Советская культура и современная Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:00, реферат

Краткое описание

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Советская культура и современная Россия.docx

— 108.86 Кб (Скачать файл)

В 1942 году симфония была исполнена в США и в  других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство всего  мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий  общественный резонанс.

В годы войны  советская драматургия создала  подлинные шедевры театрального искусства. В начальный период войны  были опубликованы быстро ставшие популярными  пьесы Л. Леонова "Нашествие", К. Симонова "Русские люди", А. Корнейчука "Фронт".

Появились и  такие известные и любимые  многими и сегодня произведения отечественной литературы как главы  романа М. Шолохова "Они сражались  за Родину", "Наука ненависти", повесть В. Василевской "Радуга". Сталинградской битве посвящены  повести К. Симонова "Дни и ночи" и В. Гроссмана "Направление главного удара". О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.С. Шагинян и Ф.В. Гладкова. Во время войны были опубликованы первые главы романа А. Фадеева "Молодая гвардия". Публицистика тех лет представлена статьями К. Симонова, И. Эренбурга.

В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва  создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, М. Светлова, К. Симонова. Так, образы защитников Ленинграда создали О. Берггольц в "Ленинградской поэме" и В. Инбер в поэме "Пулковский меридиан". Огромной популярностью пользовались поэма А. Т. Твардовского "Василий Теркин", поэма М. И. Алигер "Зоя".

Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза: Муса Джалиль, П.П. Вершигора, А. Гайдар, А. Сурков, Е. Петров, А. Бек, К. Симонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов.

Приход к власти в ряде стран фашизма и начало Великой Отечественной войны  возродили русскую патриотическую тему в кинематографе ("Александр  Невский", "Суворов", "Кутузов"). На базе эвакуированных киностудий "Ленфильм" и "Мосфильм" в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). В эти годы на киностудии работали кинорежиссеры: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, братья Васильевы, Ф. Эрмлер, И. Пырьев, Г. Рошаль. Около 80% всех отечественных художественных фильмов в годы войны было поставлено на этой киностудии. Всего за годы войны было создано 34 полнометражные картины и почти 500 киножурналов. Среди них "Секретарь райкома" И.А. Пырьева, "Нашествие" А. Роома, "Радуга" М.С. Донского, "Два бойца" Л.Д. Лукова, "Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера, документальная картина "Разгром немецких войск, под Москвой" Л. Варламова и И. Копалина. На передовой линии фронта и в партизанских отрядах находилось более 150 киноопреаторов.

Для культурного  обслуживания фронта создавались фронтовые  бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры (к 1944 года их было 25). Первым из них был театр "Искра" из актеров театра им. Ленинского Комсомола - добровольцев народного ополчения, затем были организованы фронтовые  филиалы Малого театра, Театра им. Е. Вахтангова и комсомольский театр  ГИТИСа. За годы войны в составе таких бригад на фронтах побывали более 40 тысяч работников искусства. Среди них были корифеи русской сцены И.М. Москвин, А. К. Тарасова, Н.К. Черкасов, М.И. Царев, А.А. Яблочкина и другие.

Исключительным  успехом пользовались в военные  годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением  Е. Мравинского, ансамбля песни и  пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного  хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Скульптурным  символом военных лет и памятью  павшим войнам стала 13 -метровая статуя советского воина-освободителя с девочкой на руках и опущенным мечом, водруженная  после войны в Берлине в  Трептов-парке (скульптор Е.В. Вучетич).

Война, героизм  советских людей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки "Оборона  Севастополя", С.В.Герасимова "Мать партизана", картине А.А. Пластова "Фашист пролетел" и других.

Война и культурное достояние. Оценивая ущерб культурному  достоянию страны, Чрезвычайная государственная  комиссия по расследованию злодеяний  захватчиков называла в числе  разграбленных и разрушенных 430 музеев из 991, находившихся на оккупированной территории, 44 тысячи дворцов культуры и библиотек. Были разграблены дома-музеи  Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, Т.Г. Шевченко в Каневе. Безвозвратно утраченными оказались фрески XII века в Софийском соборе Новгорода, рукописи П. И. Чайковского, полотна И.Е. Репина, В.А. Серова, И.К. Айвазовского, погибшие в Сталинграде. Разрушены были древние архитектурные памятники старинных русских городов - Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери, Ржева, Вязьмы, Киева. Пострадали пригородные архитектурные ансамбли-дворцы Санкт-Петербурга, архитектурные монастырские комплексы Подмосковья. Невосполнимы были людские потери. Все это сказалось на развитии отечественной культуры после войны.

Таким образом, несмотря на предшествующий Великой  Отечественной войне период тоталитаризма  в истории страны, жесткого идеологического  давления на всю отечественную культуру, перед лицом трагедии, опасности  чужеземного завоевания из подлинной  культуры уходит идеологизированная лексика и на первый план выдвигаются вечные, глубинные, подлинно народные ценности. Отсюда поразительное единство культуры тех лет, стремление людей к защите своей Земли, ее традиций.

7. Послевоенная  культура России 

Особенности отечественной  культуры послевоенного времени. Переход  от войны к миру создавал благоприятные  условия для развития культуры, государственные  расходы на которую значительно  возрастали.

В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала. За годы войны  резко уменьшилось количество школ (было уничтожено 82 тысячи школ, много  высших учебных заведений, НИИ, музеев и других учреждений культуры). Однако уже в первую послевоенную пятилетку  было сделано многое для восстановления и развития системы народного  образования. Важнейшим результатом  этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего  образования.

Несмотря на трудности послевоенного времени широкий размах получили исследования ученых. В стране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение.

В советской  гуманитарной науке этого периода  начинают разрабатываться новые  подходы к исследованию общественного  сознания. Это связано с тем, что  советский народ начинает знакомиться  с культурой других стран и  осуществлять духовные контакты со всеми  континентами.

В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. В литературу вступило поколение  фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. На документальной основе создаются роман  А. Фадеева "Молодая гвардия" и "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого. Одним из первых попытался  сказать правду о войне В.Некрасов в повести "В окопах Сталинграда".

Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии  в послевоенные годы не суждено было осуществиться. Литература и искусство  по-прежнему рассматривались как  средства воспитания масс.

В искусстве  была сделана установка на шедевры. Художественные музеи должны были экспонировать  лишь высочайшие образцы отечественного искусства. В кино такая политика привела к резкому сокращению числа новых фильмов. На экране значительное место заняли историко-биографические фильмы, зачастую схематичные и помпезные. Самое выдающееся кинопроизведение на историческую тему - фильм С.Эйзенштейна "Иван Грозный", законченный в 1945 году был запрещен (запрет относился  ко второй серии фильма).

В сложном положении  оказались театры. Аншлаги военных  лет сменились полупустыми залами. В большинстве театров на сцене  возобладал бытовой жанр. Огромное негативное влияние на развитие всей отечественной культуры послевоенного  времени оказали массовые идеологические кампании.

Послевоенные  идеологические кампании. В целом  послевоенная идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной  для развития культуры и науки. Распространение  получили догматизм, цитатничество. Критерием  истины становились высказывания руководителей.

Изоляционистская  политика советского руководства подкреплялась  широкой идеологической кампанией  борьбы с низкопоклонством перед  Западом. Страницы газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все  отечественное, русское и советское. Журналисты доказывали первенство русских  практически во всех научно-технических  открытиях.

Кампания борьбы с низкопоклонством затронула и  художественную жизнь. Изобразительное  искусство Запада, начиная с импрессионистов, объявлялось целиком упадническим. В 1948 году был закрыт Музей нового западного искусства.

Крупные открытия зарубежных ученых в области квантовой  механики, кибернетики объявлялись  враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. На сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948 года монопольное положение в области агробиологии заняла группа Т. Д. Лысенко, поддержанная руководством страны. В результате советская биология серьезно пострадала от типично отечественного изобретения - "лысенковщины" и была отброшена в своих исследованиях на многие годы назад.

В 1947 году прошла дискуссия по философии, в 1950 году - по языкознанию, в 1951 году - по политэкономии. В первой дискуссии партию представлял  член Политбюро ЦК, занимавшийся вопросами  идеологии, А.А. Жданов, в двух других - И.В. Сталин. Их участие исключало  возможность свободного обсуждения проблем, а выступления воспринимались как руководящие указания. Надо отметить, что даже в ленинском наследии были сделаны купюры. Так, в четвертое  издание сочинений В.И. Ленина не вошли работы "Письмо к съезду", "О придании законодательных функций  Госплану" и "К вопросу о  национальностях или об "автономизации", которые не отвечали официальным идеологическим взглядам и могли подорвать престиж руководителей Советского государства.

Типичным явлением конца 40-х годов стали проработочные кампании в научных, вузовских и творческих коллективах, создававшие нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе с формализмом и космополитизмом.

В 1948 году состоялся  первый Всесоюзный съезд советских  композиторов и трехдневное совещание  деятелей советской музыки в ЦК партии. На них проявилось стремление искусственно разделить композиторов на реалистов  и формалистов. Причем в формализме в очередной раз были обвинены Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин, А.И. Хачатурян. События 1948 г. негативно сказались и на развитии профессиональной эстрады -оркестры (джазы) Л. Утесова и Э. Рознера вынуждены были поменять свою ориентацию.

В 1946-1948 годах  в ряде постановлений ЦК ВКП (б) ("О  журналах "Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров  и мерах по его улучшению", "О  кинофильме "Большая жизнь", "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели") деятели культуры обвинялись в аполитичности, безыдейности, пропаганде буржуазной идеологии. Эти документы содержали оскорбительные оценки творчества и личности А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Д.Д. Шостаковича, В.И. Мурадели.

В 1946 году за несоответствие общим стандартам были подвергнуты  критике и гонениям такие известные  деятели культуры, как режиссеры  С.М.Эйзенштейн, В.И.Пудовкин, Г.М.Козинцев, композиторы С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян, Н.Я. Мясковский.

В борьбу с "формализмом" активно включилась созданная в 1948 году Академия художеств СССР во главе с А. М. Герасимовым. Наступление  на формализм выключило из художественной жизни талантливых мастеров А.Осьмеркина, Р.Фалька, оставило тяжелые следы в творческой судьбе С.Герасимова, П.Корина, М.Сарьяна.

О положении  в литературе на Втором Всесоюзном съезде советских писателей в 1954 году М. Шолохов говорил, что бедствием остается серый поток бесцветных произведений, который наводняет последние годы книжный рынок. Расхожими были сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой. Образ зазнавшегося директора, которого перевоспитывает новый передовой руководитель, выводящий коллектив из трудностей, - таков набор типажей и уровень понимания общественных проблем.

Идеологическая  пропаганда принимала все более  шовинистический и антисемитский  характер. В январе 1949 года началась кампания против "безродных космополитов", которая повлекла за собой разрушительное вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и искусства. Большинство обвиненных в космополитизме оказались евреями. Борьба с космополитизмом приобретала особенно зловещий смысл на фоне других событий того времени: в декабре 1948 г. был распущен Еврейский антифашистский комитет, а его активные деятели арестованы, в 1949 году убит С.Михоэлс, народный артист СССР, художественный руководитель Московского государственного еврейского театра. Закрывались еврейские культурные учреждения - театры, школы, газеты. Апогея эта кампания достигла в последние месяцы жизни Сталина, когда была арестована группа видных врачей-евреев, работавших в Кремлевской больнице и обвиненных в преднамеренном убийстве высокопоставленных пациентов.

Информация о работе Советская культура и современная Россия