Советская культура и современная Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:00, реферат

Краткое описание

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Советская культура и современная Россия.docx

— 108.86 Кб (Скачать файл)

В 1970 году был  ликвидирован последний оплот либеральной  интеллигенции. С отставкой А.Твардовского с поста главного редактора "Нового мира" журнал утратил свою роль органа демократических сил. Вынужденный  уход Твардовского из "Нового мира" отразил усиление консервативных тенденций  в руководстве культурной жизнью. В последующие годы эти тенденции  усилились.

Внешне демократические  формы управления культурой не могли  заслонить истинного положения  дел. В эти годы регулярно собирались съезды учителей, работников высшей школы, творческой интеллигенции, конференции  обществоведов. Однако постепенно они  превращались в парадные мероприятия, проводимые по заранее согласованному сценарию.

Административно-бюрократическая  система, сложившаяся в конце 20-х - начале 30-х годов, пустила глубокие корни. Попытки преодолеть последствия  культа личности Сталина не затронули  основ этой системы, а лишь придали  ей некоторую демократическую видимость. Усиление административного нажима можно проследить в различных  сферах культурной жизни. Трудные, порой  невыносимые условия создавались  для работы педагогов-новаторов, вне  критики оказывались произведения или научные работы авторов, занимавших высокие посты. Росло число талантливых  произведений, не укладывавшихся в установленные каноны и потому не дошедших до читателя или зрителя. Политическая неблагонадежность была достаточным основанием, чтобы ученый, писатель или художник лишался возможности заниматься творчеством.

Некоторые творческие деятели из-за невыносимых условий  работы покинули Родину. Все это  вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил советского общества, ломало судьбы людей. Имена вынужденных эмигрантов вычеркивались из советской культуры, их книги изымались из библиотек. Негласные запреты превратились в норму.

В целях регулирования  тематики художественных произведений с середины 70-х годов была введена  система государственных заказов, прежде всего в области кинематографии. Возросло влияние цензурного пресса. Родилось понятие полочного фильма, снятого, но не допущенного на экран  в силу "идеологической невыдержанности" или присутствия в нем элементов  формализма. Та же практика распространялась на организацию художественных выставок, театральных спектаклей, исполнение музыкальных произведений. Было ограничено знакомство советской публики с  образцами художественной культуры стран Восточной Европы.

Запрещались или  замалчивались авангардные направления  в искусстве. Не исполнялись, например, музыкальные произведения А. Г. Шнитке. В полузапрете находилось творчество поэтов-бардов Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, В.С. Высоцкого.

Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной, так как партия якобы преодолела "последствия культа личности". В 70-е годы Сталин стал вновь появляться в книгах и фильмах о войне  в образе мудрого полководца.

Идеологические  и организационные проблемы культурной жизни усугублялись материальными  трудностями.

В это же время  все более активные формы приобретает  диссидентское движение (см.Терминологический словарь).

Диссидентство и многообразие его течений. Давление идеологического пресса на творческую интеллигенцию не было явлением произвольным со стороны власти, скорее ответом  на рост оппозиционных настроений в  обществе, получивших выражение в  диссидентском движении. Его рождение нередко связывают с демонстрацией 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади и коллективным письменным обращением к властям с просьбой пересмотреть решение суда и выпустить писателей А.Синявского и Ю.Даниэля на свободу, а также с открытым выступлением на Красной площади в Москве 25 августа 1968 года восьми человек, протестовавших против введения советских войск в Чехословакию.

Наблюдался рост политического недовольства в ряде университетов страны (Тарту, Ленинграде), Институте экономики Сибирского отделения АН СССР. Его распространению  способствовали аресты писателей. Процессы над ними нередко носили показательный характер, обвинение выносилось по статье 70 Уголовного кодекса за "агитацию или пропаганду, проводимую с целью подрыва или ослабления Советской власти". Вслед за Синявским и Даниэлем последовали аресты А. Гинзбурга, составившего "Белую книгу" из протестов против первого процесса 1966 года, П Литвинова, Ю. Галанскова, основателей самиздатовского журнала "Феникс", А. Марченко, автора первой книги о лагерях хрущевского времени ("Мое свидетельство"). С апреля 1968 года диссидентское движение начало издавать "Хронику текущих событий", выходившую подпольно и информировавшую о всех имевших место изъявлениях протеста.

В конце 60-х годов  основные течения диссидентов объединились в "Демократическое движение", представленное тремя направлениями: "подлинным марксизмом-ленинизмом" (лидеры братья Рой и Жорес Медведевы), либерализмом - в лице А. Д. Сахарова и традиционализмом, защищаемым А. И. Солженицыным.

Программа Медведевых ратовала за возвращение к истокам  марксизма-ленинизма, не искаженным сталинской идеологией, А.Д. Сахаров выступал за введение демократии западного образца  при сохранении общественной собственности  в стране, А.И. Солженицын в основу обновления закладывал идеалы христианской морали и монархического политического  устройства. "Демократическое движение" не имело широкого резонанса в  стране, однако свое настоящее признание  получило за границей, прежде всего  благодаря авторитету А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына.

Художественная  культура периода "застоя". Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х  годов отличалась разнообразием  и богатством. В литературе и искусстве  продолжали жить идеалы гуманизма и  демократии, звучала правда о настоящем  и прошлом советского общества.

Были созданы  высокохудожественные произведения о  Великой Отечественной войне (Ю.В. Бондарев "Горячий снег", Б.Л. Васильев "А зори здесь тихие..." и "В  списках не значился", К.Д. Воробьев "Убиты под Москвой). Художественные произведения тех лет не только более  смело раскрывали конфликты и  события минувшей войны, но и заостряли  свое внимание на судьбе отдельно взятого  человека на войне.

Острые социальные проблемы, и прежде всего советской  деревни, поднимали писатели В. Г. Распутин (повести "Последний срок", "Живи и помни" и "Прощание с Матерой"}; В.А. Солоухин ("Владимирские проселки); В.П. Астафьев ("Кража" и "Царь-рыба"), Ф.А. Абрамов (трилогия "Пряслины" и роман "Дом"), В.И. Белов ("Плотницкие рассказы", роман "Кануны"), Б.А. Можаев ("Мужики и бабы"). Содержание большинства произведений не оставляло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-"деревенщики" не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. 

Нарушение преемственности  традиций приводило к вымиранию  старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад  сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни - понятие "дома", в которое издревле русские люди вкладывали и понятие "отечество", "родная земля". Через осмысление этого понятия осуществлялась и глубокая связь поколений.

Признанным лидером "бытовой" прозы стал Ю.В.Трифонов, интересовавшийся нравственными проблемами современников (повести "Обмен", "Другая жизнь", "Старик"). К этому  же жанру можно отнести романы Ю. Бондарева "Берег" и "Выбор", повести Б. Васильева "Самый последний  день" и "Не стреляйте в белых  лебедей".

Особое место  в искусстве заняли книги и  фильмы В. М. Шукшина, выводившего образы "странных" людей из народа и  отразившего перелом в их сознании под влиянием наступления городской  культуры на сельскую.

Автором популярных остроконфликтных нравственных пьес "Старший  сын", "Утиная охота", "Прошлым  летом в Чулимске" был драматург А. В. Вампилов.

Большой популярностью  в стране и за рубежом пользовалось творчество национальных писателей: киргиза  Ч. Айтматова (повести "Джамиля", "Прощай Гульсары", "Белый пароход", "И дольше века длится день" и др.), белоруса В. Быкова (повести "Мертвым не больно", "Круглянский мост", "Сотников" и др.), грузина Н. Думбадзе (повести "Я, бабушка, Илико и Илларион", "Я вижу солнце", роман "Белые флаги"), эстонца Я. Кросса (романы "Между тремя поветриями", "Императорский безумец").

На 60-е годы приходится творчество рано ушедшего из жизни (1971) русского поэта Н. Рубцова. Его лирике свойственны предельно простая стилистика, напевная интонация, душевность, неразрывная связь с Родиной.

Теме Родины, ее судеб посвящал свои музыкальные  произведения композитор Г.В. Свиридов ("Курские песни", "Пушкинский венок", сюиты "Время, вперед", музыкальная  иллюстрация повести А.С. Пушкина "Метель").

70-е годы были  временем подъема советского  театрального искусства. Особенной  популярностью у передовой общественности  пользовался Московский театр  драмы и комедии на Таганке.  На его сцене были поставлены "Добрый человек из Сезуана" Б. Брехта, "Десять дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду, "А зори здесь тихие..." Б. Васильева, "Дом на набережной" Ю. Трифонова, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Среди других коллективов выделялись театр имени Ленинского Комсомола, театр "Современник", театр им. Е. Вахтангова.

Центром музыкальной  жизни оставался Академический  Большой театр в Москве. Его  прославили имена балерин Г. Улановой, М. Плисецкой, Е. Максимовой, балетмейстеров Ю. Григоровича, В. Васильева, певиц  Г. Вишневской, Т. Синявской, Б. Руденко, И. Архиповой, Е. Образцовой, певцов 3. Соткилавы, Вл. Атлантова, Е. Нестеренко.

На весь мир  гремело имя Д. Ф. Ойстраха, одного из ведущих скрипачей современности, создателя советской скрипичной школы. Мировую популярность приобрело  исполнительское искусство пианистов  С. Т. Рихтера и Э.Г. Гилельса, скрипача Л. Когана

В 70-е годы началась так называемая "магнитофонная  революция". Песни прославленных  бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича большой популярностью  пользовались произведения Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Городницкого, А. Дольского, С. Никитина, Н. Матвеевой, Е. Бачурина, В. Долиной. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни, начали проводиться их всесоюзные слеты. Симпатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

В эти годы получила свое особое художественное звучание и одна из острых глобальных проблем  ХХ века - проблема взаимоотношения  человека и природы. Нерешенность проблем, связанных с нерациональным использованием природных богатств, сказывалась  и на духовном мире человека, порождала  потребительское отношение к  природе, бессердечие, бездуховность.

В целом художественная культура сумела поставить перед  советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих  произведениях эти проблемы решить.

Массовая и  официальная культура. В 70-е годы выделились два пласта в художественной культуре - официальный и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. И тот, и другой пласты включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения. В самиздате  ходили не только произведения Бродского  и Набокова, но и низкопробные детективы. И наоборот, официальная культура не исчерпывалась только произведениями с ярко выраженной идеологической направленностью.

Узкие рамки  официально дозволенных идей, тем  и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. Избавление общества от страха, охватившего общество во время культа личности, и появление  технических возможностей распространения  привели к расширению неофициальной  культуры. Своеобразным феноменом неофициальной  культуры стали "кухонные" диспуты  московской интеллигенции, а также  возобновление споров западников и  славянофилов.

9. Отечественная  культура и "перестройка" 

Обновление системы  государственного социализма, начатое  партийным руководством во главе  с М.С.Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985 - 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Информация о работе Советская культура и современная Россия