Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении жизненных позиций молодого поколения как результата его социализации и адаптации к современной социокультурной ситуации в России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи;
- определить особенности адаптационного процесса молодежи к современной российской социокультурной ситуации;
- выявить направления совершенствования механизма управления процессом социальнокультурной адаптации молодежи в регионе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
1 Теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи ………………………………………………………

9
2 Особенности социокультурной адаптации молодежи ……
33
3 Совершенствование механизма управления процессом социально-культурной адаптации молодежи в регионе………...................................

54
Заключение ………………………………………………………………
76
Библиографический список……………………………………………..
81

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении факторов составляющих существо процесса депривации в индивидуальные личностные черты всегда оказываются менее существенными, нежели объективные структурированные социальные неравенства, способные сохраняться на протяжении длительного времени. Наиболее ярко депривация прослеживается в рамках института образования, особенно платного, будь то вузы или средние школы.

Вместе с тем, трансляция культуры подрастающим поколениям необходима через систему или институт образования для обеспечения преемственности культурных традиций и стабилизации общества. В этой связи социальный институт образования реализует ряд функций и решает множество социокультурных задач, которые существенно изменяются под влиянием конкретно-исторических обстоятельств. А именно:

1. Институт образования  поддерживает процесс цивилизационно-культурных  изменений общественного сознания, связанного со взвешенной мерой сочетания инноваций и нововведениями, с существующими культурными традициями;

2. Институт образования выступает своеобразным катализатором формирования общества личностного сознания, обеспечивает его развитие и реализацию знаний и нововведений в практике учебной деятельности. Исследования в области социологии образования показывают, что даже в условиях кризисного состояния российского общества, институт образования обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью.

Учитывая этот факт необходимо исходить из того, что оптимальная система образования, предполагает изменение социальных условий, а для того чтобы их изменить, нужна соответствующая система образования. Однако неверно было бы понимать эту формулу упрощенно, как автоматическое изменение института и его функций вслед за изменением общественных условий. Институт образования обладает относительной самостоятельностью, достаточной инерционностью и стабильностью даже в самые критические моменты общественных переворотов. Как писал Ф.Р, Филиппов, в идеале даже необходимо, чтобы образование играло определяющую роль по отношению к уровню развития производства и общественным условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям общества. Все это неизбежно, в свою очередь, порождает ряд противоречий как между системой образования и обществом, так и внутри самого института образования38.

Рассмотрение образования как социального института в аспекте «образование в системе общественных институтов» диктует включение его в исторический социокультурный контекст, т.е. во всю систему исторически сложившихся других социальных институтов общества, обеспечивающих функционирование экономических, политических, правовых, нравственных и иных социальных отношений. Воспитание и образование рассматриваются в ряду таких фундаментальных социальных институтов, как собственность, государство, семья, производственные ячейки общества, наука, средства массовой коммуникации и другие.

Образование регулирует, направляет, совершенствует объективные сущностные процессы развития человека, повторяющего культурную эволюцию человечества. При таком подходе образование рассматривается как синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, адаптации и социализации. Поэтому институт образования представляет собой многоуровневое образовательное и воспитательное пространство, создающее условия для саморазвития и социализации личности

Важной задачей образования как социокультурного института, является определение содержания, адекватного его функциям, стоящего на уровне современного научно-технического и аксиологического развития. Кроме того, стратегия развития образования не может не учитывать современные тенденции общественной жизни, связанные со стремлением всех народов к утверждению самоценности национальных культур.

Еще одна современная значимая задача заключается в том, что происходит расширение деятельности различных образовательных учреждений (государственных, общественных, частных), которые имеют различные цели и возможности. Тем самым, в XXI в. образовательное пространство индивидов представлено не только одним направлением «школа - вуз», а множеством разнообразных образовательных возможностей для каждого, наличием выборов, выходящих за рамки конкретного образовательного учреждений и возрастов, создающих для индивида условия для непрерывного образования в течение всей жизни.

Молодежь и трудовая деятельность. Важно отметить еще одно новое обстоятельство, которое пока еще исследователями в полной мере не оценено. Для современной России характерна существенная динамика перераспределения работников, занятых трудом на предприятиях с разными формами собственности. По данным современной статистики около 40 % всех занятых работают в организациях с государственной или муниципальной формами собственности, а свыше 45 % там, где существуют разные формы частной собственности, от 15 до 11 % трудятся в разного рода смешанных предприятиях и всего примерно 2,6 % на предприятиях, принадлежащих иностранным кампаниям.

Отметим, что в новых по формам собственности предприятиях заняты в основном молодые работники, в то время как на предприятиях госбюджетной сферы трудятся преимущественно люди старшего возраста, в том числе сотни тысяч пенсионеров. Это особенно заметно в системе образования, которая во все большей степени становится монопольной сферой занятости женщин пенсионного возраста, что имеет далеко идущие социальные последствия.

1 Сеченов И.М. Психология поведения: Труды / Под ред. М.Г. Ярошевского - M.: Ин-т практической психологии, 1995.- 320с.

2 Бернштейн Н.А. От рефлекса к модели будущего // Вопросы психологии.- 2002. -№ 2. -с. 94-98

3 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.: Труды - M.: Айрис-пресс, 2004.- 576с.

4 Леонтьев А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2003.- № 2.- с. 4-18

5 Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Вопросы психологии. -2001.- № 1.- с. 19-26

6 Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор).: Учебник - M.: Гардарики, 2003.- 704с.

7 Вебер М. Избранные произведения / Мю. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

8Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд: Пер. с фр. / Э. Дюркгейм. – СПб.: Союз, 1998. – 496 с.

9 Merton R.K. On Theoretical sociology. Five essays, old and nem. – N.Y., 1967

10 Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Студенческая молодежь в большом городе: поведение в экстремальной ситуации. // Высшее образование в России. 2011. № 12. с. 105-110

11 Ярская В., Ярская-Смирнова Е. Международные образовательные программы в области социальной работы. // Высшее образование в России. 2008. № 8. с. 128-135

12 Волков Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления. // Социологические исследования 2006. № 7. с. 13-22

13 Петров Д.С. Социокультурная адаптация молодежи // Труд и социальные отношения.- 2010. - № 2.- С. 37-40

14 Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд: Пер. с фр. / Э. Дюркгейм. – СПб.: Союз, 1998. – 496 с.

15 Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

16 Natanson M. The Social Dynamics of Mead. - Washington, 1956. - С. 21

17 Merton R.K. On Theoretical sociology. Five essays, old and nem. – N.Y., 1967

18 Talcott Parsons. The Concept of Society: The Components and Their Interrelations. In: T. Parsons. Societies: Evolutionary and ComparativePerspectives. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1966

19 Майерс Д. Социальная психология - СПб: Питер, 2010.- 794с.

20 Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Электронный учебник: Учебник - M.: КНОРУС, 2009.

21 Шабанова М.А. Успешные экономические акторы: адаптационное и протестное поведение в противоправном поле. // Социологические исследования 2007. № 10. с. 39-51

22 Никитина И.Н. Социальная адаптация как социологическая категория // Методологические проблемы социологического исследования / Под ред. д.ф.н. ДФ. Козлова. - М., 1979

23 Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов. - Саратов: СГУ, 1997.

24 Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 463с.

25 Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 376 с.

26 Самара, Г.Н., Петров, Д.С. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций / Под научн. ред. В.И. Добрыниной. – М.: ООО « Фирма Светотон ЛТД», 2004. – 206 с..

27 Ковалева А. И, Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.,2005. -285с

28 Игнатова Т.В. Социология молодежи / Т.В. Игнатова. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2005. – 172 с.

29 Журавлева С.И. Социокультурная адаптация современной российской молодежи: Автореферат канд.социол.наук / С.И. Журавлева. – Ставрополь, 2005. – 22 с.

30 Володина Н. Оценка эффективности процесса адаптации. // Справочник по управлению персоналом.- 2009.- № 5.- С. 58-63

31 Злочевская А.А. Теоретико-методологические основы исследования социокультурной адаптации в иноэтнической среде // Административное и муниципальное право.- 2011. - № 8.- С. 15-19

32 Кубякин Е.О. Социализация российской молодежи в условиях глобализации информационного пространства // Власть.- 2011.- № 3. - С. 59-63

33 Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы // Социологические исследования.- 2010.- № 6.- С. 93-101

34 Озеров А.Е. Социализация человека и базовые потребности личности // Социально-гуманитарные знания.- 2010.- № 3. - С. 327-334

35 Государственная молодежная политика в Российской Федерации: нормативно-правовой аспект: Учебно-методическое пособие / Сост. Л.Л. Юрова, А.А. Ермакова; Под ред. О.Н. Андреевой - Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2010.- 120с.

36 Злочевская А.А. Теоретико-методологические основы исследования социокультурной адаптации в иноэтнической среде // Административное и муниципальное право.- 2011. - № 8.- С. 15-19

37 Петров Д. Жизненные ориентиры современной молодежи // Человек и труд.- 2009.- № 11.- С. 18-19

38 Озеров А.Е. Социализация человека и базовые потребности личности // Социально-гуманитарные знания.- 2010.- № 3. - С. 327-334

 


 



Информация о работе Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе