Советская культура и современная Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:00, реферат

Краткое описание

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Советская культура и современная Россия.docx

— 108.86 Кб (Скачать файл)

Перестройка как  процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана  с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки  общества.

Решающее значение для перемен в культурной жизни  общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность  как необходимое условие курса  на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной  идеологии. Классовый подход с его  идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического  плюрализма" мнений. Однако разрешенный  сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Для "перестройки" характерны идейные разногласия  и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда  единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

Нестабильность  политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели  к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с  Русским Зарубежьем и современные  средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление цензуры  вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение И осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники".

80-е годы - время  сосредоточения художественной  культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи  заставляет прибегать к таким  формам художественного образного  мышления как притча, миф, символ ("Плаха" Ч. Айтматова, фильм  "Покаяние" Т. Абуладзе).

Смягчение идеологического  диктата позволило расширить  культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась  в спецхранах. За два-три года "толстые" литературно-художественные журналы  вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница  между подцензурной литературой  и самиздатом размывалась. На экраны возвращались "полочные" (не пропущенные  в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов.

Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов  стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что  в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали публиковаться  документы, недоступные ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса к публицистическим произведениям  и документальной прозе.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых  годов - является возникновение мощного  потока "возвращенной" художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для  себя сознательно изгнанные ранее  из отечественной культуры имена  и произведения, широко известные  на Западе: лауреатов Нобелевской  премии Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына, И.Бродского, а также В.В.Набокова, Э.Лимонова, В.Аксенова, М.Шемякина, Э.Неизвестного.

По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре.  

Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Вместе с тем  ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели  и негативную сторону. В страну устремились  сотни проповедников различных  конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

К концу перестройки  государственная культурная политика должна была решать принципиально новые  задачи: как обеспечить поддержку  высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными  мерами регулировать распространение  массовой культуры.

10. Культура в  постсоветский период 

Реалии культурной жизни постсоветской эпохи. Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур  привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.

Но процессы культурного развития не прерываются  с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России, органически связана  со всеми предшествующими периодами  истории страны. Вместе с тем новая  политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре.

Кардинальным  образом изменились ее взаимоотношения  с властью. Государство перестало  диктовать культуре свои требоания, и культура утратила гарантированного заказчика.

Исчез общий  стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего  культурного развития стало делом  самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно  широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные  возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход  к рыночным отношениям усилили опасность  коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего  музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим ценностям".

Духовная сфера  переживает в середине 90-х годов  острый кризис. В сложный переходный период возрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества, политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению  ею несвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества. Стремление направить страны на рельсы рыночного развития приводит к невозможности  существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной  поддержке. Возможность так называемого "свободного" развития культуры на почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населения  приводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, - росту преступности.

Одновременно  продолжает углубляться раздел между  элитарными и массовыми формами  культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти  процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности  доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

В социокультурной ситуации, сложившейся в российском обществе к середине 90-х годов, человек, как живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социально-культурного, наследственного и прижизненно приобретенного уже не может нормально развиваться. Действительно, большинство людей по мере укрепления рыночных отношений все больше отчуждаются от ценностей отечественной культуры. И это вполне закономерная тенденция для того типа общества, которое создается в России в конце XX столетия. Все это, ставшее реальностью за последнее десятилетие, подводит общество к пределу накопления взрывоопасной социальной энергии.

Словом современный  период развития отечественной культуры можно обозначить как переходный. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция. В современной отечественной  культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции. Но их можно, условно говоря, объединить в две группы.

Первая: тенденции  разрушительные, кризисные, содействующие  полному подчинению культуры России стандартам западной цивилизации.

Вторая: тенденции  прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемыми и исповедуемыми  народами России.

Борьба между  этими по своей сути антагонистическими тенденциями, видимо, и будет определять основное направление развития отечественной  культуры третьего тысячелетия.

Культура России и эпоха "постмодерна". Современные культуротворческие процессы, происходящие в России, - неразрывная часть общемирового развития конца XX - начала XXI веков, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, от "модерна" к "постмодерну".

Духовное состояние  западной культуры и искусства современности  получило название постмодернизм. Оно  родилось из трагического осознания  невозможности восстановить всеобщую гармонию через превознесение единичного. Главной ценностью постмодернизма является "радикальная множественность". По мнению немецкого исследователя  проблем современной культуры В. Велша, эта множественность - не синтез, а эклектическое сочетание разнородных элементов, стирающее грани между создателем ценностей и их потребителем, между центром и периферией, превращающее ценности в антисимволы посредством утраты их глубинных связей с духовной составляющей культуры.

Так, в мире постмодернизма происходит деиерархизация культуры, делающая невозможным утверждение новой системы ценностей. В силу этого современный человек обречен пребывать в состоянии духовной аморфности. Он способен обозревать все, но ничто не может оформить его изнутри. Поэтому столь необходимыми становятся внешние формы ограничения людей, которые всячески стремятся укрепить западный мир посредством моды, общественного мнения, стандартизации жизни, повышения ее комфортабельности и т. д.

В силу этих же причин первое место в культуре стали  занимать средства массовой информации. Им даже присвоено имя "четвертой  силы", имея в виду три другие - законодательную, исполнительную и  судебную.

В современной  отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п. Действительно, сегодня как бы на равных сосуществуют такие не только не связанные друг с другом, но друг друга взаимоисключающие явления, как вновь обретенные культурные ценности русского зарубежья, заново переосмысленное классическое наследие, ценности официальной советской культуры.

Таким образом, как раз и складывается общая  картина культурной жизни России, характерная для постмодернизма, широко распространенного в мире к концу нашего века. Это особый тип мировоззрения, направленный на отказ от всех норм и традиций, установления каких-либо истин, ориентированный  на безудержный плюрализм, признание  равноценными любых культурных проявлений. Но постмодернизм не в состоянии примирить непримиримое, так как не выдвигает для этого плодотворных идей, он лишь совмещает контрасты как исходный материал дальнейшего культурно-исторического творчества.

В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.

Наша культура вполне может дать ответ на вызовы современного мира. Но для этого  надо перейти к таким формам ее самосознания, которые перестали  бы воспроизводить одни и те же механизмы  непримиримой борьбы, жесткой конфронтационности, отсутствия "середины". Непременно необходимо уйти от мышления, ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки.

Современные модели развития многонациональной культуры России. Смутное время, которое сейчас переживает отечественная культура, - не новое явление, а постоянно  повторяющееся, и всегда культура находила те или иные ответы на вызовы времени, продолжала развиваться. Весь мир оказался на перепутье на рубеже XXI века, речь идет о смене самого типа культуры, который сформировался в рамках западной цивилизации в течение  нескольких последних веков.

Информация о работе Советская культура и современная Россия