Советская культура и современная Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:00, реферат

Краткое описание

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Советская культура и современная Россия.docx

— 108.86 Кб (Скачать файл)

Идеологические  кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в  обществе атмосферу страха.

После смерти Сталина  черты тоталитаризма долгое время  продолжали существовать в культурной политике. Это не означает, что формирование и упрочение культа личности связаны  с отсутствием в художественной культуре советского периода инакомыслия.

В последнее  время читающей публике стали  широко известны "Несвоевременные  мысли" М.Горького, "Окаянные дни" И.Бунина, дневники М.Пришвина и И.Павлова. Протест против духовного гнета  звучит в произведениях Е.Замятина, А.Платонова, М. Булгакова, поэтов Н.Клюева, С.Клычкова, О.Мандельштама.

Время произвело  свой отбор. О многих произведениях, отмеченных в те годы Сталинской премией, ныне не вспоминают. Зато остались в советской литературе "Золотая карета" Л.М. Леонова, "Далекие годы" К. Г. Паустовского, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К.А. Федина, "Звезда" Э.Г. Казакевича. В классику советского киноискусства вошли "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и "Подвиг разведчика" Б. В. Барнета.

8. Советская  культура в период "оттепели" и "застоя"

"Оттепель" в советской культуре. Реформы,  начавшиеся после смерти Сталина,  создавали более благоприятные  условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии  в 1956 году культа личности, возвращение  из тюрем и ссылок сотен  тысяч репрессированных, в том  числе представителей творческой  интеллигенции, ослабление цензурного  пресса, развитие связей с зарубежными  странами - всё это расширило спектр  свободы, вызвало у населения,  особенно молодежи, утопические  мечтания о лучшей жизни. Сочетание  всех этих совершенно уникальных  обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления  в 1954 году повести И.Эренбурга с  названием "Оттепель" и до открытия процесса над А.Синявским и Ю.Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю  СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

Само понятие "оттепель" в социокультурном плане имело два смысла:

символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

Эпоха перемен  в советском обществе совпала  с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей".

В советском  обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности "отцов" за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников - сталинистов.

Впервые в истории  советской культуры были поставлены вопросы:

Какова роль советской интеллигенции в обществе?

Каковы ее взаимоотношения  с партией?

Как следует  оценивать культурное прошлое СССР?

Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу  творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое с идеей их диффузии).

В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма  нашло отражение в противостоянии консерваторов (Ф.Кочетов - журналы "Октябрь", "Нева", "Литература и жизнь" и примыкавшие к ним журналы "Москва", "Наш современник" и "Молодая гвардия") и демократов (А.Твардовский - журналы "Новый мир", "Юность"). Журналу "Новый мир", главным редактором которого был А. Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицина.

Большую роль в  закреплении идеологии "оттепели" сыграли пьесы В.Розова, книги  В.Аксенова и А.Гладилина, стихи Е.Евтушенко  и А.Вознесенского, кинофильм М.Хуциева "Застава Ильича". Правду о сталинизме несли труды А.Солженицина, Е.Гинзбург, В.Шаламова и многих других.

Своеобразными центрами инакомыслия стала деятельность театральных коллективов "Современника" и "Таганки". Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма.

Художественные  выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

Самиздат возник в конце 50-х годов. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся  в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской  действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые  издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало "оттепельного" самиздата положили списки поэмы  Твардовского "Теркин на том свете", написанной в 1954 году, но не разрешенной  к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. Первый самиздатовский журнал "Синтаксис", основанный молодым  поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные  произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 году эстафету самиздата  подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский  и другие).

Социокультурные истоки антисоциалистического искусства имели уже собственную основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б.Пастернака (М.Горький считал его лучшим поэтом социалистического реализма в тридцатые годы), опубликовавшего на Западе роман "Доктор Живаго", где автор критически переосмысливает события Октябрьской революции. Исключение Пастернака из Союза писателей подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

Культурная политика в период "оттепели". Н.Хрущев четко  сформулировал задачу и роль интеллигенции  в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее "автоматчиками". Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством "установочных" встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда оказывались в состоянии вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к неоправданным выпадам против деятелей культуры. Хрущев резко высказывался против поэта А.А. Вознесенского, чьи стихи отличаются усложненной образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, автора фильмов "Весна на Заречной улице" и "Два Федора", М.И. Ромма, поставившего в 1962 году художественный фильм "Девять дней одного года".

В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых  художников в Манеже Хрущев устроил  разнос "формалистам" и "абстракционистам", среди которых был и скульптор  Эрнст Неизвестный. Все это создавало  нервозную обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия  к политике партии в области культуры.

Время хрущевской "оттепели" прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их "скрытного  подтекста" (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов  народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов  партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало  неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала  гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке. Большие последствия для общественного сознания имело возникновение альтернативных источников информации - самиздата, передач зарубежных радиостанций.

Общая характеристика советской культуры периода "застоя". Более двадцати лет в советской  истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась  противоречивыми тенденциями. С  одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства  страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные  изменения:

благодаря научно-техническому и информационному прогрессу  произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди  молодежи, к традиционным ценностям  русской культуры и к западным образцам жизни;

нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и  национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).

Следует отметить эволюцию форм этого противостояния - от резкого неприятия до установления определенного взаимосогласия и взаимодействия, что было продиктовано жизненной необходимостью изменения ориентиров внутреннего и внешнего развития. Так, логика развития предмета отображения действительности официальной культурой была связана с попыткой сохранения своего доминирующего положения в общественном сознании, что вызвало переход от явного "лакирования" явлений окружающей жизни к традициям неосталинизма, возрождая тем самым духовные ценности русской культуры через военно-патриотическую и культурно-историческую тематику (например, фильмы "Война и мир" и "Андрей Рублев" режиссеров С.Бондарчука и А.Тарковского).

Существенной  особенностью социокультурной модели "застоя" было начало возрождения национальных традиций "снизу", а не "сверху". Иначе говоря, процесс "очищения" ядра русской культуры происходит через развитие городской культуры, объективно направленной на возрождение традиционных обрядов и ценностей, и через художественное творчество "деревенщиков" (Ф.Абрамова, В.Белова, Б.Можаева, В.Шушкина и др.), показавших самобытность и жизнеспособность русского села.

Процесс нарастания противоречий, обусловленный становлением национальных культур как великорусской, так и в каждой союзной республике (крае, области и т.д.) подготовил необходимую почву для социокультурной политики "перестройки".

Культурная политика периода "застоя". С приходом нового политического руководства ( Л.И.Брежнев) ускорился процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в 1965 году писателей А.Синявского и Ю.Даниэля по обвинению в антисоветской деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений. В феврале 1966 года состоялся суд. Это был первый открытый политический процесс после смерти Сталина, и он произвел гнетущее впечатление на современников: писателей судили за литературные произведения, и, несмотря на давление, они не признали своей вины.

Информация о работе Советская культура и современная Россия