Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении жизненных позиций молодого поколения как результата его социализации и адаптации к современной социокультурной ситуации в России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи;
- определить особенности адаптационного процесса молодежи к современной российской социокультурной ситуации;
- выявить направления совершенствования механизма управления процессом социальнокультурной адаптации молодежи в регионе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
1 Теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи ………………………………………………………

9
2 Особенности социокультурной адаптации молодежи ……
33
3 Совершенствование механизма управления процессом социально-культурной адаптации молодежи в регионе………...................................

54
Заключение ………………………………………………………………
76
Библиографический список……………………………………………..
81

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

в-третьих, третья составляющая успешной адаптации предполагает наличие эмоционального комфорта субъекта, т.е. его оптимистическое ил спокойное отношение к существующему порядку вещей, отсутствие негативного, тревожного или подавленного эмоционального настроения.

Вторичный анализ многочисленных исследований, проводимых в стране, в том числе и Орловской  области, показывает, что у подавляющего большинства молодых респондентов достаточно спокойное, нетревожное воприятие существующего, что существенно усиливает их установки н ценности частной жизни, семью и материальный достаток и подчеркивает политическую апатию и лояльность большинства опрашиваемых, в особенности людей молодых и в экономически активных возрастах.

Понятие «адаптация» означает приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление потенций индивида с процессами природной и социальной среды. Выделяют четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, психологическая, социальная.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения. По существу социокультурной адаптация является важнейшим механизмом социализации. Социальная адаптация означает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий29.

Процесс социокультурной адаптации рассматривают на трех уровнях:

1. Общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

2.     Социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

3.       Сам индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиций других индивидуумов.

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Выделяют четыре основных аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы.

Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями.

Механизм социокультурной адаптации молодых людей выступает как единый процесс деятельности, общения, их самосознания в социальной деятельности, когда происходит преобразование их внутреннего мира, реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активности личности.

Социальное самосознание личности выступает как механизм социокультурной адаптации, при которой происходит формирование и осознание своей социальной принадлежности и роли.

Существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как: 1) когнитивный включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т.д.; 2) эмоциональный, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния; 3) практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике. В целом, все эти социально-психологические механизмы адаптации личности составляют полное единство.

Эффективность, конечные результат социокультурной адаптации определяются объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает молодой человек.

В результате анализа теоретических положений уточнено, что для выяснения места, роли и значения социокультурной адаптации требуется общетеоретический системный подход. Понятие «адаптация» можно определить как типичное междисциплинарное понятие; по своему объему и содержанию оно охватывает не только биологические, но и социальные, технические, психологические и некоторые не органические адаптивные системы.

В ходе анализа существующих в социально-гуманитарных науках концепций установлено, что имеется значительное количество определений адаптации:

1. Адаптация как процесс установления  оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе жизнедеятельности, которое позволяет личности удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели; адаптация как восприятие личностью себя и своих социальных связей; адаптация как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду, которые зависят от целей и ценностных ориентации человека, от возможностей их достижения в соответствующей социальной среде и от принятия личностью социальной роли; адаптацию как активный процесс усвоения личностью социального опыта, овладения навыками общения, социальными ролями Это свидетельствует о социокультурной адаптации как сложном процессе установления соответствия между уровнем актуальных потребностей личности в рамках культурной среды и уровнем их удовлетворения, обеспечивающим развитие личности. Важным в данной связи представляется также учет основополагающих свойств социокультурной адаптации: целостность, динамичность, непрерывность и относительная устойчивость30.

Таким образом, социокультурная адаптация – это целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый социокультурный процесс установления соответствия между уровнем актуальных потребностей личности молодого человека в рамках культурной среды и уровнем их удовлетворения, обеспечивающего развитие личности.

Специфика социокультурной адаптации заключается в том, что она раскрывает свою сущность через культуру и реализуется во взаимодействии субъектов с социокультурной средой. Социокультурная адаптация является непрерывным процессом реагирования на изменения, происходящие в жизни общества.

После анализа свойств социокультурной адаптации отмечается, что понятие «социокультурная адаптация» содержит в себе немалый теоретический потенциал, который может и должен использоваться в анализе адаптационных процессов молодежи в условиях современного российского общества и региона, в частности.

Кроме того, в данном разделе предпринята попытка рассмотреть теоретические подходы к вопросу о структуре и классификации социокультурной адаптации.

В литературе существуют различные подходы к описанию структуры социокультурной адаптации. Неоднозначность выделения структурных компонентов связана как со сложностью самой адаптации, так и с разнообразием подходов к пониманию ее сущности.

Анализ современных концепций адаптации позволяет выделить несколько основных направлений структурирования адаптации:

1. Субъект-объектное направление, в рамках которого в качестве структурных компонентов адаптации предлагается рассматривать адаптивную ситуацию и адаптивную потребность. Подобное модельное представление адаптации указывает на субъект -объектные отношения, которые характерны для процесса адаптации.

2. Субъектное  направление, по мнению его представителей, адаптивная ситуация содержит в себе предпосылку возникновения адаптивной потребности, она порождает источник адаптивного взаимодействия, но не собственно адаптацию. Адаптационная ситуация - это состояние жизненных реалий, отражением которых являются те или иные противоречия адаптации.

3. Комплексное  направление основывается на  использовании системного подхода как единственно верного. В этой связи адаптация рассматривается как целостный процесс, который не сводится к выделению отдельных видов адаптации. Такое выделение - относительно и условно.

В ходе анализа структуры социокультурной адаптации были выявлены следующие составляющие ее компоненты: виды, факторы, субъекты и объекты.

Под факторами социокультурной адаптации понимают условия, влияющие на показатели адаптации. Учитывая невозможность выделения универсального фактора или перечня факторов, что было бы очень удобно для практических исследований социокультурной адаптации, ряд исследователей делает попытки объединения всех имеющихся факторов в группы: внутренние, внешние; ведущие, временные31.

Второй элемент структуры социокультурной адаптации – это субъект. Традиционное понимание социокультурной адаптации предполагает выделение четырех субъектов: личность, социальные группы, социальные организации и социальные институты. При этом обращает на себя внимание тот факт, что из всех выделенных субъектов адаптации только один является неделимым на более мелкие составляющие – это личность. Следовательно, личность может рассматриваться в качестве «элементарной единицы социокультурной адаптации». Это означает, что личность в отрыве от ее социального окружения не является в полной мере субъектом социокультурной адаптации, поскольку должна приспосабливаться к потребностям других людей. В зависимости от степени соотнесения интересов личности и интересов группы человек может воспринимать группу как формальную или неформальную общность, то есть одна и та же группа для одной личности будет являться формальной, для другой — неформальной общностью. Личность является субъектом социокультурной адаптации только с учетом расширения его потребностей и способов их реализации.

Последний компонент в структуре социокультурной адаптации - ее объект. В литературе под объектом адаптации понимают то, к чему необходимо адаптироваться. Подобное понимание объекта адаптации не отвечает представлениям о социокультурной адаптации, сформулированным в диссертации. Здесь источник адаптации видится вне человека, человек вынужден к чему-то приспосабливаться. На самом же деле адаптация — это внутренне мотивированный процесс, который характеризует принятие или непринятие личностью внешних и внутренних условий, а также активность личности, направленная на их изменение в желаемом направлении.

Рассматривая классификацию социокультурной адаптации личности, можно выделить следующие виды:

1. По направленности  изменений, происходящих в личности: прогрессивная, регрессивная.

2. По характеру  осуществления адаптации: добровольная, вынужденная.

3. По объекту  адаптации: производственная, брачная, соседско-приятельская, политико-правовая, учебная, социально - психологическая, экономическая, социокультурная.

4. По характеру  взаимодействия субъекта адаптации  и адаптивной среды: приспособление и приспосабливание.

5. По направленности  адаптации: внешняя, внутренняя.

6. По структурным  компонентам адаптивной среды: предметно-деятельная, личностная.

7. По характеру  инноваций: первичная, вторичная.

8. По психологическому  содержанию: преадаптация, дезадаптация, реадаптация, дисадаптация.

Таким образом, в ходе анализа структуры и классификации адаптации

были выявлены следующие составляющие ее компоненты: виды и факторы, субъекты и объекты.

Исследуя вопрос о социокультурной адаптации молодежи как субъекта, в дипломной работе отмечается, что молодежь - это совокупность личностей молодых людей в социокультурной среде. В ней отражаются все положительные и отрицательные стороны общественного бытия. Представители этой группы обладают максимальными преимуществами – физическим здоровьем, энергией и работоспособностью. Молодежь - самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества. Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества, займет все места от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир.

Современная молодежь - явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух во многом противоречивых эпох - прошлой, советской, социалистической и сегодняшней, российской, связанной с процессом формирования общества с рыночной экономикой. Это – естественно, наложило отпечаток на процесс адаптации молодежи, обусловило большую вариативность в личном отношении к сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных принципов.32

Среди основных моментов изучения молодежи как субъекта социокультурной адаптации следует выделить главный: условия успешной социокультурной адаптации. Ведь от успешности адаптации молодежи зависит здоровье и жизнеспособность всего общества.

Отличительной чертой социокультурной адаптации молодежи является то, что параллельно с новыми возможностями возрастает и социальное давление на молодых людей, усиливается социальная нагрузка. Общество усложняется, и все возрастающая конкуренция заставляет их сочетать ученичество со стремлением как можно скорее начать самостоятельно делать карьеру и конкурировать на равных с остальными участниками «борьбы» за ограниченные ресурсы. Характерным следствием данной ситуации становится недоверие к тем схемам, которые предлагает молодым общество в лице старших поколений, готовых передавать свой собственный опыт.

Еще одной особенностью социокулътурной адаптации современной российской молодежи является то обстоятельство, что разнородность молодого поколения обусловлена не только социальным положением, которое определяется образовательным, региональным, территориальным, материальным, этническим и другим статусом, но и состоянием здоровья как физического так и интеллектуального. В связи с обострением экологических проблем жизнедеятельности современного общества, резким возрастанием семей риска наблюдается значительное увеличение молодых людей, которые имеют ограничения в своем развитии.

Информация о работе Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе