Алкоголизм среди молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 22:37, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что проблема пьянства и алкоголизма продолжает оставаться одной из самых социально значимых и актуальных для нашего государства. Это негативное явление причиняет как обществу в целом, так и отдельным гражданам огромный материальный и нравственный ущерб. Тема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

Вложенные файлы: 1 файл

Алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одн.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА  ПИВНОГО АЛКОГОЛИЗМА

ПОДРОСТКОВ  СРЕДСТВАМИ

ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

 

 

 

 Из опыта  работы

                                                             Лавреновой Людмилы Викторовны,

 педагога  социального государственного

 учреждения образования «Средняя

 общеобразовательная школа №59»

  г.Гомеля

  Адрес:246006, г.Гомель,

  ул. Головацкого, 102

 тел. (8-0232) 78-98-82

 

 

Гомель 2010

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  проблемы исследования состоит в  том, что проблема пьянства и алкоголизма продолжает оставаться одной из самых социально значимых и актуальных для нашего государства. Это негативное явление причиняет как обществу в целом, так и отдельным гражданам огромный материальный и нравственный ущерб. Тема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

Алкоголизм  перестал быть сегодня медицинской  или моральной проблемами только отдельных лиц, он затрагивает здоровье, благополучие и безопасность всего населения, влияет на национальное развитие, алкоголизм – это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями. Алкоголизм стоит сейчас в одном ряду с такими распространенными заболеваниями, как сердечнососудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят их.

Масштабы и  темпы распространения алкоголизма  в стране таковы, что ставят под  вопрос физическое и моральное здоровье подростков. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя составляет свыше 8 литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых.

Особенно тревожным  фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному  детей и подростков. Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80 взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.

Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей. Решить проблему алкоголизации подростков только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. В целях усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь постановил утвердить Государственную программу национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006–2010 годы, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 1332. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну.

 

 

 

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПИВНОГО АЛКОГОЛИЗМА

Личноразвивающим средством является «устремленность», под которой понимается направленность человека на продуцирование таких действий, процесс самоосуществления которых сам по себе переживается как наслаждение, а удовлетворение желаний порождает рост возможностей действования. Содержание образования при этом выступает как своего рода «выращивание» самоценных интенций детей в сфере познания, переживания, действия. Традиционные, знаниево-ориентированные педагогические средства при этом окажутся неэффективными. Необходимо искать иные средства, способные проявить «свои устремления», возможности, переживания. Спецификой таких средств является «само действование», оно самоценное и заключает в себе возможность «самопроизводства». Одним из таких средств является игра и, кроме того, термином «средство» обозначает деятельностные и коммуникативные акты, осуществляемые в направлении удовлетворения ведущих побуждений субъекта.

Личноразвивающие  средства подростка опираются на основные потребности: с одной стороны, потребность в самоутверждении, с другой – потребность в общении, ибо ведущая деятельность в данном возрасте – интимно-личностное общение. Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка. Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка. Но более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Немалую роль в формировании личности подроста играет референтная группа – значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает.

В большинстве  случаев подростки не знают, что  они имеют возможность сами, по своей воле, изменить свое самочувствие, эмоции, поведение, мышление, изменить себя, формировать свою личность. В повседневной жизни эти процессы спонтанно возникают и сами уходят, и поэтому подростки часто считают, что они целиком и полностью зависят от внешних условий. Подросток, конечно, понимает, что одни и те же условия по-разному переживаются разными людьми.

Особенностью  воспитательной системы в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности, является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование школьников, переход от воспитания к самовоспитанию

Внеурочная (внеклассная, клубная, досуговая) деятельность детей в школе должна удовлетворять их потребности в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самоуправлении, самореализации с помощью специфического содержания, методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию.

Внеурочная сфера рассматривается как практика удовлетворения потребностей саморазвития в положительной деятельности.

Для процессов  саморазвития правильно организованная внеурочная деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В свободной добровольной деятельности по интересам выражены все необходимые для полноценного формирования личности этапы: целепологание (развитие свободы воли), планирование и организация (инициатива, творчество), реализация намеченных целей (трудолюбие, способности), анализ и оценка результатов (совесть, честность, честь). Необходимо организовывать ситуации успеха с последующей позитивной оценкой педагога и группы.

Г. К. Селевко  говорит, что организация внеурочной деятельности учащихся имеет в технологии саморазвития особое значение; она призвана:

– удовлетворять  разнообразные интересы детей, лежащие  вне учебной деятельности;

– предоставлять  подростку свободу выбора и смены  деятельности или ее элементов;

– делать досуговую  деятельность второй половины дня учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания и самовоспитания;

– создавать  гуманную развивающую среду жизнедеятельности  детей во внеурочное время;

– создавать  отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического  процесса;

– предоставлять подростку дополнительные возможности для самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самореализации в положительной деятельности;

– осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подбирать такую деятельность для  каждого индивида, в которой он наиболее успешен;

– стимулировать  социально-педагогические пробы ребенка, поддерживать его желание попробовать себя в разных видах деятельности;

– развивать  уверенность подростка в себе, самоуважение, самоутверждение, творческое раскрепощение [24, с.41-43].

В самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента – в трудовой коллектив, призывника – в армейское подразделение, или же говорится о личностном развитии в глобальных масштабах – в его долговременности и целостности – от младенчества до гражданской зрелости, мы не можем себе мыслить этот процесс иначе, как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает.

Развитие  личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности.

Личность может, как расти, строиться, развиваться, так и разваливаться, деградировать. А.В. Петровский пишет, что «как правило, личность у человека развивается, пока ему ее развивают (семья, школа, работа), и начинает разваливаться, когда за его личностью ухаживать он сам или окружающие перестают» [22, с.87].

Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельностного процесса.

Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, природное сырье, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и прочее. В этом длинном ряду нет только человека. Он, будучи субъектом деятельности, не может выполнять роль средства – таков принцип современной культуры.

Многомерный и  многообразный мир лежит перед  мысленным взором педагога в качестве бесконечного ряда потенциальных средств, которые могут быть привлечены к воспитанию и включены в систему организуемой жизнедеятельности детей. Педагогическая проблема заключается не в их отсутствии или скудности, а в их адекватности воспитательной задаче. Средства не ищут, за ними не ездят, их не приобретают, потому что они в великой пестроте своей вокруг педагога. Средства выбирают, отбирают, отвергают, подбирают – оставляя единственно пригодное для задуманной цели

Средства  воспитания – это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, компьютер), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др.

Большое значение имеет организация воспитательного  процесса среди учащихся по профилактике пивного алкоголизма. В центре внимания воспитательного процесса в этом направлении – главные этические ценности, как основа положительных черт характера. Критериями оценки воспитательной работы должны служить нравственная атмосфера в учреждении, эффективность работы преподавательского состава и способность учащихся проявлять положительные черты характера в реальной жизни.

Эта программа  в частности включает занятия  по таким темам:

– знакомство;

– умение слушать;

– виды и формы общения

– умение начинать, поддерживать, прекращать разговор;

– агрессивное, неуверенное  поведение и поведение с уверенностью в себе;

– виды группового давления;

– умение постоять за себя (умение сказать «нет»);

– право человека на уверенность  в себе;

– стресс; способы борьбы со стрессом;

– эмоции. Как справиться с гневом;

– виды критики, реакция  на критику;

– умение критиковать, умение хвалить и принимать похвалу;

– навыки критического мышления;

– умение принимать решение, этапы решения проблем;

– поведение в конфликтной  ситуации, решение конфликта путем совместного принятия решения;

– как завязывать дружбу, как поддерживать дружеские отношения;

– как прерывать нежелательные  отношения, как пережить потерю друга;

– отношения между мальчиками и девочками;

– взаимоотношения со взрослыми (с родителями, учителями)

– употребление, злоупотребление, болезнь;

– никогда не употреблять  алкоголь – хорошо.

Каждая встреча предусматривает  следующие элементы:

– психологические упражнения – активаторы, служащие для усиления интереса подростков, повышения их работоспособности, снятия напряжения, введения в данную тему;

– ролевые игры и сценарии для проигрывания в классе при  разборе какой-либо темы;

– обсуждение в  классе проблем, способных заинтересовать учащихся («мозговой штурм», групповые  дискуссии, работа в малых группах;

– новая информация, необходимая для усвоения учащимися (мини-лекция);

– отработка  полученных «жизненных» навыков.

Проведение  занятий с родителями подростков включает в себя вопросы:

– какое действие оказывает пиво, алкоголь на подростковый организм;

– каковы особенности поведения тех, кто употребляет алкоголь;

– почему начинают употреблять алкоголь и в каком  возрасте чаще это происходит;

– как распознать начало беды;

– что необходимо делать, чтобы уберечь ребенка  от заболевания;

– могут ли родители как-то помочь своему ребенку в решении его проблемы.

Информация о работе Алкоголизм среди молодёжи