Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении жизненных позиций молодого поколения как результата его социализации и адаптации к современной социокультурной ситуации в России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи;
- определить особенности адаптационного процесса молодежи к современной российской социокультурной ситуации;
- выявить направления совершенствования механизма управления процессом социальнокультурной адаптации молодежи в регионе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
1 Теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи ………………………………………………………

9
2 Особенности социокультурной адаптации молодежи ……
33
3 Совершенствование механизма управления процессом социально-культурной адаптации молодежи в регионе………...................................

54
Заключение ………………………………………………………………
76
Библиографический список……………………………………………..
81

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Семья и первичная социализация молодежи. Современная молодежь формируется под влияние существующих социальных отношений, включаясь в разные сферы жизни общества и осуществляет в различных социальных институтах общества вхождение в культуру или социализацию и адаптацию.

Российские социологи последнего десятилетия в семье, как социальном институте, выявляли лишь сугубо негативные тенденции (нестабильность, малодетность, неравенство в быту и пр.). Однако большинство молодых респондентов во всех исследованиях последнего десятилетия назвали свою семью дружной и сплоченной, они подчеркивали, что ощущают себя в семье комфортно и именно - в семье они находят взаимопонимание и поддержку.

Поэтому, общим для всех эмпирических социологических исследований последнего десятилетия является вывод о высокой ценности семьи для всех респондентов, независимо от пола, возраста, региона.

Взаимодействие личности с социальной средой в условиях обычной российской семьи осуществляется так же, как и в предшествующие десятилетия и в его основе лежит внутреннее стремление родителей обеспечить своим детям успешную адаптацию в те социальные структуры и отношения, к которым они стремятся. Влияние внешних факторов на первичную социализацию в семье имеет важное, но не определяющее значение, более того, конечный результат адаптации молодого человека определяется полученными дома установками личности и её общей направленностью.

От внутреннего настроя личности, его принятия/непринятия существующего зависят степень и форма социокультурной адаптации, это можно выразить в известных культурологических понятиях: «культурная дистанция», «культурный шок», «социокультурные границы», «историческая память», «синдром навязанной этничности».

Вместе с тем в настоящее время кризисные явления в российском обществе осложняют как процессы социальной адаптации, так и первичной и вторичной социализации, что приводит к десоциализации молодых людей, росту девиантного и делинквентному поведению, девальвации прежних систем ценностей, утрате нравственных ориентиров и черт традиционного национального характера, а значит, едет к росту маргинальности населения.

В стране проводится много исследований, посвященных разным аспектам деятельности семьи, её многообразным функциям. В обобщенном виде, суммируя эти данные, можно сделать ряд выводов, связанных с темой социокультурной адаптации в семье в современных условиях.

Индикаторами неблагополучия в этой сфере являются: усиливающаяся развращенность поколений; неудовлетворенность детей и подростков взаимоотношениями с родителями (в первую очередь — с отцами); низкая степень влияния родителей на формирование культуры и образа жизни подрастающего поколения; отсутствие в родительской семье должного примера взаимодействия, необходимого для воспитания будущих супругов и родителей; безнадзорность и десантное поведение несовершеннолетних и др37.

В регионе возрастает за последнее десятилетие количество родителей, уклоняющихся от прямого выполнения родительских обязанностей. Крайними проявлениями неудовлетворительного семейного, воспитания является наличие в регионе многочисленных «семейных династий», в которых представит нескольких поколений ведут делинквентный образ жизни, чьи дети в настоян время так же являются не только девиантами, но и правонарушителями. Количество родителей, лишаемых родительских прав, на протяжении последнего десятилетия остается стабильно высоким и в целом по стране не уменьшается, а увеличивается.

Другой семейной проблемой являются разводы. На протяжении последнего десятилетия количество заключенных браков остается достаточно стабильным, тогда как количество разводов за этот период увеличилось почти на 20 %.

В настоящее время ценность семейной жизни на практике россиян как свидетельствуют социологи для многих респондентов не очень высока. Распространяются разные формы незарегистрированных браков. Такие браки (сожительства, союзы) существовали всегда, но в последние десятилетия они встречаются все чаще и чаще. Данные российских социологов показывают, что среди женщин наиболее интенсивно незарегистрированные брачные союзы формируются в самых молодых возрастах: от 16 до 20 лет.

Анализ данных по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние годы показал, что число устройства детей под опеку не снижается. Дети-сироты весьма уязвимая часть общества, согласно оперативным данным из выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года около 33 % попадают на скамью подсудимых, около 20 % становятся бомжами, около 5 % заканчивают жизнь суицидом.

Дети-сироты - проблемная группа и не только в психологическом плане. Лишенные эмпатийного общения в семье, не имеющие контактов с близкими, перенесшие жестокое обращение - это то, что можно назвать частью социального капитала, сопровождающего стартовую социокультурную позицию этих детей.

Вместе с тем, можно отметить и определенную ценностную эволюцию по отношению к семейной жизни.

Семья фокусирует современный трансформационный процесс. В условиях общества всеобщего риска, от брошенных социалистических систем ценности, достаточно драматического перехода к рынку возникает ослабление адаптационных механизмов социализации в семье.

Вместе с тем есть определенные социологические факты, свидетельствующие о понимании высокой ценности семьи как социального института. Так стойкую ориентацию на семью как важнейшую жизненную стратегию часть жизненных планов показывают более 90 % молодых людей обоего пола. Молодые люди среди мотивов заключения брака на первое место поставили любовь, а среди семейных ценностей, прежде всего, указали верность и взаимопонимание.

Исследования, проведенные в молодежной среде, показывают существенные изменения в соотношении семейных и профессиональных ролей женщин. Только 17 % опрошенных молодых женщин, получающих престижные профессии, ориентируются на профессиональную деятельность, остальные на первое место поставили семейные роли. Молодые люди, в целом ориентируются на патриархальные семейные ценности: муж - кормилец, жена - хозяйка и мать. Видимо, в недалеком будущем произойдет отток женского участия в общественном труде, что возвращает семью к докапиталистическому образу жизни.

Возникновение патриархальных настроений является результатом многолетнего противоречия между семейными и профессиональными ролями семейных женщин в советском обществе, когда существовал двойной рабочий день: на производстве и дома при неразвитой бытовой инфраструктуре.

Доминирующую поддержку молодые люди, как правило, получают от семьи, которая выступает как главный социальный институт, обеспечивающий создание и передачу культурных ценностей, традиций и сложных поведенческих норм из поколения в поколение. В этой связи представляется, что центральное место в социальной политике региона должна занимать государственная семейная политика, целью которой является сохранение и укрепление института семьи основной социальной ячейки общества и важной государственной ценности, обеспечивающей не только воспроизводство населения и преемственность поколений, но и необходимую социализацию детей и подростков. Цели семьи - обеспечение благосостояния и стабильных условий существования. Проблемы гендерного и поколенческого равенства, приоритета интересов ей, забота о старших поколениях - одновременно являются и целями социального государства. Именно поэтому крепкая семья обеспечивает национальную безопасность региона и страны, укрепление государственной власти, заботящейся о их гражданах.

Вместе с тем анализ социокультурных процессов, происходящих в стране под влиянием либерального курса развития России, показывает, что сущность, так и сами методы проведения реформ подрывают доверие к власти любого уровня, равно как и к различным институтам, проводящим курс реформы.

Следовательно, надеяться на скорое разрешение проблем семьи и проблем ребенка в семье не следует, улучшение в ближайшие годы вряд ли будет иметь принципиальный характер, если сегодняшние экономические реформы не достигнут реальных результатов.

Очевидно, что российская семья не сохранится в прежних своих характеристиках. Необходимая новая концепция, которая интенсифицировала бы процесс более эффективной адаптации семьи с несовершеннолетними детьми в новую систему общественных связей.

Требуется и новая этика в отношении детей, рассматривающая ребенка в качестве самоценного субъекта, имеющего льготные, приоритетные права для своего развития. Экономя сегодня на детях, мы вовлечем себя в будущем в трагедию, глубину которой трудно даже себе представить. Необходимо предотвратить ситуацию, когда социальное переустройство общества обеспечивалось бы ценой выживания каких бы, то ни было групп населения. Рассчитывать на то, что семьи с несовершеннолетними детьми в одиночку справятся с обрушившимися на них социально-экономическими и прочими трудностями, не приходится.

Целью семейной политики в регионе в настоящее время считается выживание семьи в изменившихся условиях и взаимодействие ее членов во всех сферах жизнедеятельности. При этом, следует подразумевать не просто физическое выживание членов семьи, а ее сохранение как единого целого со всеми сущими ей функциями, внутрисемейными взаимоотношениями и связями с другими социальными институтами.

Политика, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойноe и свободное развитие молодых граждан, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, требует развития новых, адекватных современным условиям, институтов социальной сферы.

Социальный институт образования. Сегодня уже в полной мере обозначилась тенденция ориентации молодого населения региона на получение высокого уровня образования.

Институт образования один из наиболее старых, он существовал уже со времен античности, потому что во все времена было необходимо осуществлять преемственность культуры, а значит передавать знания, нормы и идеалы общества от старших к подрастающим поколениям.

Институт образования имеет своим целевым назначением:

–   социокультурное воспроизводство общественного человека;

–  трансляцию культуры в виде знаний, норм и ценностей общества;

–  обеспечение через преемственность поколений непрерывного хода истории общества. Цели деятельности института образования определяют его главные функции. Вместе с тем, доминирование политической идеологии в жизни современных государств существенным образом влияет на функции института образования. Так, переход к либеральной политической доктрине в современной России словил и переход от эгалитарного к элитарному образованию, возникновению новых образовательных учреждений, ориентации вузов на сервисное обслуживание населения, к новым технологиям в учебной деятельности и методологическому обеспечению образовательного процесса, исходящему из реалии временной социальной действительности. Рассмотрим это более подробно.

Характерным свойством любого социального института образования является наличие в нем определенных социальных функций, свойственных всему институту, и специфических, присущих отдельным его учреждениям. Главные его функции - обеспечение передачи учащимся современных знаний, вторичная социализация подрастающих поколений, приобщение их к базисным ценностям и практикам, а также овладение учащимися конкретными социальными ролей. Все это - явные функции, однако в образовании имеется и ряд латентных функций; приобретение определенного социального статуса, который позволит подняться молодому человеку в другую социальную страту, завязывание прочных дружеских связей, даже поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Любая функция при определенных условиях может, превратиться в дисфункцию, что приводит к нарушению главных целей института и малой эффективности существующих способов их достижения. В таком случае социальный институт начинает наносить вред обществу. По мнению многих исследователей, любое звено системы образования, начиная с современной школы все еще выпускает дилетантов, полузнаек, людей, которые не умеют решать практические задачи. Более того, в современных кризисных условиях, наряду с успешным решением задач, стоящих перед российской школой, наблюдаются серьезные и все более проявляющиеся негативные тенденции: не выполняется закон о Всеобуче; часть детей плохо овладевает навыками чтения и письма; большинство выходит из школы после 9-го класса не имея профессии и неприспособленными к труду.

Все это можно рассматривать как усиливающиеся дисфункции социального института образования.

Анализ эмпирических и прикладных исследований последних лет показывает, что одной из таких проблем, нечасто обсуждаемых в рамках современной российской социологии образования, является проблема депривации. В широком смысле в социологии депривация определяется как неравенство доступа к социальным благам. Она связана с бедностью и другими формами социального неблагополучия. Понятие множественной депривации обозначает отмечаемую в ряде исследований последних лет тенденции к возрастанию» факторов неравного доступa к общественным благам в разных областях.

Исследователи отмечают явно выраженный феномен умножения депривации. В современном российском обществе, так же как и во всем мире, родители, получившие хорошего образования и не имеющие высокой квалификации и достаточно высоких доходов, чтобы дать своим детям необходимое современному человеку образование, неизбежно обрекают их на ряд социальных ограничений, в том числе и в потреблении общественных благ.

Информация о работе Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе