в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования Историкокультурологический анализ художественного образования России.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущность понятия «художественное образование»
2. Рассмотреть содержание и формы художественного образования
3.Изучить специфику развития художественного образования в истории России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития изучения художественного
образования ……………………………………………………………………….6
1.1. Художественное образование: категориально-понятийный аппарат …….6
1.2. Содержание и формы художественного образования……………………10
Глава 2. Художественное образование в России: генезис, становление и
развитие…………………………………………………………………………..17
2.1.Исторические этапы развития художественного образования
в России…………………………………………………………………………..17
2.2. Художественное образование в современной России…………………...21
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список использованной литературы…………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Художественное образование в современной России как историко.docx

— 79.90 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО - СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ГУМАНИТАРНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ                                                                                      КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В  РОССИИ: 

ИСТОРИКО – КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

                                                     

ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА IV КУРСА  641ГР.

     ЗАОЧНОГО  ОТДЕЛЕНИЯ                                                      

ИВАНОВА ИРИНА    ВАЛЕНТИНОВНА

ПРОВЕРИЛ (А): НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.ДОЦ.

КАНДИДАТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

доцент

МАНЗЫРЕВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

 

 

 

 

 

 

УЛАН – УДЭ

2013

                                               Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития изучения художественного 

образования ……………………………………………………………………….6

1.1. Художественное образование: категориально-понятийный аппарат …….6

1.2. Содержание и формы художественного образования……………………10

Глава 2. Художественное образование в России: генезис, становление и 

развитие…………………………………………………………………………..17

2.1.Исторические этапы развития художественного образования 

в России…………………………………………………………………………..17

2.2. Художественное  образование в современной России…………………...21

Заключение…………………………………………………………………….....26

Список использованной  литературы…………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

Актуальность. Художественное  образование как сложное, многосоставное социокультурное  явление,  сегодня занимает весьма заметное место, как в истории российского образования, так и в истории отечественной художественной культуры.

В процессе развития российского художественного образования в течение нескольких веков в нем аккумулировались многообразные знания, стратегии решения проблемы подготовки кадров для сферы художественной культуры, отрабатывались соответствующие технические решения и апробировались на практике прикладные технологии. Художественное образование было тем примером, где изучались и сохранялись традиции – и в тоже время шли постоянные поиски нового, ставились эксперименты, ломались привычные стандарты.

Стремительные темпы перемен во всех сферах жизни, резко возрастающий поток новых знаний, исчезновение переходного периода между получением знаний и их использованием, наконец, отчуждение процесса производства духовных ценностей от процесса их усвоения и передачи  требуют новые ценностные ориентиры образования, новую динамику. Эти тенденции наметились и в системе профессионального художественного образования, они требуют научного осмысления, разработки инновационных идей. Поэтому весьма актуальным представляется рассмотрение истории развития художественного образования в России с целью определения путей решения возникших сегодня проблем и задач.

 Степень разработанности проблемы Историко - культурологический анализ художественного образования   России предполагает обращение к исследовательским трудам, рассматривающим как общие вопросы развития русской культуры, образования, так и процессы становления и развития художественной культуры, художественной жизни общества, функционирования отдельных видов искусств.

В отечественной литературе имеется значительное число работ, посвященных анализу истории русской культуры, как  в целом, так и в  ее различных проявлениях, рассматривающих историю образования в широких социальных сферах.В этом отношении велика ценность работ отечественных авторов XIX–начала XX века, таких какН.А.Бердяев,В.В. Зеньковский, В.О.Ключевский, П.Н. Милюков,А.А. Мусин- Пушкин,С.В.Рождественский, П.А.Сорокин и др. Изучению истории русской  культуры посвящены работы И.В. Кондакова, Ю.М. Лотмана, Д.С.Лихачева,  и др.Теория художественной культуры рассматривалась в работах Б.М. Берштейна, М.С. Кагана, В.А.Конева, Ю.А. Лукина, К.Б. Соколова,  Л.Н. Столовича и др.История художественной культуры в Росси изучалась М.В. Алпатовым, И.А. Бартеневой, И.Э. Грабарь, Н. А. Дмитриевой, Ю.А. Дмитриевым, Н.П. Черепниным, С.П. Яровым и др. Непосредственно же исследование художественного образования  России проводилось в  трудах  Е.Я.Александровой, А.С. Борисова, Е.Б. Миловзоровой,   О.В. Сабелевой,В.Л. Яконюкаи др.

Объект исследования Художественное образование в России.

Предмет исследования: Процесс исторического развития художественного образования  в России.

Цель исследования  Историкокультурологический анализ художественного образования России.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. Выявить сущность понятия  «художественное  образование»

2. Рассмотреть содержание и формы  художественного образования

3.Изучить специфику развития художественного образования в истории  России

4. Описать состояние художественного образования в современной России.

Методы исследования Методологическая основа исследования данной работы строятся на трудах отечественных историков и культурологов: Е.Я.Александровой, А.С. Борисова, В.Ф. Зива, Д.Л.Зрелых, Е.Б. Миловзоровой, О.В Сабелевой, В.Л. Яконюка и др.

Специфика предмета исследования, а также поставленная цель потребовали применения в качестве основного историко – культурологического метода, благодаря которому были обобщены накопленные знания о художественной культуре и художественном образовании в истории России. В работе использованы также  общенаучные методы, описания, анализа, обобщения.

Структура работы Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, включающих в себя четыре  параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритические основы развития изучения художественного образования

1.1. Художественное образование: категориально-понятийный аппарат Рассмотрение  художественного  образования в России в рамках историко-культурологического исследования предопределяет необходимость осуществить  понятийный анализ этого явления, его структурные характеристики, сущность и  содержание.

Культура  это  регулятивная сфера любой социокультурной практики,  содержащая  систему нормативов, идеалов, иерархию ценностей, через которую транслируются устоявшиеся, одобренные социальной системой модели и образцы. Культура как система принципов, норм, ценностей находит в образовании важнейший канал для трансляции этих ориентиров. В тоже время образовательный процесс во все времена в значительной мере определялся характером, содержанием, смыслом достижений в самых различных областях культурной деятельности. Очевидно, что художественное  образование  мы,  прежде всего, определяем  как составную часть образования, связанную с трансляцией ценностей художественной культуры, передачей  знаний,  умений, навыков деятельности в области художественной культуры, где  оно  всегда было тесно связано с общекультурным  или, в широком смысле, культурологическим образованием и просвещением, имеющими богатейшие традиции в российской истории,  что сделало необходимым и неизбежным, наряду  с рассмотрением  вопросов, связанных  с отдельными видами художественного образования, обратиться к рассмотрению вопросов о взаимодействия образованияя культуры в конкретных социально-исторических обстоятельствах. Таким образом, несмотря на различные интерпретации и подходы, все авторы рассматривают художественное образование  в качестве примера синтеза образования и культуры  и считают, что через художественное образование, художественное производство,художественное

потребление, можно достичь   высокого общественного уклада материальной и духовной культуры в социуме. Художественное образование есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными [3.C.43].

В работах Ю.М. Лотмана, Д.С.Лихачева художественное образование рассматривается на разных этапах развития истории  культуры, конкретными  фактами  культурной жизни. По мнению ученых,  история  художественного образования  его развитие протекало под влиянием самых глубоких и действенных российских традиций -  выдвижения на первый план проблемы человека, формирование человеческой личности, научение, воспитание, где такое взаимодействие элементов считалось  важным  для подготовки  будущих музыкантов, актеров, художников. Единство  этих элементов не исключает  и их различия. Образование есть передача знаний, научение – передача умений, воспитание – приобщение к совокупности культурных ценностей[2.C.16].

М.С. Каган определяет художественное образование,   прежде всего как составную часть художественной культуры. Согласно ему, художественная культура есть совокупный способ, продукт и принцип организации художественной деятельности. В этом  определении  ключевым является слово «совокупный», которым автор подчеркивает, что художественная культура  охватывает  и органически соединяет в себе все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и т.п.), включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, хранение, восприятие и т.д.), а также процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критиков). Как считает М.С. Каган, именно художественная деятельность человека образует специфическую духовно-материальную целостность, так как материальное и духовное в ней не просто соединяются, а органически сливаются, взаимовлияют, порождая  некое качественно своеобразное явление, именуемое «художественность»[11.C.35]. Художественное образование определяется ученым как культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества (образа) на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения, где художественное образование включает:

- когнитивный аспект - отношение к народной традиции как духовно-ценностной;

- эмоционально-ценностный аспект, направленный на заполнение духовного мира воспитанника образами, впечатлениями, переживаниями, мыслями, идеями, идеалами, благодаря чему формируется культура чувств;

- деятельностный аспект - раскрытие творческих возможностей личности в процессе познания разнообразных видов художественной деятельности.

В работе Е.Я. Александровой пониманием художественного образования является  важным осознанием примера синтеза образования и культуры.Е.Я. Александрова считает, что система образования, несомненно, является, прежде всего, инструментом распространения традиционных, сложившихся в конкретной социокультурной системе ориентаций, моделей образцов, которые даются индивиду в процессе его социализации. Главная цель любого образования, как считает автор, развить способности человека в определенной  области знаний, получение  им профессиональных   теоритических и практических навыков, в  избранной сфере деятельности. По мнению автора, в   художественном образовании  важным является подготовка обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством[1.C.6].

Более актуальным, дает определение Зрелых. Д.Л.  Она считает, что художественное образование  является важнейшим элементом в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности,  где   процесс художественного образования длителен, непрерывен и, по существу, не завершаем. Он включает в себя целый ряд социокультурных институтов и подразделений, являющихся в совокупности также составными элементами художественной культуры, а именно  систему художественного образования, воспитания и обучения, направленную на подготовку профессиональных специалистов и на непрофессиональную деятельность в сфере искусства. Формы художественного образования  разнообразны. Можно говорить о таких его уровнях, как например, общехудожественное и специальное образование, о взаимодействии и специфике видов художественного образования, о  взаимообусловленности просвещения, воспитания и обучения, о разделении по признаку профессионализма или любительства, о существовании начальной, средней и высшей ступеней. Говоря же о художественном образовании как системе организации художественного обучения,  можно выделить такие подсистемы:

- сеть учебных заведений; структура учебных заведений; органы управления системой художественного образования;

- разделение на государственные и негосударственные учебно-воспитательные учреждения;

- профессиональные и любительские, специализированные и общекультурные институционные формы образования.

Главную роль в подсистеме играют учебные заведения:

-специализированные художественные и музыкальные училища, театральные вузы, консерватории и др.;

            -  общеобразовательные школы, музыкальные, художественные и вузы, главным образом гуманитарного профиля;

Информация о работе Художественное образование в современной России