Управление корпоративной культурой вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать роль специалиста по связям с общественностью в формировании корпоративной культуры вуза.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие «корпоративная культура»;
• рассмотреть сущность и особенности корпоративной культуры вуза;
• изучить основные инструменты и механизмы управления корпоративной культурой вуза;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические аспекты управления корпоративной культурой вуза.
1.1 Сущность корпоративной культуры……………………………………...….5
1.2 Виды, структура и механизмы формирования корпоративной культуры...8
1.3 Особенности корпоративной культуры в высших учебных заведениях………………………………………………………………………..11
1.4 Особенности управления корпоративной культурой высших учебных заведений…………………………………………………………………………20
Глава 2. Анализ корпоративной культуры СПб ИВЭСЭП
2.1 Общая характеристика ……………………………………………………...29
2.2 Исследование понимания корпоративной культуры СПб ИВЭСЭП…….33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

В условиях растущего значения инноваций в достижении конкурентных преимуществ вуза необходимо понимать связь инновационной активности сотрудников и корпоративной культуры. В этой связи следует учитывать два момента:

  1. практика показывает, что руководство вузов не всегда в достаточной степени информирует своих сотрудников об управленческих инновациях. Нельзя игнорировать тот факт, что большинство людей боятся или избегают инноваций, так как они влекут за собой перемены - другое мышление, другой подход к рискам, другие роли и обязанности. «Призывы к инновациям без изменения соответствующих ожиданий в сознании людей - это то же самое, что пытаться набрать добровольцев в пожарники»27;
  2. внедрение любых инноваций (особенно управленческих) требует больших усилий и затрат, а отдача от них, как правило, наступает не сразу и имеет долгосрочный характер. Усилия и затраты требуются для защиты и поддержки данной инновации, пока она не преодолела  «барьера  большинства».   Затраты  зачастую  связаны  с  привлечением  к реализации управленческих инноваций специалистов для обучения и лучшей адаптации персонала к новым «правилам игры» (через организацию популярных лекций, тренингов и т. п.). Например, внедрение маркетинговой концепции мышления на все уровни СПб ИВЭСЭП (от высшего руководства вуза до его рядовых сотрудников) потребует длительного времени и значительных усилий. В этой связи рекомендуется, в частности, силами маркетологов вуза провести ряд лекций и тренингов для сотрудников института, и прежде всего для руководителей высшего и среднего звеньев всех подразделений вуза28.

Для совершенствования процедур, касающихся различных сторон корпоративной культуры вуза, рекомендуется составление «карты» данных процедур. Содержание подобных «карт» зависит от специфики деятельности различных отделов и подразделений вуза. Однако в любом случае они должны включать основные процедуры отдела / подразделения, их формализацию и мониторинг, оценку и корректировку. Например, к процедурам отдела маркетинга вуза относятся мониторинг, оценка и разработка корректирующих рекомендаций относительно состояния его ключевых маркетинговых активов (включая репутацию вуза, лояльность персонала и потребителей), а также соответствия политики образовательных услуг, ценовой, коммуникационной и распределительной политики стратегическим целям и корпоративной культуре вуза. 29

Актуальной задачей управления корпоративной культурой является также определение эффективности данного процесса. В силу сложности феномена корпоративной культуры некоторые исследователи ставят под сомнение возможность ее «измерения» в рамках сравнительного анализа. Кроме того, анализ зависимости между корпоративной культурой и эффективностью деятельности организации затруднен разногласиями по поводу адекватного способа измерения факторной эффективности. Тем не менее в связи с актуальностью проблемы специалисты пытаются найти адекватные методы ее решения.

Поэтому представляет интерес модель взаимосвязи корпоративной культуры и эффективности организации, разработанная зарубежными специалистами и использованная для анализа деятельности группы иностранных компаний, работающих в России. Предложенная ими модель включает четыре культурные составляющие эффективной организации: миссию (основанную на четком понимании своего предназначения и перспектив развития), вовлеченность (предполагающую делегирование полномочий, ориентацию на командную работу и развитие персонала), согласованность (обусловленную наличием «сильной», т. е. достаточно прочной, хорошо координируемой и интегрированной корпоративной культурой) и адаптивность (предполагающая способность и возможность для генерирования изменений).30 Положив данную классификацию в основу исследования, Д. Денисон и К. Фей показали, что в России адаптивность и участие теснее всего коррелируют с индексом эффективности, общей результативностью, прибыльностью и модернизацией продукции, миссия - с рыночной долей, ростом объема продаж, степенью удовлетворенности персонала и качеством. Вовлеченность является самым важным измерением организационной культуры для компаний, первостепенной задачей которых было повышение степени удовлетворенности персонала и повышение общего индекса эффективности.

Учитывая, что такие элементы, как миссия, вовлеченность, согласованность и адаптация становятся актуальными для любого современного вуза, данную модель можно использовать при оценке эффективности управления его корпоративной культурой.

Таким образом, подход к управлению корпоративной культурой как ключевым маркетинговым активом позволяет решить две основные задачи системы управления вузом: сформировать эффективный инструмент управления и повысить конкурентоспособность организации.

Управление корпоративной культурой должно находиться в центре внимания руководителей. При управлении ею необходимо учитывать следующие направления: формирование корпоративной культуры, поддержание и реформирование (модернизация). К механизмам изменения корпоративной культуры относятся: формализация, внутренний аудит, аттестация, обучение и тренинги, мотивация и поощрение. Миссия, вовлеченность, согласованность и адаптация  становятся актуальными элементами для любого современного вуза.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ корпоративной культуры СПб ИВЭСЭП

 

2.1 Общая характеристика  СПб ИВЭСЭП

 

В соответствии с Приказом «О переименовании института» №21 от 31 марта 2014 года принято решение о новом наименовании нашего института – Образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» (ОУ ВО «СПб ИВЭСЭП»).31 Юридический адрес: Санкт-Петербург, Литейный пр., 42

Институт создан  1994 году, расположен в одном из красивейших петербургских зданий – дворце княгини Зинаиды Юсуповой.

Учредителем выступила Межрегиональная общественная организация «Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Образовательное пространство ИВЭСЭП - 22 филиала и 2 представительства, охватывает всю страну и даже выходит за ее пределы. Это говорит о том,  что основываясь на традициях «Общество «Знание», в первую очередь, руководство ИВЭСЭП позаботилось о студентах, которые живут в Ленинградской области и др. регионах РФ, что территориально не дает возможности поступить и учиться в Санкт-Петербурге – главном институте. В филиальной сети ИВЭСЭП обучается свыше 20 тыс. человек. Все они получают унифицированные образовательные услуги, что обеспечивает высокий уровень обучения, закрепляемый дипломом единого образца.

Основными областями деятельности института являются образовательная, научная, а также ведение внешнеэкономической деятельности.

Конкретные формы и содержание организационно-правовых отношений внутри института определяются соответствующими положениями для структурных подразделений и учредительными договорами и уставами.

Сегодня ИВЭСЭП готовит специалистов и бакалавров разных направлений на своих шести факультетах. Это и экономисты, и юристы, и менеджеры, и специалисты по связям с общественностью и рекламе, и психологи, и переводчики, и инженеры, и международники, более того, в вузе ведется подготовка научных кадров по экономике и юриспруденции — работает магистратура и аспирантура. Институт обладает рядом преимуществ перед остальными негосударственными вузами, одно и самое важное из них – получение Государственного диплома о высшем образовании, получение качественного образования, что подтверждает сертификат качества Научно-исследовательского института мониторинга качества образования, удостоенного в рамках проекта «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования», а также  Золотая медаль конкурса в номинации «100 лучших вузов России» и Диплом «Лучший негосударственный вуз» в 2013 году.32  
          Необходимо отметить и тот факт, что согласно мониторингу РИА Новости и НИУ-ВШЭ, проводившемуся в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию», подготовленному по заказу Общественной палаты РФ в 2011 году, ИВЭСЭП занял 14 место по качеству приёма студентов в негосударственные вузы.33

ИВЭСЭП много и успешно работает на престиж. Профессорско-преподавательским составом в стенах Института часто организовываются научные конференции и встречи, публикуются книги и сборники научных статей. Более того, студенты вуза также сами организовывают специальные мероприятия, наиболее знаковым среди которых считается «День деловых игр» (ДДИ) — мероприятие, поддерживаемое кафедрой Связей с общественностью. ДДИ — это комплекс семинаров и мастер-классов для будущих специалистов по рекламе и PR, проведение которых в основном имеет форму образовательных игр. 

ДДИ – не единственное мероприятие, проводимое вузом. 20 апреля 2014 года в стенах вуза состоялся день открытых дверей. В рамках данного мероприятия оказалась и церемония вручения дипломов победителям ежегодной олимпиады «Паруса науки». Участники олимпиады были награждены сертификатами 1, 2, и 3 степеней, дающих право на льготу при обучении в вузе на первом курсе, а также традиционными денежными премиями Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

 «Паруса науки» —  это ежегодная олимпиада для старшеклассников, проводимая в стенах ИВЭСЭП, где они получают возможность  узнать  много полезной информации не только о  выбранной специальности, но и понять, чему  и как их будут учить.  Профориентация приобретает практический характер, что помогает ребятам сделать более осознанный выбор своего профессионального пути. Однако цель олимпиады гораздо шире.  Участие в «Парусах науки» можно рассматривать не только как ориентацию в мире профессий, но и как психологическую подготовку к сдаче ЕГЭ. Выпускники,  попробовавшие свои силы в тестировании, увереннее чувствуют себя на экзаменах, не теряются в новой обстановке.

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права принял участие  в выставке «Профессиональное образование-2014», которая прошла в «Ленэкспо» в рамках X Санкт-Петербургского образовательного форума.

Выставка «Образование и карьера» - это место, где выпускники и их родители имеют возможность в короткое время получить большой объем информации об учебных заведениях, определиться с выбором профессии и будущим местом учебы. На выставке представлялось более двухсот российских и зарубежных организаций, как учебных заведений, так и  компаний-работодателей.

Стоит отметить, что вуз был представлен на очень хорошем уровне: яркие информационные баннеры, подробные буклеты по специальностям, «живой» увлекательный диалог с посетителями выставки. Специалисты ответили на все интересующие вопросы об институте абитуриентов и их родителей.

СПб ИВЭСЭП располагает хорошей учебно-материальной базой, общей площадью 15576 кв.м., в оперативном управлении 3216 кв.м, арендуемая площадь 12360 кв.м. На указанную площадь имеются санитарно-эпидемиологическое заключение и заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.

Для проведения практических и семинарских занятий имеется четыре лекционных зала. Для осуществления качественного учебного процесса все помещения оснащены необходимой мебелью, досками и техническими средствами обучения (мультимедийные проекторы, телевизоры, интерактивные доски и пр.)

Для организации учебного процесса и проведения занятий имеются 140 единиц вычислительной техники, используемых в подразделениях института, все они объединены в локальную сеть для оперативного обмена информацией.

Библиотека института располагает учебной и учебно-методической литературой по всем реализуемым в институте направлениям подготовки. Объем библиотечно-информационного фонда составляет более 90 тысяч единиц хранения и обладает доступом к полнотекстовой Электронной библиотечной системе (ЭБС) «Книгафонда». ЭБС содержит широкий спектр литературы по разнообразным отраслям знаний. Это современные учебники, монографии, лекции и научная периодика. Для проведения занятий по физической культуре в институте имеется собственный спортзал с тренажерами, а также институт арендует спортзал и бассейн «Локомотив» в физкультурно-оздоровительном центре ОАО «Российские железные дороги».

 Для  медицинского обслуживания преподавателей, студентов и сотрудников: институт организует проведение плановых профосмотров и профилактических прививок. По договору врач-терапевт  ведет прием, в соответствии с графиком.

Ежегодно на территории института все преподаватели, студенты и сотрудники проходят флюорографическое обследование.

При институте организовано «Юсуповское кафе» на сорок посадочных мест. Кафе ценится за вкусную горячую кухню, свежую выпечку, и главное, - прейскурантом не высоких цен.34

 

 

2.2 Исследование понимания корпоративной культуры СПб ИВЭСЭП

 

Для достижения эффективной организации работы и обучения, отвечающим всем стратегиям Санкт—Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, был проведено полуформализованное полустандартизированное интервью преподавателей и студентов конкретного учебного заведения.

Следует отметить, что проведенное эмпирическое исследование носит пилотажный характер, поскольку в силу особенности объекта исследования и возможностей автора провести полномасштабное исследование весьма затруднительно. Более подробно данная тема будет рассмотрена в следующей работе.

Целью данного анализа является проверка соответствия уровня корпоративной культуры показателям, полученным в результате интервью как педагогического состава в числе пяти человек, двое из которых являются административными работниками института, так и учащихся старших курсов в числе пяти человек, а также составление личностного мнения у опрошенных по данной теме.

Анализируя полученные результаты, также важно учитывать разностороннюю сущность ответов, указывающую на различные подходы опрашиваемых к понятию корпоративной культуры и способам воздействия на неё как извне, так и изнутри института (например, самоуправление и волонтёрское движение в сфере воспитательных работ). Важнейшими задачами проводимой работы следует считать выявление заинтересованности в жизни и деятельности СПб ИВЭСЭП среди опрошенных через вычисление примерного коэффициента затраченного на опрос времени и сравнение конкретных показателей. Важно также учитывать как одну из поставленных задач оценку влияния занимаемых должностей и положений в институте на полученные ответы, углубление в психологический и логический аспекты анализа.

Информация о работе Управление корпоративной культурой вуза