Советская культура и современная Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:00, реферат

Краткое описание

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Советская культура и современная Россия.docx

— 108.86 Кб (Скачать файл)

Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. Определение путей  дальнейшего культурного развития стало предметом острых дискуссий  в обществе, ибо государство перестало  диктовать культуре свои требования, исчезли централизованная система  управления и единая культурная политика.

Одна из существующих точек зрения заключается в том, что государство не должно вмешиваться  в дела культуры, так как это  чревато установлением его нового диктата над культурой, а культура сама найдет средства для своего выживания.

Более обоснованной представляется другая точка зрения, суть которой состоит в том, что, обеспечивая свободу культуре, право  на культурную самобытность, государство  берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства  и обязанности по охране культурно-исторического  национального наследия, необходимую  финансовую поддержку культурных ценностей.

Государство должно осознавать, что культура не может  быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания  нравственного, психического здоровья нации. Кризис духовности вызывает сильный  психический дискомфорт у многих людей, так как серьезно поврежден  механизм идентификации со сверхличными ценностями. Без этого механизма не существует ни одна культура, а в современной России все сверхличные ценности стали сомнительными.

Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния. Распадающаяся  культура мало приспособлена к преобразованиям, ибо импульс к созидательным  переменам исходит от ценностей, являющихся культурными категориями. Только интегрированная и крепкая  национальная культура может сравнительно легко приспособить к своим ценностям  новые цели, освоить новые образцы  поведения.

В связи с  этим в современной России представляются возможными три модели развития многонациональной  культуры:

победа культурного  и политического консерватизма, попытка стабилизировать ситуацию на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. В этом случае:

происходит возврат  к огосударствлению культуры,

осуществляется  автоматическая поддержка культурного  наследия, традиционных форм творчества,

ограничивается  иностранное влияние на культуру,

отечественная художественная классика остается предметом  культа, а эстетические новации вызывают подозрение.

По своей природе  эта модель недолговечна и неминуемо  ведет к новому кризису, но в условиях России она может просуществовать  достаточно долго;

интеграция России под воздействием извне в мировую  систему хозяйства и культуры и превращение ее в "провинцию" по отношению к глобальным центрам. При утверждении данной модели:

происходит "макдонализация" отечественной культуры,

стабилизируется культурная жизнь общества на основе коммерческой саморегуляции.

Ключевой проблемой  становится сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния  и интеграция культурного наследия в жизнь общества;

интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника  мировых художественных процессов. Для реализации этой модели необходимо в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать  государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии, всемерно поощрять включение  творческих работников во всемирные  сети художественного производства и коммуникации. Именно эта модель заслуживает решительной поддержки, ибо ориентирована на культуру, которая должна активно влиять и на политику, и на экономику, и на духовную жизнь.

Таким образом, культура России новейшего времени - сложнейшее и неоднозначное явление. С одной стороны, она всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой стороны, оказывалась под влиянием западной культуры в широком смысле этого слова.

Отечественная культура в эпоху новейшего времени  прошла несколько наиболее существенных этапов: досоветский (до 1917 года); советский (до 1985 года) и современный этап демократических  преобразований. На всех этих этапах проявилась большая роль государства в развитии культуры, относительная пассивность  населения, большой разрыв между  культурой масс и ее наиболее выдающихся представителей.

Вступив на путь капиталистического развития позднее  ведущих стран Запада, Россия в  пореформенные годы сумела добиться многого в области экономики. В духовном же отношении Россия на рубеже XIX-XX веков дала мировой культуре целый ряд выдающихся достижений. Противоречивый характер развития культуры в советский период привел к накоплению многочисленных противоречий, разрешение которых еще не завершено.

Направленность  развития культуры в будущем будет  определяться многими факторами, прежде всего освобождением от внешней  зависимости, учетом самобытности России и опытом ее исторического развития. На рубеже тысячелетий Россия вновь  оказалась на перепутье. Но как бы ни сложилась ее судьба, русская  культура остается главным богатством страны и залогом единства нации.

На рубеже тысячелетий  человечеству брошен вызов в виде глобальных проблем, перед лицом  которых ему предстоит выступать  в качестве единого субъекта, принимающего осознанные и согласованные решения. В этом созидании общечеловеческого  единства решающая роль принадлежит  взаимообогащающему диалогу различных культур, мировому культурному процессу.

Русская культура издавна играла важную роль в этом процессе. У России особая цивилизующая и организующая функция в мировом  социокультурном пространстве. Русская культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала. Россия - страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира.

Список  литературы

Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000.

Белова Т. Культура и власть. - М, 1991.

Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза.- М.,1991.

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.

Ильина Т.В. История  искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.

Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта советской истории. - М., 1992.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.

Культура: теории и проблемы. - М., 1995.

Культурология. Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.

Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. - М., 1992.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.

Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис,1998. №5, -С.106-113.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

Информация о работе Советская культура и современная Россия