Женский мир в русской культуре XVIII - начала XIX вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении психологических, философских и культурных предпосылок «женского мира» в русской культуре XVIII – начала XIX в., и рассмотрении основных составляющих этого культурного феномена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Философские и психологические основы формирования «женского мира» в русской культуре………………………8
1.1. Формирование ценности «женского мира» в русской культуре XVIII – начала XIX в. …………….8
1.2. Статус женщины в русской культуре XVIII – начала XIX в. ….............................………………18
Глава 2. Русская дворянка XVIII – начала XIX в.
2.1. Чувственный мир русской дворянки……………………………...………….40
2.2. Стереотипы светского женского поведения…………………………………53
2.3. Женские образы XVIII в. ……………………………………………………..72
Глава 3. Реализация идеи женского образования на примере Смольного института……………………………………86
3.1. Предпосылки, идея создания и открытие Смольного института…………..86
3.2. Обучение и принципы воспитания в Смольном институте………………...91
Заключение………………………………………………………………....109
Список источников и литературы…………….………………………...…115

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Женский мир в русской культуре.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Исторический факультет

Кафедра новейшей истории  России

 

 

«Женский мир» в русской культуре

 XVIII - начала XIX вв.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

по специальности 050401.65 – история

 

 

студентки 5 курса Кокаревой

Елены Николаевны

_________

Научный руководитель – 

к.и.н., доцент С.В. Джунджузов

__________

 «      »  _______ 2011 г.

Допущена к защите

«     » _____ 2011 г.

Зав. кафедрой – д.и.н., профессор

_________ Сафонов Д.А.

 

 

 

 

Оренбург 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….....3

Глава 1. Философские и психологические основы формирования «женского мира» в русской культуре……………………………………………………...……8

1.1. Формирование ценности «женского мира» в русской культуре XVIII – начала XIX в. ………………………………………………………………………..….8

1.2. Статус женщины в русской культуре XVIII – начала XIX в. ….............................…………………………………………………………………18

Глава 2. Русская дворянка XVIII – начала XIX в. ………………………………. ………………………………………………………………………………..….......40

2.1. Чувственный мир русской дворянки……………………………...………….40

2.2. Стереотипы светского женского  поведения…………………………………53

2.3. Женские образы XVIII в. ……………………………………………………..72

Глава 3. Реализация идеи женского образования на примере Смольного института………………………………………………………………………………….86

3.1. Предпосылки, идея создания и открытие Смольного института…………..86

3.2. Обучение и принципы воспитания в Смольном институте………………...91

Заключение………………………………………………………………....109

Список  источников и литературы…………….………………………...…115

 

Введение

 

Одним из специфических  аспектов культуры России XVIII столетия стало выделение особой сферы «женского мира». Этот культурный феномен был обусловлен не только активным влиянием Западной Европы, где в этот период разворачивалась социокультурная ситуация под названием «галантный век», но и логичным продолжением развития «мужской» российской культуры. С «женским миром» в России связано активное развитие искусства, салонов и светской культуры в целом. С появлением нового образа мужчины потребовался новый образ женщины, возникли новые социальные роли. При этом понятие «женский мир» гораздо шире понятий «образ женщины», «культура женщин», роли женщины и т.д. Оно не локализуется вкладом выдающихся женщин в культуру, не зависит от активной творческой позиции женщин. Это особая ценностная и знаковая система в культуре, ориентирующая на вневременные этические нормы, доминирование индивидуального чувственного начала в противовес рационализму, безликой «структуре», приоритет частной жизни государственным ценностям. Поэтому изучение феномена «женского мира» является весьма актуально, особенно в периоды кризиса существующей системы ценностей.

Несмотря на то, что восемнадцатый век находится под пристальным вниманием исследователей, и в нем практически нет «белых пятен», тема женского мира появилась в истории культуры сравнительно недавно, обращение к ней во многом связано с расширением интереса к гендерной истории и культуры повседневности. Как отдельная проблема эта тема звучит и в рамках антропологического подхода в истории Петербургского периода. Занимая все большее место в русле научных поисков, тема «женского мира» пока еще не претендует на освоенность, скорее можно говорить о постановке актуальной научной проблемы.

Объект исследования – специфический аспект культуры России XVIII столетия - «женский мир», как особый культурный феномен.

Предмет исследования – русская дворянка XVIII – начала XIX в.

Цель данной работы заключается в выявлении психологических, философских и культурных предпосылок «женского мира» в русской культуре XVIII – начала XIX в., и рассмотрении основных составляющих этого культурного феномена.

Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи. Во-первых, необходимо выявить социокультурную ситуацию XVIII в., в которой созревали психологические предпосылки появления «женского мира». Во-вторых, выяснить концептуальную философскую основу ценностной переориентации. В-третьих, рассмотреть изменение женского самосознания на примере мира чувств русской дворянки. Нормы, правила, стереотипы поведения светской жизни являются четвертой задачей исследования. Как они реализовывались в конкретных женских образах будет обозначено в качестве пятой задачи. Наконец, реализация идеи женского образования и воспитания в русле грандиозного социального проекта создания «новой породы» людей на примере Смольного института составит последнюю задачу исследования.

Хронологические рамки работы охватывают период XVIII – начала XIX в., время зарождения новой светской культуры и становления основных ее знаковых форм.

 Историография, посвященная женской тематики весьма обширна. При этом работ, выделяющих «женский мир» как отдельную сферу, культурный феномен очень мало, этот аспект в историографии сравнительно молод. Первыми исследователями женской тематики можно назвать писателей XVIII в., и, в частности, моралиста и публициста князя М.М. Щербатова. Его желчный памфлет «О повреждении нравов» не вызывал сомнения: европеизацию страны князь прочно связывал с ее деморализацией, считая, что в его время «сластолюбие» окончательно заменило ту «простоту», которой отличалась мораль столетием раньше. М.М. Щербатов не анализировал, и даже не констатировал, он скорее негодовал и сурово обличал изменившуюся женскую социальную роль. В XIX столетии появились исследования, посвященные анализу изменения статуса женщины в русском обществе. В этом плане следует выделить статью Иконникова В. «Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее»1 и работу обобщающего характера Мордовцева Д. «Русские женщины Нового времени: Женщины первой половины XVIII в.»2, где рассматривается роль выдающихся женщин в культуре России, при этом автор сопоставляет внешние бытовые изменения, выход женщины на историческую сцену, но об автономности и самоценности «женского мира» в культуре пока еще речи не было. В целом, историографию женской проблематики XIX . отличает описательный характер. Авторов интересуют выдающиеся женские персонажи, необычные женские судьбы, женщины, прославившиеся своей деятельностью3. Заметки о правилах светской жизни, нормах женского поведения мы встречаем в работах, описывающих повседневную жизнь, например, у Пыляева М.4

Советская историография  долгое время не придавала этой теме значения, поскольку довлел миф об угнетенном положении женщин в России, продолжалась линия исследования вклада выдающихся женщин в культуры, но сама женская сфера не выходила за рамки бытовых описаний. Можно сказать, что изучение «женского мира» как такового началось сравнительно недавно с работ советского литературоведа и культуролога Ю.М. Лотмана. Именно он впервые соотнес характер женщины с характером эпохи, определив его как один из самых чутких «барометров общественной жизни» с одной стороны и как носитель надысторических качеств с другой. Выводя «женский мир» за рамки бытовой приземленности, Лотман фактически отождествляет с ним гуманистическое и духовное начало в русском обществе петербургского периода. Противопоставляя «мужской» взгляд и «женский»,  он противопоставляет историческое и вечное, более того «женский взгляд становится реализацией вечно человеческого».5

В новейшем исследовании Н.А. Хренова и А.Б. Соколова «Художественная жизнь императорской России» «женский мир» рассматривается как субкультура, отклоняющаяся от господствующих ценностных ориентаций, как реакция на кризис «мужской» рационалистической культуры. В монографии выявляются глубинные архетипические основы статуса женщины в России, а также философские предпосылки торжества «женских» ценностей6.

Тема «женского мира»  разрабатывается и в рамках гендерного подхода, например в работах Н.Л. Пушкаревой7. Кодекс светской жизни и место в ней женщины излагается в работе Е. Лаврентьевой «Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет»8.

Источниковая  база работы представлена в первую очередь мемуарной литературой. Ценнейшие сведения о женских образах можно почерпнуть из воспоминаний графа В.А. Соллогуба, тонкие оценки женских переживаний и поступков мы находим в мемуарах П.А. Вяземского, воспоминаниях Ф.М. Толстого. Штрихи к женским портретам великолепно даны в записках С.Н. Глинки, С.Г. Волконского и др. Число «мужских» мемуаров гораздо больше «своеручных записок» образованных дворянок, среди них опубликованы и использованы в работе мемуары А.Е. Лабзиной, М.А. Паткуль, Н.Б. Долгорукой, С.В. Капнист-Скалон, К.К. Павловой, Л.А. Растопчиной, Е.П. Яньковой и др. Появление в середине XVIII в. «женской» прозы и мемуаристики властно свидетельствует об усилении тенденции к индивидуальному, иначе как можно оценить желание представительниц привилегированных социальных страт фиксировать на бумаге свой образ мыслей и «чувствований».

Среди мемуарной литературы представляет интерес анализ наблюдения иностранцев (Ш. Массона, Дж. Казановы, И. Корба и др.), реконструкция «женского мира» и его отражение в мужских представлениях и стереотипах  - одна из задач, которая может быть поставлена при их анализе. Примечательны в этом плане и источники, созданные иностранками, которые могли сопоставлять сравнительно молодой российский опыт светской жизни с европейскими эталонами (баронесса де Сталь, леди Рондо).

Большое значение в исследуемой  тематике имеют и источники личного  происхождения – письма, дневники, записки, это кладезь информации о душевном мире образованных россиян XVIII – начала XIX в. При этом необходимо уточнить, что репрезентативность таких источников - с точки зрения задач обобщения, реконструкции картины мира целого социального слоя (дворянок) – весьма условна. Однако, собирая случайные упоминания и сопоставляя их с отнюдь не случайно изложенными эпизодами, можно составить своеобразную «серию индивидуальных случаев», характеризующих типы и модели женского (и именно дворянского) поведения.

Наконец, еще одной  группой источников являются тексты эпохи - литературные произведения XVIII – начала XIX в., написанные в жанрах классицизма, сентиментализма и отчасти романтизма, например, произведения М.Д. Чулкова, Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина. Источником для изучения философских предпосылок являются произведения Руссо.

Методологическую  основу работы составляют историко-системный, историко-генетиченский, историко-сравнительный и культурно-исторический методы. В изучении культурно-психологического типа выпускниц применялись социокультурный и антропологический подходы, а также методы психологии.

Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения.

 

Глава 1. Философские и  психологические основы формирования «женского мира» в русской  культуре

 

1.1. Формирование ценности «женского мира» в русской культуре XVIII в.

Одним из следствий культурного  переворота в России XVIII в. было сильное влияние женского культурного начала. Женское просвещенное правление, реализация понятий «светская жизнь», «светский салон» создали особый «женский мир» русской культуры. Женщина была выключена из сферы государственной службы, однако создание «регулярного государства» в России коснулось своей регламентации и ее статуса. Поскольку сами женщины не служили и чиной не имели, то их чин обозначался по чину отца или мужа.

К образованным женщинам-дворянкам  переходят ключевые сферы культуры: мода, воспитание и образование детей, интерьер, искусство, литература. Ю.М. Лотман утверждал: «Роль женщины в дворянском быту и культуре в течении рассматриваемых лет становится все заметнее. Женщина не могла выполнять чисто мужских ролей, связанных со службой и государственной деятельностью. Но тем большее значение в общем ходе жизни получало то, что культура полностью передавала в руки женщин».9

Роль женщины напрямую связана  с европеизацией моды в России, утверждении новых эстетических и этических идеалов, созданием новых социальных ролей «кавалера» и «дамы». Но настоящее утверждение ценностей женского мира опосредовано глубокими философско-психологическими проблемами эпохи. «Примерно к 70-м годам XVIII века над Европой проносится дыхание нового времени. Зарождается романтизм, и, особенно после сочинений Ж.-Ж. Руссо, становится принятым стремиться к природе, к «естественности» нравов и поведения. Веяния эти проникли и в Россию. В сознание людей последней четверти XVIII века начинает постепенно проникать мысль о том, что добро заложено в природе, что человеческое существо, созданное по образу и подобию Бога, рождено для счастья, для свободы, для красоты»10.

Популярность Руссо в России можно объяснить тем, что он пропагандировал ценности частной жизни, семью, брак, любовь, материнство, воспитание детей, которые в среде дворянства успели обесцениться. В его трактатах звучит идея, созвучная мещанским ценностям - неприятие праздности, культ семейных ценностей, прославление мужественности, осуждение изнеженности и т. д. Эти идеи явились выражением картины мира, характерной для восходящего сословия деловых горожан или мещанско-предпринимательской субкультуры с ее культом собственности.

Что касается дворян, то их отношение  к частной жизни отличалось от того, что выражает Руссо. К этому времени любовь между супругами в дворянской среде считалась смешным чудачеством, и мужья, искренне привязанные к своим женам, в этой среде скрывали это, опасаясь превратиться в предмет насмешек и издевательств. Утверждая, что в XVIII веке светские формы общения допускали много вольности, исследователь XIX века, имея в виду дворянскую субкультуру, пишет: «Разговоры между дамами и мущинами преимущественно касались любовных похождений, страстных признаний и сплетен двусмысленного содержания о разных знакомых лицах;  волокитство было и общим развлечением и целью. При такой снисходительности всякая шалость, прикрытая модою, почиталась простительною. Нежная, предупредительная любовь между мужем и женою на языке модного света называлась смешным староверством: сатирические издания жалуются на светских дам которые нарядами занимались более, нежели хозяйством, и чужие дома любили больше своего. Но торжество моды было, если муж и жена жили на две раздельные половины, и имели свой особенный круг знакомства, если жена была окружена роем обожателей, а муж содержал «метрессу», что, конечно, стоило больших сумм»11. В светском обществе XVIII века имеет место презрение к семейной жизни, к воспитанию детей, к обязанностям матери. Аристократы XVIII века - эпикурейцы и рационалисты скептически воспринимают проявление искренних чувств. Вместо этого имеет место культ наслаждения, сладострастия, вожделения. «В ту пору «я вас люблю» означает «я хочу обладать вами». Любовь превратилась в искусство, в разновидность спорта.

Совершенно иная картина имеет  место в мещанско-предпринимательской  среде. Здесь характерна семейственность, забота отца и матери о воспитании детей. Причем, это воспитание происходит в соответствии со строгой моралью. В этой среде брак предполагает исполнение целого ряда обязанностей, и если речь идет о женщине, то она должна была отказаться от света, чтобы сосредотачиваться исключительно на семейных заботах. Свою реформу в воспитании Руссо предлагает начать с нового, а по сути дела, традиционного, культивируемого в мещанско-предпринимательской субкультуре статуса женщины, точнее, матери. По его мнению, если вы хотите поставить «вывихнутый» век на место, начинайте с женщины, т. е.  сделайте ее снова матерью, верните ее к очагу и вы будете изумлены переменам, прежде всего, переменам в нравах. Имеющая место в Новое время распущенность нравов есть следствие выхода женщины в общественную жизнь. Эта распущенность есть следствие потухшего семейного  очага.  Когда вокруг женщины нет детей, семья уже не привлекает мужчин, и они перестают почитать мать. В этом случае семья распадается, а дети, братья и сестры едва знакомы друг с другом. «Каждый, - пишет Руссо в своем «Эмиле»,   -  думает лишь  о себе.  Когда дом есть только  печальная пустыня, повеселиться приходится идти в другое место. Но пуст только матери соблаговолят кормить детей своих, нравы преобразуются сами собою, природные чувствования проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг - этот шаг один вновь все соединит. Прелесть домашней жизни - лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливою, становится приятною; она делает отца и мать более необходимыми, более дорогими друг для друга; она крепче завязывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развенчание мужа. Таким образом, правление одного этого злоупотребления скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит во все свои права. Пусть только женщины снова станут матерями, - и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями»12.

Информация о работе Женский мир в русской культуре XVIII - начала XIX вв.