Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении жизненных позиций молодого поколения как результата его социализации и адаптации к современной социокультурной ситуации в России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи;
- определить особенности адаптационного процесса молодежи к современной российской социокультурной ситуации;
- выявить направления совершенствования механизма управления процессом социальнокультурной адаптации молодежи в регионе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
1 Теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи ………………………………………………………

9
2 Особенности социокультурной адаптации молодежи ……
33
3 Совершенствование механизма управления процессом социально-культурной адаптации молодежи в регионе………...................................

54
Заключение ………………………………………………………………
76
Библиографический список……………………………………………..
81

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Т. Парсонс18 ставит знак равенства между социальной адаптацией и равновесием сил в обществе. Сбалансированное общество, или общество в равновесии, в основе которого находится «организационный нормативный порядок», организующий коллективную жизнь людей - это общество без конфликта, где каждый, во-первых, знает свою роль, во-вторых, понимает ожидания общества, в-третьих, нормативно реализует ее и, наконец, усваивает различные культурно-исторические ценности этого общества, таким образом, адаптируясь в нем. Иначе говоря, социальная адаптация - это равновесие между потребностями интересами и ценностями индивида и окружающей его социальной среды. Суть человеческого существования тем самым сводится к предельной адаптации индивида (любой ценой и любыми средствами) к нормам, обязанностям и функциям, задаваемым социальной средой19.                     

Представитель когнитивного подхода Л. Фестингер рассматривал адаптацию в качестве своеобразного защитного механизма, при помощи которого индивид стремится преодолеть психологический дискомфорт («когнитивный диссонанс»). Стремление к положительным эмоциям, положительному фону («когнитивный консонанс») вызывает у индивида потребность в адаптации. Таким образом, под адаптацией американский ученый подразумевает процесс приобретения информации (в том числе - социальных стереотипов и новых защитных механизмов), с помощью которой индивид стремиться преодолеть эмоциональное напряжение. В процессе преодоления тревожности и напряженности личность адаптанта претерпевает изменения.

Представители гуманистического направления социологии (Г. Беккер, Ф.В Знанецкий, А. Маслоу, У. Томас) изучали социальную адаптацию и как процесс, и как конечное состояние. Представление о динамичном характере адаптации позволило им в известной степени выявить ее структуру, механизмы и способы функционирования. В исследованиях адаптации с точки зрения гуманистического подхода ими впервые предложен в качестве критерия адаптированности очень важный показатель - степень интеграции личности и среды, который позволял оценить соотношение личностно-значимых и общесоциальных ценностей20.

М.А. Шабанова21 определяет адаптацию как «... процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально изменяющейся социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда - воспроизведения и вступления в иную восходящую стадию».

Другое направление в изучение адаптации - представление ее как процесса усвоения адаптом общественных ценностей с последующей их интериоризацией. Авторы, исследующие данный аспект социокультурной адаптации, акцентируют внимание на том, что в данном случае имеет место приспособление в новый или изменившийся социум, посредством освоения его норм и стереотипов поведения. Так, например, Никитина И.Н. определяет социальную адаптацию как «способ взаимодействия социального субъекта и социального объекта, целью которого является согласование их интересов, потребностей, ценностей...»22.

Итак, социальная адаптация есть процесс активного приспособления субъекта к условиям новой среды, на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с носителями ценностных ориентации данного социума.

Ряд ученых рассматривают социальную адаптацию с позиций объективного социума и субъективного (индивид/группа) аспектов ее изучения. Объективный аспект предполагает рассматривать проблемы социальной адаптации с тех позиций, когда на смену логике индивидуальной жизни приходит логика социального существования. Иначе говоря, субъект адаптации вынужден нормативно или функционально приспосабливаться к новым или изменившимся условиям внешней среды, то есть находить «разрешение противоречия в системе «личность - среда».

П.С. Кузнецов предложил подходить к изучению адаптации с трех позиций. Во-первых, рассматривать адаптацию как приспособление. Во-вторых, адаптация выступает как удовлетворенность. И, наконец, в-третьих, адаптация является функцией развития личности. В ямках этого направления адаптация рассматривается как внутренне мотивированный процесс принятия/непринятия личностью внешних и внутренних условий существования23.

Вызывает оживленную дискуссию определение понятий «социокультурная адаптация» и «социализация». Ряд авторов трактует эти понятия «социализация» и «адаптация» как синонимы.

Сторонники этой точки зрения видят адаптацию в качестве одного из методов социализации. Данный механизм позволяет субъекту адаптации (личности  или группе) активно включаться в разные структурные элементы социальной среды, в результате чего возникает стандартный индивид с готовой системой ролей отвечающих «потребностям общества»24.

  Адаптация является тем мощным механизмом, благодаря которому человек формирует базу для качественно новой ступени социализации. Социализация же, в свою очередь, - это необходимое условие адаптации. Она подготавливает адаптацию, создает для нее почву, так как несоциализированный человек не способен адаптироваться к социуму.

Вторая точка зрения по данному вопросу: и социализация, и социальная адаптация, представляют взаимосвязанные, но при этом абсолютно самостоятельные процессы, которые в ходе социального становления и утверждения личности, взаимодополняют друг друга.

Третья точка зрения сводит социокультурную адаптацию к чему-то более узкому в отличие от более широкого понятия - социализация. По мнению Г.М. Андреевой, последняя представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, под социализацией следует понимать процесс усвоения индивидом социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, а с другой, - процесс активного воспроизводства данного опыта за счет активной деятельности и включения  индивида в социальную среду25.

Примерно таким же образом оценивает социализацию Л.П. Буева. Согласно предложенной ею концепции, в процессе социализации действуют, по крайней мере, две тенденции. Первая заключается в принятии, усвоении индивидом социальных норм, а вторая - в их развитии, преобразовании26. Иначе говоря, социализация включает в себя адаптацию.

Итак, вышесказанное позволяет нам выявить взаимосвязь процессов социализации и социокультурной адаптации, а также черты различий между ними. Общее характеризуется следующими аспектами:

– оба процесса связаны непосредственно с формированием личности индивида;

– они предполагают активную позицию субъекта;

– связаны с усвоением и последующим воспроизводством социального опыта, протекают в разных видах деятельности, предполагают активность субъекта, и заключаются в усвоении и воспроизводстве социального опыта;

– оба процесса затрагивают как 'внутренние, так и внешние стороны взаимодействия личности и среды.

Таким образом, несмотря на тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов социализации и социокультурной адаптации они представляют собой два самостоятельных процесса.

С точки зрения представителей ролевой концепции под социокультурной адаптации следует понимать процесс вхождения человека в социальную роль. Адаптированность же является степенью, количеством, конечным состоянием (результатом) процесса адаптации и выясняет степень усвоения системы прав, обязанностей, норм, ценностей, предъявляемых обществом к этой роли. Под адаптивностью принято понимать способность субъекта адаптации особым образом реагировать на внешние условия с целью самоподдержания. Исходя из принципа, что человеческое общество по своей природе является адаптивно-адаптирующей системой, налицо неразрывная взаимосвязь социальной адаптивности и адаптации. Если социальная адаптивность фокусирует наше внимание на внутренних, ингрупповых механизмах приспособления к среде, то социальная адаптация представляет собой систему как внутренних, так и внешних действий.

Понятие «адаптирование», описывает действие, которое одновременно является как внутри- так и внесубъектным и направлено на ряд действий и состояли, обеспечивающих достижение субъектом способности оптимально приспосабливаться к среде.

Итак, «адаптация» - это понятие, обозначающее сложное явление действительности, которое обусловило появление разнообразных и несводимых друг к другу исследовательских подходов. Обобщая вышесказанное можно отметить, что социальная адаптация - это сложный процесс взаимодействия субъекта адаптации (индивидуального и коллективного) с внешней средой. Этот процесс не сводится к пассивному приспособлению адаптанта к условиям социума, а заключается в активной его социальной позиции, способной воздействовать социальную действительность и даже изменять ее.

Целью адаптации является обеспечение равновесия между внешними раздражителями и внутренними мотивационными процессами, направленными на достижение состояния эмоциональной удовлетворенности.

На сегодняшний день в социально-гуманитарном знании не существует однозначной трактовки структуры социокультурной адаптации.

Российская социологическая школа выделяет следующие направления структурирования адаптации. Во-первых, это так называемое субъект - объектное направление, рассматривающее в качестве структурных составляющих адаптации два компонента: это адаптивная ситуация с одной стороны и адаптивная потребность с другой.

Понимание структуры адаптации подобным образом указывает на субъект объектные отношения, характерные для процесса социокультурной адаптации индивида и доминирование в них объекта, т.е. общества.

Представители второго, субъектного направления считают, что адаптивная ситуация не входит в качестве составной части в структуру социокультурной адаптации. По их мнению адаптивная ситуация как источник адаптивного взаимодействия, характеризует не только саму адаптацию, сколько состояние жизненных стадий, возникающих перед адаптантом и отражающих те или иные противоречия процесса адаптации.

По этой причине в рамках данного направления предлагается рассмотрение структуры адаптации посредством характеристик субъекта адаптации. При этом различные авторы приводят свое видение составных компонентов адаптации27.

Итак, в качестве основного компонента в структуре социальной адаптации Шпак выделяет адаптивную установку на достижение цели, которая, во-первых, отражает адаптивные потребности индивида, во-вторых, помогает адаптанту занять активную позицию в адаптивной ситуации и, наконец, позволяет реализовать выбранную ролевую позицию в практической деятельности.

Другие исследователи социальной адаптации в рамках субъектного направления при анализе структуры адаптации используют термин «ресурсы», под которыми понимается совокупность средств, которыми обладает и которые использует субъект для обеспечения оптимального функционального состояния в процессе адаптации.

Третье направление - комплексное подходит к рассмотрению адаптации как к целостному процессу. Здесь в качестве структурных единиц адаптации выделяются виды, свойства, субъекты, объекты и факторы адаптации. По мнению сторонников этой концепции структура адаптации включает в себя Внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешнюю составляют субъекты и объекты адаптации, а внутреннюю структуру - виды и факторы.

К субъектам относят индивидов, группы, организации, социальные институты28.

Еще одним субъектом адаптации выступает социальный институт, под которым принято понимать «относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества». Проблемы адаптации социальных институтов, исследуются в рамках конкретных социологических дисциплин, таких как политическая социология, социология власти, социология религии, социология семьи и всеми направлениями менеджмента.

Кризисные явления в российском обществе осложняют процессы социокультурной адаптации, первичной и вторичной социализации, что приводит к десоциализации, девиантному и делинквентному поведению, девальвации прежних систем ценностей, утрате нравственных ориентиров и черт национального характера, а значит, ведет к маргинальности населения, в том числе и молодежи.

Исследование процесса социокультурной адаптации применительно к молодому поколению показывает, что главными параметрами и в то же время социальными индикаторами успешности/неуспешности этого процесса являются:

во-первых, степень удовлетворенности молодыми людьми своим материальным положением и уровнем достатка своей семьи, который чаще всего большинством молодых российских респондентов описывается как «нормальный», «хороший», во всяком случае, позитивно и чаще всего независимо от реального положения семьи или самого опрашиваемого. Другими словами, низкий уровень достатка и материальное положение «за чертой, бедности», которые характерны для трети россиян, субъективно многими молодыми людьми не переживаются, а рассматриваются как привычное состояние;

во-вторых, вторая составляющая адаптации показывает степень интегрированности молодежи в новые для нее общественные отношения, в которых реализуется ее жизнедеятельность и идет подключение субъекта ко всем сферам социальной практики. Этот процесс чаще всего реализуется стихийно и в таком случае он целиком зависит от личностных особенностей человека. В идеале в условиях радикальной смены общественно-экономических и социально-политических приоритетов этим процессам могли бы оказывать помощь различного рода социальные институты и учреждения, призванные обеспечивать бесконфликтное и эффективное включение населения в новые социокультурные процессы, будь то новые виды деятельности, новые системы ценностей, новые политические ориентиры и геополитические интересы. Практика российской действительности показывает, что деятельность государственных и общественных структур в этом направлении осуществляется, но она разнонаправлена, нередко запаздывает и чаще всего малоэффективна;

Информация о работе Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе