Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении жизненных позиций молодого поколения как результата его социализации и адаптации к современной социокультурной ситуации в России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи;
- определить особенности адаптационного процесса молодежи к современной российской социокультурной ситуации;
- выявить направления совершенствования механизма управления процессом социальнокультурной адаптации молодежи в регионе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
1 Теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи ………………………………………………………

9
2 Особенности социокультурной адаптации молодежи ……
33
3 Совершенствование механизма управления процессом социально-культурной адаптации молодежи в регионе………...................................

54
Заключение ………………………………………………………………
76
Библиографический список……………………………………………..
81

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Характеризуя молодежь в качестве объекта социокультурной адаптации, следует отметить, что воздействие в современном российском обществе адаптационных средств осуществляется спонтанно, хаотично. И молодые люди оказываются в ситуации, когда только от них самих зависит успешность или неуспешность адаптации к конкретно-историческим условиям.

Изучение молодежи как субъекта социокультурной адаптации дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям через исследование «индивидуальных эквивалентов» личности, а именно ее ценностных ориентации. Совокупность ценностных ориентации ведет к формированию жизненной позиции личности, ее взглядов, мнений, оценок по поводу окружающего мира, явлений социокультурной реальности. В этом контексте жизненную позицию личности можно рассматривать как результат адаптации к существующим условиям.

Молодежь как совокупность развивающихся личностей - самая динамичная и критически мыслящая часть общества. Она обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процесс гуманизации и социально-экономических отношений, происходящих в обществе.

Молодежь как специфическая часть общества, обладающая психоэмоциональной, интеллектуальной и физиологической неустойчивостью, стремится приспособить свой ценностный мир к существующей социокультурной реальности. В то же время молодежь - это такая общность, на которую направлено максимальное число агентов адаптации. При этом адаптационный процесс характеризуется наибольшей хаотичностью и спонтанностью, что накладывает на молодое поколение максимальную ответственность за результаты своей адаптации к существующим условиям. Кроме того, сама молодежь неоднородна не только с точки зрения социального, но и социобиологического, что в современных условиях становится серьезной проблемой.

В условиях радикального изменения всей социальной практики одной из наиболее сложных проблем становится проблема такого формирования подрастающих поколений, которое обеспечивает универсальную подвижность субъекта его высокую мобильность и стремление к творческой самоактуализации33.

Экономисты, утверждают, что главным в модернизирующемся обществе становится человеческий капитал и все страны, заинтересованные в своем развитии уделяют этому капиталу все возрастающее внимание, а также и усиливают финансирование различных систем образования - начального, среднего, высшего, дополнительного и пр.

Эффективность процессов воспитания, образования и обучения неразрывно связана с возрастанием усилий исследователей, изучающих и обобщающих теоретические и практические аспекты трансляции культуры подрастающим поколениям в современных условиях.

Для проблем современного обучения, неразрывно связанного с трансляцией культуры принципиальное значение имеет вопрос о соотнесенности понятий «культура», «деятельность», «творчество». Исследователи полагают, что объективным критерием прогресса в области культуры предстает развитие самого человека, его способностей к творчеству. Методологически очень важным является рассмотрение специфики самого творчества, его связи как с производством по эталону, образцу, так и с обменом и потреблением культурных образцов.

Это - один из важнейших аспектов культуры, предполагающий процесс стереотапизации, стандартизации, без чего невозможно как сохранение культуры, так и, тем более, ее развитие и приумножение. Рассматривая творчество как исторически меняющийся процесс и органически связывая воедино процесс стереотипизации и создания нового или в другой терминологии - репродуктивный и продуктивный процессы в области культуры, исследователи ставят обучение (как процесс овладения историческим опытом человечества) в основу процесса становления личности. Обращая внимание на то, что культура раскрывается в языке, норме, традиции, системе знаний, орудиях труда, - во всей искусственной среде, культурологи подчеркивают, что все эти явления выступают в качестве феноменов культуры только будучи включенными в живую ткань человеческой творческой деятельности, в противном случае культурная ценность становится каноном, догмой, той традицией, которая формируя только стереотипное поведение, неизбежно приводит к стагнации. Если существо процесса овладения культурными ценностями составляет приглашение к сотворчеству, постижению внутренних законов развития культуры, ее содержательных и сущностных позиций, то овладение внешней регламентацией культуры формирует только формальные, количественные характеристики культурно-исторического субъекта.

Рассматривая вопросы специфики современного воздействия российского общества на подрастающие поколения страны, следует отметить, что к подрастающим поколениям необходимо подходить не только в зависимости от их специфических, психологических и возрастных особенностей, но и от факторов, зависящих от общих условий существования российского общества. Эти особенности и формируют положительные характеристики подрастающих поколений, они влияют на общие процессы социализации молодежи и на создание новых педагогических технологий34.

Усложнение социальной практики и возрастание объективно заданных материальным производством требований к работнику имеет своим следствием, с одной стороны, рост экономических вложений в личность со стороны общества и ее ячейки-семьи, а с другой - увеличение срока юности и замедление социального взросления подрастающих поколений, которое еще более возрастает за счет современной демографической ситуации в постсоциалистических странах: постарения населения, постоянного роста экономических притязаний большинства семей, а также связано с определенным уровнем общей культуры семьи и сохранением рождаемости на минимальной границе.

Сокращение и обеднение видов домашнего труда в семье, определяемое как развитием сервиса, так и снижением потребностей у семей с минимальными или недостаточными доходами, имеет своим следствием усложнение процесса трудового воспитания в семье, а недостаточно высокий уровень культуры вообще и негативные образцы культуры потребления, в частности, зачастую выступают, как основа воссоздания в социально-психологических характеристиках подрастающих поколений потребительской идеологии и инфантилизма, на что неоднократно обращали внимание эмпирические исследования последних лет.

Общее усложнение социальной практики человечества оказывает специфическое воздействие на молодежь, однако, не привлекая особое внимание всех общественных организаций и учреждений и средств массовой коммуникации к процессам воспитания позитивных поведенческих образцов, невозможно сформировать фиксированные установки и направленность личности в нужном современному российскому обществу духе.

Главной целью воспитания в большинстве современных стран, стремящихся к модернизации, становится формирование у личности потребности в самовоспитании и в саморегулируемом поведении, следовательно, в терминах морального сознания - высокого уровня ответственности личности, представления о должном поведении, короче - воспитание совести.

Эмпирические исследования, проводимые культурологами, социологами, психологами, педагогами и экономистами, фиксируют как положительные, так и негативные характеристики современных подрастающих поколений, анализируя субъективные мнения самих молодых людей о различных сторонах их настоящей и будущей жизнедеятельности.

Современное философское знание четко отличает реальный социокультурный процесс и рефлексию о нем, подчеркивая, что осознание людьми отношений, в которых они находятся всегда субъективно, односторонне, зависит от многих превосходящих обстоятельств, познавательных и аксиологических позиций людей. Вместе с тем было бы в корне неправильно не интересоваться представлением подрастающих поколений о своем месте в обществе, о тех задачах, которые стоят перед ними, об их жизненных планах, трудностях и достижениях, Именно эти знания способствуют тому, что старшие поколения вырабатывают правильную стратегию и практику научного управления процессом трансляции культуры, могут осуществлять этот процесс наиболее эффективно, не забывая о том, что социализация молодежи, как первичная, так и вторичная, во многом суть процессы, проходящие стихийно.

Выводы по первому разделу. В результате анализа теоретических положений мы сформулировали понятие «социокультурной адаптации молодежи», под которым в настоящем исследовании будем понимать целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый социокультурный процесс установления соответствия между уровнем актуальных потребностей личности молодого человека в рамках культурной среды и уровнем их удовлетворения, обеспечивающего развитие личности.

Специфика социокультурной адаптации молодежи заключается в том, что она раскрывает свою сущность через культуру и реализуется во взаимодействии молодых людей с социокультурной средой. Социокультурная адаптация является непрерывным процессом реагирования молодого поколения на изменения, происходящие в жизни общества.

Процесс социокультурной адаптации молодежи необходимо  рассматривать на трех уровнях: на уровне общества (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества; на уровне социальной группы (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.); на индивидуально-личностном уровне (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиций других индивидуумов.

Механизм социокультурной адаптации молодых людей выступает как единый процесс деятельности, общения, их самосознания в социальной деятельности, когда происходит преобразование их внутреннего мира, реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активности личности.

 

 

3  Совершенствование механизма управления процессом  социально-культурной адаптации молодежи в регионе

 

Эффективность и оптимальность процесса социокультурной адаптации молодежи сегодня решающим образом зависит от качества управления данной сферой. Следовательно, огромное значение в настоящее время имеет совершенствование организационно-технологического механизма управления данным процессом. 

Ведущая роль в управленческом процессе принадлежит таким социальным институтам общества как семья, система образования и труд.

Термин социальный институт означает совокупность конкретных, в первую очередь правовых норм, на основе которых регулирую, различные виды общественных взаимодействий и взаимоотношений в любом обществе.

В этой связи понятие институциональное развитие современного российсского общества обозначает процесс становления новых правовых норм, которые соответствуют изменившейся социальной практике, ведущей к изменениям традиционной деятельности различных институтов и учреждений, существующих в обществе35.

В последнее десятилетие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества обусловили существенное институциональное развитие таких значимых социальных институтов, как семья, система образования, политические, экономические и др. уже социальные институты.

Процесс институциализации предполагает теоретическое осмысление новейшей практики в разных сферах российского общества и создание таких политических и правовых норм, которые способствуют оптимизации деятельности всех существующих социальных институтов, для удовлетворения новых социальных потребностей.

Любой социальный институт современными социологами рассматривается как значимый элемент социальной системы, который обеспечивает сохранение определенной формы социальных взаимодействий, существующих в организациях, а также регулирует все формы и сферы социальной практики.

Специалисты отмечают, что социальные институты: упорядочивают отношения между людьми; регулируют их деятельность в организациях; формируют доделенные типы поведения в обществе; обеспечивают устойчивость и преемственность общественной жизни.

Социальные институты представляют собой совокупность учреждений, соответствующих конкретной социальной структуре общества, они базируют свою деятельность на совокупности социальных, в том числе религиозных, моральных, правовых, политических норм или установлений, которые обеспечивают определенное реальное одобряемое поведение людей, в соответствии с существующими нормами. Такое поведение базируется на авторитете общественного мнения и охраняется социальным контролем со стороны каждого социального института, заинтересованного в нормальной жизнедеятельности своих членов.

Процесс институализации - это становление и упрочение новых социальных норм и форм организации деятельности, которые необходимы для функционирования социального института в изменившихся социокультурных условиях.

В современных условиях государство является интегратором всех имеющихся социальных институтов, которые обеспечивают сохранение, упрочение и развитие существующих общественных структур.

В этой связи каждый молодой человек может более-менее свободно избрать: через какой социальный институт и в каких этнокультурных формах будет реализовывать необходимую ему функцию социокультурной социализации. Однако сама специфика деятельности социальных институтов приводит к изменению интересов и потребностей людей, участвующих в этой деятельности, и все они формируются в конечном итоге как члены именно всего конкретного общества. Использование своих профессиональных предписанных статусов и социальных ролей в рамках конкретной этничности приводит к изменению мотиваций и появлению новых интересов и потребностей у каждого члена общества, т.к. социокультурные потребности доминируют над этническими36.

Рассмотрим более подробно деятельность трех важнейших социальных институтов, в которых осуществляется первичная и вторичная социализация молодежи: семью, систему образования, труд.

Информация о работе Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе